Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Актуальной проблемой современного динамично эволюционирующего социума является поиск путей оптимизации форм и методов высшего, в том числе медицинского образования.

В этой связи Федеральные государственные образовательные стандарты высшего медицинского образования третьего поколения (ФГОС-3) можно обоснованно назвать своевременным, важным и если не революционным, то авангардным этапом совершенствования подготовки специалистов медицинского профиля. Наш вуз приступил к обучению студентов 1-го курса по этим стандартам с сентября 2011 года.

На теоретических кафедрах обучаются студенты лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов, и эти кафедры уже работают по новым учебным программам, составленным в полном соответствии с ФГОС-3.

Разработка новых учебных программ потребовала изучения ФГОС-3 по всем направлениям подготовки специалистов в вузе, детального, скрупулёзного и критического анализа сложившихся уже форм и методов преподавания наших дисциплин, что дало возможность в новом свете увидеть ход педагогического процесса, его детали и требуемый конечный результат нашей работы.

Сравнительный анализ ФГОС-3 показал высокую планку, предъявляемую к подготовке будущих специалистов, уровень которой отвечает требованиям времени. Современный специалист должен быть не только высококлассным диагностом и лечебником (педиатром, стоматологом, санитарным врачом) или провизором, но он должен знать, уметь, владеть и применять в своей деятельности профилактические, реабилитационные мероприятия, психолого-педагогические приемы, быть организатором, управленцем, исследователем, постоянно и мотивированно совершенствоваться, быть коммуникабельным и позитивно настроенным человеком, уметь работать в команде, быть способным впитывать в себя инновации и использовать их в своей повседневной практике.

На наш взгляд, важнейшей отличительной чертой ФГОС-3 по сравнению с предыдущими образовательными стандартами является стремление их разработчиков к. существенному повышению активности обучающихся, ненавязчиво выраженное во фразе: «Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися», а также и безальтернативно: «Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, вклю чая возможную разработку индивидуальных образовательных программ».

Это впервые дает возможность студенту не только иметь информацию о рабочей программе по соответствующей дисциплине, но и активно участвовать в её создании.

Еще более и конкретнее акцент на активизацию работы студентов в процессе обучения звучит в формулировке «способность» и, особенно, «готовность» студента обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Это предполагает необходимость формирования у студента активной жизненной и профессиональной ментальное™ и должно способствовать обеспечению более тесной (как прямой, так и обратной) связи между студентом и преподавателем.

Важно, что ФГОС-3, уделяя огромное внимание формированию специалиста путем овладения профессиональными компетенциями, не меньшее значение (и это принципиально новый подход к обучению в вузе) придает формированию и обогащению личностного аспекта студента через требование способности и готовности обладать об-щекультурными компетенциями. Это, по сути, подготовка высокообразованного и разностороннего специалиста нового типа с широким кругозором, творческим началом и активной жизненной позицией, небезразличного к социальным, экономическим и политическим проблемам общества, с высокой степенью коммуникативности в разных языковых сферах, владеющего компьютерными и другими современными технологиями.

На современном рынке труда в условиях меняющихся общественных отношений, бурно развивающихся науки, техники, технологий, жесткой конкуренции востребованным и успешным может стать только специалист нового типа.

ФГОС-3, давая возможность обучающимся принимать активное участие в деятельности вуза, в том числе предоставляя возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей, впервые обязывает вуз гарантировать качество подготовки специалиста путем обеспечения компетентности преподавательского состава, т.е. систематического повышения профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава по преподаваемой дисциплине.

Инновационным требованием ФГОС-3 при освоении ООП является обязательное участие студентов в научно-исследовательской работе.

Принципиально новым видится также предоставление вузам самостоятельности в формировании структуры, организации и проведении государственного экзамена.

В целом, ФГОС-3 ставит ответственные задачи и требует их выполнения, что невозможно без повышения качества и уровня преподавания, прежде всего, за счет использования творческих инновационных форм обучения, и одновременно существенно повышает требования к обучающимся, что в конечном итоге выводит сам учебный процесс на качественно новый уровень.

Вместе с тем, ФГОС-3 не лишены недостатков.

Так, несмотря на декларируемые в ФГОС-3 общекультурные компетенции в части способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов, в них, к сожалению, не нашлось места государственному языку Российской Федерации, и это, на наш взгляд, не верно.

  Та же ситуация сложилась относительно компетенции способности и готовности овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения. За отведенные в ФГОС-3 кредитные единицы (табл.) времени реализация этого требования, мягко говоря, сомнительна, особенно на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах.

  Таблица - Трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» на разных факультетах

Факультет Количество зачетных единиц (часов)
Лечебный 3(108)
Педиатрический 3(108)
Стоматологический 3(108)
Медико- профилактический 5,25(189)
Фармацевтический 10 (360)

Далее, в ФГОС-3 по направлению подготовки (специальности) «педиатрия» записано:

4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:

-дети в возрасте от 0 до 15 лет;

-подростки в возрасте от 15 до 18 лет.

Теперь читаем ту же позицию ФГОС-3 по направлению подготовки (специальности) «лечебное дело»:

4.2.Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:

  - подростки в возрасте от 15 до 18 лет;

  - взрослое население в возрасте старше 18 лет.

  В этой связи не ясно, кто же будет работать с подростками 15-18 лет - педиатры или лечебники? Как известно, «у семи нянек дитя без глаза». Здесь явная несогласованность мнений у разработчиков ФГОС-3.

Кроме того, в ФГОС-3 по направлению подготовки (специальности) «педиатрия» упущена дисциплина «Гигиена детей и подростков», которая традиционно преподавалась с момента рождения этой специальности, имеет свою многолетнюю и славную историю, свою востребованность, свои руководства, учебники и практикумы.

Учитывая реалии современного социума, вызывает удивление отсутствие в ФГОС-3 места дисциплине «Гигиена в условиях чрезвычайных ситуаций», хотя в прописанных в стандартах компетенциях требуется способность и готовность работы врачей в этих условиях.

Не нашлось также места в новых образовательных стандартах дисциплине «Медицинская экология», актуальность изучения которой не требует аргументации.

На наш взгляд, учитывая перечень общекультурных компетенций, необходимо отметить, что существенным упущением ФГОС-3 является отсутствие требований к знаниям, умениям и навыкам абитуриентов, претендующих на обучение в медицинском вузе. Современные выпускники средней школы поступают в медицинский вуз по результатам ЕГЭ. Вместе с тем, не секрет, что результаты ЕГЭ далеко не всегда гарантируют наличие прочных, базовых знаний по дисциплинам ЕГЭ и, особенно, по другим общеобразовательным дисциплинам. Зачастую это не их вина, а беда - они готовятся к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ не учитывает специфику вузов различного профиля - он единый. Перечень необходимых абитуриенту знаний и их оценивание при поступлении в медицинский вуз самими вузами позволило бы отобрать наиболее подготовленных и перспективных выпускников средних школ для успешного овладения ими высоких требований, сформулированных в ФГОС-3.