Детское творчество – явление уникальное. Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии ребенка. Изобразительная деятельность заключает в себе большие потенциальные возможности такого влияния. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности для детей. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания и отображения реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства. Своеобразие художественного образа, создаваемого ребенком, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлен особенностями его психического и личностного развития. Изобразительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, и в целом помогают ребенку адаптироваться к школьному обучению.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал развития личности. Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленное взаимодействие детей с объектами природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к ней и вызывает желание отражать ее явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
Клинико-психологическая характеристика детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) помимо проявлений гиперактивности, импульсивности, дефицита внимания, включает нарушения коммуникативной, эмоциональной и других сфер, что нарушает гармоничность личностного развития. В соответствии с этим целью нашего исследования являлось изучение возможности влияния арткоррекции на уровень тревожности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и определение возможности включение ее в комплексное сопровождение детей для гармонизации их развития.
В работе использовались различные методы: беседа с матерями и ребенком; клинико-психологическое обследование; исследование уровня тревожности – тест «Тревожности» (Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен); арткоррекция; статистический анализ: критерий χ2 (Пирсона).
Для достижения цели, в исследование было вовлечено 123 ребенка с СДВГ в возрасте 6,5 ± 1,2 лет. Истинные расстройства поведения определялись по критериям МКБ-10 как самостоятельная нозологическая форма (СДВГ). Все включенные в исследование дети состоят на диспансерном наблюдении в ОГБУЗ «Психо-неврологическом диспансере» в г. Смоленске.
Клинико-психологическая характеристика включенных в исследование детей характеризовалась признаками гиперактивности, импульсивности, дефицита внимания. Эмоциональная сфера детей характеризовалась средним (12 (10 %) детей)) и высоким уровнем тревожности (111 (90 %) детей).
Далее детей с СДВГ случайным образом разделили на две группы. В первую группу вошло 7 детей (2 девочки и 5 мальчиков), с которыми проводилась арткоррекция (основная группа), в контрольную группу вошло 116 детей, с которыми арткоррекционная работа не проводилась.
Арткоррекция осуществлялась на протяжении 1 мес. Занятия проводились 2 раза в неделю (8 занятий), эффективность коррекции оценивали по изменениям уровня тревожности у детей в двух группах (основная и контрольная).
Цель программы: воздействие на эмоциональную сферу ребенка посредством изобразительной деятельности.
Программа составлялась с учетом рекомендаций Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Л.А. Раева, В.С. Мухина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, А.В. Запорожец, Э.И. Залкинд, В.Б. Косминская, Н.М. Зубарева, Н.И. Вазенковой и др.
Во время арткоррекционных занятий дети знакомились с природой во взаимосвязи с изобразительной деятельностью через расширение эмоционального опыта в восприятии поэтических произведений, изображающих природу и рисование природы.
После реализации программы арткоррекции в группах был повторно определен уровень тревожности. Установили, что в группе детей, в которой арткоррекционные мероприятия не проводились уровень тревожности не изменился и составил: средний уровень тревожности регистировался у 12 (10 %) детей, высокий – у 104 (90 %) детей. Тогда как у детей из основной группы была отмечена явная положительная динамика: повышенная тревожность практически не регистрировалась (высокий уровень тревожности установлен – у 1 (14 %) ребенка, средний – не регистрировался, низкий – у 6 (86 %)). Таким образом, можно констатировать, что реализованная программа привела к достоверному улучшению в эмоциональной сфере детей с СДВГ. Высокий уровень тревожности в основной группе регистрировался статистически достоверно реже, чем в контрольной (χ2 = 14,1 при р < 0, 001).
Результаты проведенных исследований свидетельствуют об эффективном воздействии предложенной программы. Это стало возможным потому, что изобразительная деятельность помимо развития воображения ребенка, через творчество положительно влияет и на его эмоциональную сферу. Так же при знакомстве с окружающим миром ребенок получает новые знания, что способствует его интеллектуальному развитию, прививается любовь к прекрасному и к природе, что способствует гармонизации личностного развития ребенка с СДВГ. Итак, необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Это возможно осуществить через изобразительную деятельность, так как она наряду с игрой является важнейшим средством развития творческого воображения ребенка. В рисунке он непроизвольно отражает свои мысли, чувства, переживания, проблемы, фантазии, то есть раскрывает свою личность. В этой связи для оптимизации психологического сопровождения детей с СДВГ необходимо включение в структуру модели комплексной помощи арткоррекционных мероприятий.
Библиографическая ссылка
Семакова Е.В., Пахомова Т.Ю. АРТКОРРЕКЦИЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 492-493;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9853 (дата обращения: 21.11.2024).