Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2

Профессиональное становление будущих специалистов сегодня рассматривается в рамках конкретной образовательной модели профессии, которая выступает своеобразной основой проектирования и связующим элементом подготовки будущих культурологов, искусствоведов, менеджеров социально-культурной деятельности. Среди компонентов, способствующих реализации образовательной модели, – содержательный компонент (знания, умения, навыки), мотивационно-целевой компонент (индивидуальность личности), личностный компонент (самооценка, самоанализ, прогнозирование), технологический компонент (способы практических действий). Модельные представления о профессиональных качествах будущей деятельности способствуют профессиональному становлению студентов в вузе.

Концептуальной основой модели будущего профессионала отрасли культуры и искусства в Сибирском Федеральном университете (СФУ) является система методов образовательной деятельности, построенная на ключевых положениях теории визуального мышления [2]. Развитие культуры визуального мышления помогает студентам осваивать окружающий мир, и, формируя наглядные образы, получать новые знания. Искусствоведческое исследование «Теория изобразительного искусства», являясь познавательным инструментом освоения своей предметной области, выдвигает ряд концептуальных положений теоретического знания об искусстве и также служит концептуальной базой профессиональной модели [3].

Необходимыми составляющими образовательного процесса является система объектных эталонов, выступающая в качестве «нового», должного быть освоенным; схемы действия с этими эталонами позволяют знанию не быть «мертвым грузом», а успешно применяться в жизненном пространстве. Овладение будущими специалистами системой объектных эталонов создают основу для формирования у них профессиональной культуры, развития таких качеств, как аналитическое мышление, креативность, надежность, ответственность в профессиональной деятельности [4].

Экранные искусства в наше время становится все более значимым фактором в решении задач воспитания и образования молодежи: происходит бурное развитие электронных технологий и вторжение на экраны потока аудиовизуальной информации. Медиаобразование (совокупность систематизированных медиазнаний) выступает как механизм медиакультуры, стимулирует невербальные навыки коммуникации у студентов, формируют творческий потенциал. Стремительный процесс обновления информационных технологий является предпосылкой значимости медиаобразования и информационной культуры. Растет количество и объем образовательных ресурсов, повышается уровень навыков поиска, анализа и синтеза информации, умения применять технические средства, используемые в информационном процессе [8].

Современная система образования предполагает увеличение доли самостоятельной работы студента, эффективность которой напрямую зависит от уровня его медиа-информационной культуры. Студент должен быть готов к новым требованиям обучения , свободно ориентироваться в информационной среде, формировать навыки информационного самообслуживания. В настоящее время существует потребность в формировании специальных знаний в области информационного самообеспечения будущих специалистов отрасли культуры и искусства.

Современный образовательный процесс требует внедрения активных форм научно-исследовательской и творческой работы, которая поможет формировать не только профессиональные знания, умения и навыки, но и профессиональную компетентность [1]. В настоящее время уровень медиа-информационной культуры студентов напрямую зависит от их способности самостоятельно находить необходимую информацию, от умения ее продуктивно использовать, обращаясь к различным техническим и программным средствам.

Формирование медиа-информационной грамотности студенческой молодежи обуславливает развитие интеграционных процессов, способствующих повышению эффективности деятельности библиотек и образовательных организаций, совокупному результату проведенных мероприятий. Совместные проекты предоставляют возможность реализации образовательных задач; каждый из партнеров проекта обладает рядом преимуществ, которые позволяют обновлять формы мероприятий, обогатить их содержание, создавать комфортную социокультурную среду для пользователей [6].

Опыт сотрудничества Государственной универсальной научной библиотеки (ГУНБ) Красноярского края с высшими учебными заведениями города Красноярска напрямую связан с задачами подготовки высококвалифицированных специалистов отрасли культуры и искусства, формировании медиакультуры учащейся молодежи края. Сотрудничество заключается в реализации поддержанных Благотворительным фондом М. Прохорова образовательных проектов: «Информационные ресурсы по искусству в формировании профессиональной подготовки будущего специалиста», «Равные возможности образования», «От идеи до изобретения». Основная цель этих проектов – формирование у студенческой молодежи медиакультуры в информационно-образовательном пространстве региональной библиотеки. Среди задач реализации проектов: формирование творческой личности студента, его креативных способностей. В ходе проектов решается комплекс проблем: развитие у студентов навыков анализа медиатекстов, освоение широкого спектра информационных и библиотечных продуктов, обучение методам и формам работы с медиасредствами в образовательных учреждениях (в том числе в Сибирском Федеральном университете) и библиотеках. Студенты, работая в центральной научной библиотеке края выполняют научно-исследовательские задания с большой долей самостоятельного труда, осваивают навыки работы с медиаинформацией, которая способствует формированию самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления.

Современное информационно-образовательное пространство ГУНБ Красноярского края направленно на развитие и социализацию студенческой молодежи: включает в себя традиционные и электронные ресурсы и предоставляет возможность виртуального общения между участниками этого пространства. Трансформация информационно-образовательного пространства, являясь следствием превращения информационных технологий в процесс виртуализации, создает расширенные возможности участникам образовательного процесса, предоставляя им неограниченный доступ к информационным ресурсам. Сегодня уже можно говорить о сложившейся системе проектной деятельности библиотеки и вуза, обеспечивающей как последовательность, так и преемственность информационно-образовательного процесса, который способствует профессиональному становлению молодежи края.

В 2016 году ГУНБ Красноярского края совместно с СФУ приступила к реализации нового проекта «Виртуальная реальность экрана: постижение времени», получившего грант Благотворительного фонда М. Прохорова. Проект направлен на организацию информационного сопровождения медиаобразования молодежи в Красноярском крае. Во взаимодействии с СФУ и другими организациями-партнерами ГУНБ Красноярского края работает над созданием информационно-образовательного центра «Диалог с экраном», деятельность которого поможет обеспечить широкий доступ к медиаобразованию молодежи, восполнит пробел в информационном образовании, создаст условия для проведения социокультурных мероприятий в целях активной популяризации экранных искусств. В ходе проекта его участники проведут для молодежи тренинги по формированию информационной (экранной) культуры, развернут работу дискуссионных площадок. В результате деятельности данного проекта преподаватели образовательных учреждений получат информационную поддержку в помощь повышению профессионального мастерства, молодежь освоит навыки использования информационных ресурсов в учебном процессе и процессе самообразования, сможет реализовать свой творческий потенциал в различных видах деятельности. Участие в экранном творчестве создаст условия для подготовки студенческой молодежи к жизни в новой информационной мультимедийной среде. Поэтому основные направления реализации проекта включают в себя: знакомство с основными видами и технологиями художественного творчества, обучение восприятию искусства на уровне образа, анализ художественного медиатекста, обучение методике поиска медиапродуктов.

Интеграционный подход в медиаобразовании позволяет создавать условия для вовлечения образовательных и социокультурных организаций сибирского региона, совместная деятельность которых способствует появлению и реализации новых творческих идей, разработки нестандартных решений, дает возможность пересмотреть многие традиционные методы образования, отказаться от практики разобщенного стиля работы, стремиться к разработке и реализации инновационных проектов.