Одной из основных задач настоящего исследования является изучение особенностей состояния библиотечного дела и подготовки библиотечных специалистов в контексте новой истории Кыргызской Республики, с учетом происходящих процессов глобальной информатизации общества.
С распадом СССР и образованием суверенной Кыргызской Республики 1991 году в стране была установлена новая форма правления, начался процесс демократических преобразований, реорганизаций и приняты меры по укреплению государственной власти. В результате реформирования политической системы КР в критической ситуации оказалась экономика страны, стали осложняться межнациональные отношения. Реформы, проводимые в годы независимости, не смогли в корне изменить деятельность государства. По-прежнему в ней превалировали методы управления, характерные для периода централизованной экономики.
За годы независимости система исполнительной власти подверглась частому реформированию. В результате, за 1991-2010 гг. в Кыргызской Республике правительство сменилось 13 раз. Премьер-министры, не успевая развернуть свою деятельность, уходили в отставку. Такая ситуация не могла обеспечить стабильность в общественно-политической жизни страны. Несмотря на приобретение политической самостоятельности, Кыргызстан в экономическом отношении продолжал оставаться зависимым от других государств. Отработанные при СССР экономические связи были нарушены, и республика оказалась в тяжелейшем материальном и финансовом положении. В первые годы независимости ощущалась нехватка продовольствия, остановилась промышленность (закрылись заводы и фабрики) началась всемерная приватизация бывших государственных объектов. Алчность, неудержимое стремление наживы были безграничны. Тысячи людей были лишены работы, более 70 % населения жили за чертой бедности [2, с. 270].
В рамках проводимых реформ значительным переменам подверглась культура, в том числе библиотеки страны. Создание демократического общества в Кыргызской Республике не повлияло на развитие общественного сознания, и переходе современному уровню развития цивилизации, а наоборот, стало тормозит демократический процесс в целом.
Успешное строительство любого демократического общества невозможно без обеспечения свободного доступа к информации, адекватно отражающей все, что происходит как в самой стране, так и за ее пределами. Важная роль в этом процессе, несомненно, должна принадлежать библиотекам. Успешное функционирование библиотек возможно только в том случае, если страна обладает достаточными ресурсами для обеспечения их деятельности. Основным источником финансирования библиотек оставался государственный бюджет. Это обусловило значительное влияние на процессы формирования библиотек, полностью были закрыты профсоюзные библиотеки. Зависимость от финансовых возможностей привела к сокращению публичных библиотек, особенно в сельской местности.
Показано состояние библиотек и снижение к ним читательского интереса. Так, если в 1991 году до распада Союза число районных библиотек составляло 1413, а к 2001 году в результате постоянных сокращений осталось 1010 районных библиотек. Из 1210 районных детских библиотек к 2001 году осталось 70. Сельские библиотеки составляли 1230 единиц, а к 2001 году их осталось 889, соответственно из 709 сельских детских библиотек , к 2001 году осталось 40.
Библиотечный фонд также претерпел большие изменения в сторону морального и физического старения. Если число книжных фондов в1991 году составляло 22 147 600 экз., то 2001 году число поступлений сократилось на 86,5 % [4, с. 25.].
В Законе КР «О библиотечном деле», указано, что основой государственных гарантий сохранения и развития культуры является государственное финансирование, но при этом не предусматривает ответственности за его неисполнение, игнорирует главную цель просвещения общества: повышение его информированности [3, с. 65.].
Смутное время 90-х годов породило много сложных проблем в работе библиотек. Это и состояние фондов, и переориентация общества на иные духовные ценности, бессилие и растерянность библиотекарей.
Качественный кадровый состав библиотек также претерпел изменения в сторону сокращения. 3175 библиотечных кадров с 1991 года до 2001 года сократилось до 2055 работников библиотек. Из них только 454 имели высшее библиотечное образование. К 2001 году работников библиотек с высшим образованием значительно поубавилось.
На изменение качественного состава специалистов повлияли следующие факторы:
• заработная плата библиотекарей находилась ниже прожиточного минимума, вызывая отток квалифицированных специалистов в коммерческие структуры;
• уход на пенсию;
• непривлекательность профессии для молодежи [4, с. 39.].
Срыв бюджетного финансирования поставил перед библиотеками вопрос дальнейшего существования библиотек. Период неопределенности долго продолжаться не мог, время требовало новых решений, креативных форм обслуживания населения. Перед библиотеками стояла нелёгкая задача: не потерять себя в потоке изменений и преобразований, связанной с глобальной информатизацией общества, пересмотреть и определить свои приоритеты. Энтузиасты библиотечного дела активно стали искать свое место в социальной жизни общества, находить нестандартные, творческие и перспективные формы деятельности.
Переход к новым формам организации библиотечного процесса неотделим от развития информационно-образовательной среды на основе традиционных и инновационных систем информационно-библиотечного обеспечения. Перед библиотеками на первый план были поставлены задачи совершенствования традиционных и развитие инновационных методов работы, максимально приближенных к условиям динамичного информационного развития.
Сложно проходил процесс приобщения библиотек к всемирному информационному пространству. Отсутствие электронных отечественных изданий Кыргызстана требовало необходимости поиска путей адаптации библиотек к международным технологиям и разработки методики совершенствования системы информационно-библиотечного обеспечения, а также выработки решений организационно-технологического плана, способствующего установлению четкого соответствия работы библиотеки новым задачам, необходимого для применения новых технологий.
Электронная информация становится важной составляющей всемирного информационного пространства. Значимость электронных изданий, как одного из видов предоставления оперативной и достоверной информации для пользователей, стала очевидна. От степени развития и доступности к электронной информации зависит уровень успехов в экономике, образовании, состояния безопасности страны, обеспечения реализации прав человека в рамках мирового сообщества.
Преодолеть трудности в обеспечении доступа к удаленной информации на электронных носителях нашим потребителям в 90-е годы помогали международные организации и фонды. Огромную помощь библиотекам республики оказывал Институт открытого общества фонда Сорос-Кыргызстан. Специальная библиотечная программа занималась вопросами, связанными с модернизацией информационного обеспечения общества и содействием открытому доступу к информации в странах, переживающих переходный период. Программа предоставления библиотекам мобильных связей Интернета помогла реализовать возможность объединения в сети более чем 35 библиотек республики. Благодаря программе развития издательского дела, библиотеки республики получили новейшую литературу по истории, литературоведению, учебные пособия, монографии. Наряду с обеспечением печатными изданиями по данной программе решались проблемы обеспечения учебных организаций и библиотек свободным доступом к мировым электронным информационным ресурсам.
Для разработки и реализации библиотечных проектов был сформирован Библиотечно-информационный консорциум библиотек Кыргызстана, который мог:
– выступать основным посредником и представителем своей страны;
– активно и действенно выступать в защиту развития местных электронных цифровых ресурсов и их продвижения в информационном сообществе;
– на льготных условиях организовать подписку на доступ
международных электронных ресурсов;
– от имени библиотечной общественности представлять проекты по привлечению грантов в библиотечную деятельность.
Благодаря деятельности Библиотечного консорциума найдены новые формы взаимоотношений с международными организациями, создающими информационные ресурсы, с фондами и провайдерами информации. Деятельность консорциума способствует созданию развитой инфраструктуры для преподавания и обучения.
В рамках деятельности БИК по продвижению библиотечных проектов в Кыргызской Республике проделана большая работа. Обеспечение библиотек страны расширенной возможностью доступа к мировому электронному информационному потенциалу уже имеет положительные результаты: в республике десятки библиотек используют базы данных известных международных кампаний [1, с. 20.].
Для современной библиотеки предоставление доступа к информации в локальных и удаленных режимах становится важнейшим фактором создания единого информационного пространства, предоставления равных возможностей всем пользователям получения доступа к информационным ресурсам.
Таким образом, компьютеризация обусловила необходимость выполнения, работником библиотеки новых функций, начиная от работы на компьютере и заканчивая умением анализировать поисковые возможности баз данных. Без квалифицированной помощи и обучения рядовой пользователь не сможет правильно провести информационный поиск. Поиск информации во внутренних и внешних базах данных не только открывает новые возможности для исследовательской работы, но и требует высокой квалификации библиотекаря, повышения его ответственности.
Трансформация библиотечной профессии прямо пропорциональна изменениям, происходящим в библиотечной деятельности. Библиотекарь вместе с читателем должен уметь верно, сформулировать запрос и определить стратегию поиска, чтобы учесть и максимально использовать все механизмы для нахождения необходимой информации. Библиотекарь должен быть информационным консультантом и в какой-то степени экспертом при проведении поиска документа, одним словом, компетентным специалистом новой формации. Именно поэтому возникла необходимость совершенствования образовательной системы подготовки специалистов библиотечной сферы, предъявления новых требований к содержанию образовательной программы обучения библиотечных специалистов.
Специфика информационно-библиотечной профессии сегодня заключается в том, что деятельность библиотекаря реализуется на стыке трех самых значимых пространственных явлений в обществе – информации, культуры и образования. Это дает возможность по-новому оценить социальную роль библиотек и библиотечной профессии. После распада СССР из-за трудных материальных условий населения и отсутствия договорных отношений между вузами СНГ оборвалась практика подготовки библиотечных специалистов в лучших библиотеках России и СНГ, что вызвало резкое сокращение в стране библиотекарей со специальным библиотечным образованием: из 2055 библиотекарей только 454 имели высшее библиотечное образование.
Активной подготовкой библиотечных специалистов в Кыргызской Республике занимались в Бишкекском гуманитарном университете и двух средних учебных заведениях: Токмакском культпросветтехникуме (Северный регион), Джалал-Абадском культпросветтехникуме (Южный регион). Набор студентов проводился из двух групп 25 студентов в плановом порядке на бюджетной основе, таким образом, за период 1991-2001 годы было выпущено около 300 библиотекарей с высшим образованием (архивные данные отсутствуют, количество устанавливалось путем опроса выпускников 90-х годов). Анализ такой ситуации привел к следующим выводам: свыше 40 % поступивших студентов оставили обучение или перевелись на другие факультеты.
Таким образом, у постсоветских стран общие проблемы: тотже низкий заработок, бесперспективность профессии, отсутствие социальных условий. Считаем, что такое положение было обусловлено неправильным подходом поиска путей организации комплексной системы подготовки и переподготовки кадров. Не были оперативно проведены работы по анализу и прогнозированию потребности в специалистах, не обновлялись программы, учебно-тематические планы на основе прогностических данных, с учетом изменений потребности в профессиональных кадрах. Необходимо было от постановки проблемы переходить к конкретным предложениям и апробированным проектам формирования системы.
Современная библиотека предъявляет к профессии библиотекаря новые требования, ей нужны специалисты, имеющие не только традиционные профессиональные знания, но и знания современных оперативных систем и программ. Библиотекарь должен быть высокообразованным человеком с широким кругозором. К примеру, формирование фонда должно вестись с учетом использования мировых ресурсов научных электронных документов.
Специалист в области комплектования должен знать тенденции развития общества, перспективные направления в науке, рынок печатных и электронных научных публикаций. Эти знания необходимы для оптимального подбора литературы в фонд библиотеки и организации доступа к нужным электронным публикациям. Для выбора электронных ресурсов специалист должен иметь представление не только о его содержательной стороне и технических характеристиках, но также о существующих аналогах. Стало очевидным, что существующая система подготовки библиотечных специалистов не отвечает различным по сложности формам деятельности библиотек.
Основными условиями совершенствования системы профессионального образования является разработка учебных программ нового поколения, внедрение новых образовательных технологий, включая дистанционное обучение, интеграция деятельности вузовских и, соответственно, образовательных структур, создание учебно-образовательного кластера, формирование государственного заказа на обязательную подготовку и переподготовку специалистов по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела.
Анализ подготовки компетентных специалистов библиотечной сферы показал, что сложившаяся система подготовки библиотечных кадров в высшей школе Кыргызской Республики диктует необходимость разработки концептуальной модели подготовки библиотечных специалистов новой формации, учитывающей активизацию познавательной, компетентной способностей обучающихся.
Библиографическая ссылка
Нуркулова Э. СОСТОЯНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА И ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (1991–2001 ГГ.) РАЗВИТИЯ СУВЕРЕННОЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-1. – С. 119-122;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9924 (дата обращения: 30.12.2024).