По оценкам ВОЗ в мире ежегодно происходит 265 000 случаев смерти от ожогов. Cреди тяжелых ожогов преобладающими по причине возникновения являются ожоги пламенем и ожоги кипятком [3]. В связи с чем особый интерес для комбустиологии представляет сравнение разных видов термических ожогов, например по показателям активности оксидредуктаз, к числу которых принадлежит и супероксиддисмутаза (СОД) [1].
Целью работы явилось сравнить активность супероксиддисмутазы печени животных, подвергшихся ватно-спиртовому ожогу и ожогу кипятком на 3 и 7 сутки после нанесения травмы.
Эксперименты проведены на 30 белых крысах линии Wistar обоего пола массой 180–250 г. Животных разделили на 3 группы: первая – контрольная, представлена интактными животными (n = 10); вторая – крысы, которым под эфирным наркозом наносили ватно-спиртовой ожог (ВСО) пламенем на 10 %-ах поверхности спины, экспозиция составила 45 с (n = 10); третья – животные с ожогом кипятком на тщательно освобожденных от шерсти 20 %-ах поверхности спины, экспозиция – 3 с (n = 10). Активность СОД определяли на 3 и 7 сутки после ожога по методу Т.В. Сироты [2]. Результаты исследований обрабатывали с использованием t-критерия Стьюдента.
В результате проведенных исследований было показано, что общая активность СОД печени крыс, которым был нанесен ожог кипятком, на 3 сутки в 1,28 раза больше по сравнению с интактными животными и в 1,29 раза больше по сравнению с животными с ВСО. Однако уже на 7 сутки активность СОД печени крыс с ожогом кипятком уменьшилась в 1,26 раза по сравнению с интактными животными, но в 1,18 раза больше по сравнению с животными с ВСО. Таким образом, показано, что активность СОД зависит от типа полученной термической травмы. Выявлено компенсаторное повышение активности СОД на 3 сутки после ожога кипятком. На 7 сутки отмечено снижение каталитических свойств фермента как при ВСО так и при ожоге кипятком.
Библиографическая ссылка
Диденко Н.В., Соловьева А.Г. ОСОБЕННОСТИ КАТАЛИТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СУПЕРОКСИДДИСМУТАЗЫ ПЕЧЕНИ КРЫС ПРИ ОЖОГЕ ПЛАМЕНЕМ И КИПЯТКОМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 523-523;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9890 (дата обращения: 21.11.2024).