Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1
1

С 2011 года медицинские вузы России перешли на Федеральные государственные образовательные стандарты нового третьего поколения, согласно которым задачей подготовки специалиста с высшим медицинским образованием является приобретение им знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей профессии.

В этих условиях задачей каждой кафедры, и прежде всего фундаментальной, является необходимость обеспечить студентам возможность приобрести эти знания, навыки, умения, компетенции. Компе-тентностный подход к обучению - это то принципиально новое, что отличает образовательные стандарты третьего поколения. Компетентностный подход предполагает способность будущего врача эффективно действовать за пределами учебных аудиторий, быстро включаться в профессиональную деятельность, умение ориентироваться и адаптироваться к меняющимся ситуациям.

Перед кафедрами ставится задача работать на формирование модели специалиста, создавать условия для приобретения студентом в процессе обучения не только специальных знаний, умений и навыков, но и компетенций как профессиональных, так и в сфере познавательной и социальной деятельности, саморазвития, в области фундаментальных наук. При этом выстраивается образовательная вертикаль, вершиной которой является модель специалиста.

В построении этой вертикали большая роль отводится кафедрам фундаментальных наук, в том числе кафедре фундаментальной и клинической биохимии, которая является межфакультетской, на ней обучаются студенты 1, 2, 5, 6 курсов, клинические ординаторы и интерны.

С 2011 года наша кафедра начала постепенный переход на новые ФГОС-3 ВПО по специальностям, строя вертикаль преподавания химических дисциплин, нацеленную на приобретение выпускниками всех видов компетенций. Преимуществом нашей работы является то, что с 2011 года в университете преподавание химических дисциплин обеспечивается одной кафедрой, а это позволяет четко согласовывать как рабочие программы специальностей, так и учебные планы при преподавании химических дисциплин.

На кафедре преподаются все химические дисциплины учебных программ: химия, включающая в себя модули по неорганической, физической и коллоидной химии, а также по биоорганической химии, фундаментальная биохимия и клиническая биохимия. При выстраивании вертикали формирования компетенций нами проводится четкое согласование учебных программ для наиболее рационального использования времени, отводимого учебным планом на каждую дисциплину, для формирования знаний, умений, навыков, а, главное, компетенций. Такой подход облегчает восприятие и освоение студентами следующей по вертикали химической дисциплины.

Обучение базируется на принципах преемственности и последовательности. Модульный подход к подаче материала, постоянный текущий, промежуточный и рубежный контроли, наглядность преподавания, внедрение инновационных технологий, методическое обеспечение учебного процесса дают реальную возможность для повышения качества усвоения программного материала, формирования общекуль-турньгх, фундаментальных и профессиональных компетенций.

Новые образовательные стандарты позволяют варьировать последовательностью преподавания химических дисциплин в пределах отведенных зачетных единиц. Преподавание курса фундаментальной биохимии базируется на приобретении базовых знаний и умений - основ компетенций по курсам общей и биоорганической химий, объединенных в новом стандарте в единый предмет «химия». Кафедра понимает, что недостаточное усвоение этих дисциплин приведет в будущем к нерациональному расходованию учебного времени не только при изучении биологической химии, но и к недостаточному формированию компетенций но профессиональным дисциплинам, что негативно скажется на качестве подготовки специалиста.

Однако в новой типовой программе по химии резко сокращен курс биоорганической химии. В рамках часов, отведенных учебным планом, как на аудиторную, так и на самостоятельную внеаудиторную работу, трудно добиться приобретения студентами компетенций, необходимых для освоения курса фундаментальной биохимии.

Мы понимаем, что основное внимание в этих условиях должно быть направлено на совершенствование форм и методов самостоятельной работы студентов, на обеспечение их методическими пособиями для самостоятельной работы. Коллектив кафедры уделяет этим вопросам большое внимание, однако нельзя не учитывать тот факт, что это студенты 1 курса, только переступившие порог высшей школы, не прошедшие конкурсного отбора, не приученные в средней школе работать самостоятельно, не умеющие анализировать и выделять главное, а порой, просто не умеющие работать с книгой. Значительную помощь кафедре в этом плане оказывает выделенный вариативный курс «Физико-химические основы современных методов исследования в медицине», он позволил перераспределить ряд вопросов преподавания химии, высвободить время для изучения курса биоорганической химии и обеспечить возможность формировать компетенции по фундаментальной биохимии.

Выстроенная на кафедре вертикаль преподавания химических дисциплин отражена в разрабатываемых кафедрой рабочих программах по химическим дисциплинам. Мы надеемся, что это позволит нам повысить качество обучения, а студентам при последующем обучении не придется тратить время на восстановления компетенций по биологической химии в ущерб времени на приобретение профессиональных компетенций.

В ходе обучения коллектив кафедры стремится не только формировать у студентов общекультурные и профессиональные, компетенции, но и развивать личностные качества. Поэтому учебную работу мы сочетаем с воспитательной, что обеспечивается единым комплексом учебно-методических и воспитательных мероприятий.