Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

С 60-х гг. XX века человечество столкнулось с проблемой "глобального экологического кризиса , явившегося результатом сложившихся отношений человека и природы. По мнению ведущих экологов, наиболее существенными причинами экологического кризиса являются ошибочные ценности, способствующие неограниченной эксплуатации природной среды. Вероятно, сложившаяся экологическая обстановка в мире прямо пропорциональна уровню экологической культуры людей. В связи с этим возникла необходимость в раскрытии сущности и, возможно, переосмыслении понятия "экологическая культура" для того, чтобы в процессе экологического воспитания способствовать ее развитию. Тем более что культурные нормы формируются на протяжении всей жизни посредством обучения, воспитания, целенаправленной деятельности человека.

Одним из первых проблему экологической культуры поднял знаменитый исследователь и мыслитель В.И. Вернадский [1]. Разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы, он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека должно строиться как процесс коэволюции, т.е. взаимовыгодного единства. Культуру человека можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Она - итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств. Следовательно, личностная культура представляет собой единый процесс накопления знаний, опыта и качественной реализации их в деятельности и поведении. Культура личности есть и состояние, и результат, и продуктивный процесс усвоения и создания социальных ценностей. Естественно, что экологическая культура является составной частью общей культуры личности. Что понимают под экологической культурой сейчас? В педагогической и экологической литературе встречаются разнообразные интерпретации этого понятия, имеющие при этом много общего.

Экологическая культура- это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, а также деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Экологическая культура — это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования и собственного образа жизни. Экологическую культуру рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем.

На основании вышесказанного можно заметить, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя множество компонентов. Она постоянно формируется в процессе обучения, особенно при подготовке к практическим занятиям, по вопросам не только охраны природы, но и сохранения своего собственного здоровья в условиях крайне загрязненной среды и продуктов питания. Необходимо отметить, что Краснодар входит в число 45 городов России, имеющих очень высокий уровень загрязнения воздушной среды. В генеральном плане развития города Краснодара до 2025 года огромное место отведено уровню защиты природы.

Важным компонентом экологической культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней. Ведь формирование экологической культуры личности - это не только вооружение ее природоохранительными знаниями и навыками, но и создание особого внутреннего мира. В основе ответственности лежит нравственное отношение людей к миру природы, а фундаментом ее формирования являются экологические знания. При этом ответственность за природу не равна любви к ней. Можно быть самым активным "другом природы" во вне-учебное, внерабочее время и одновременно наносить экологический ущерб.

В городской среде наступает также эффект привыкания к свалкам, загазованности, стираются границы экологического благополучия и неблагополучия, "планка снижается". Все это способствует проявлению антиэкологических форм поведения человека в связи с преобладанием ценностей технологической цивилизации и снижением экологических ориентации в общественном сознании. Экологическое сознание -обязательный элемент экологической культуры. Целью экологического образования и воспитания является формирование личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, значит, обладающей новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ей.

Существует точка зрения, в соответствии с которой образование рассматривается как неизбежная предпосылка, способствующая постоянному развитию способности людей объясняться по вопросам улучшения состояния окружающей среды, следовательно, повышению экологической культуры. Наоборот, экологическая культура обеспечивает повышение качества профессионального образования, т.к. является элементом общечеловеческой культуры. Ведь без необходимого на сегодняшний день уровня экологических знаний невозможно поддержание собственного здоровья и здоровья своей семьи.

Формирование экологической культуры в процессе обучения - это оптимальная форма экологического воспитания. Важным компонентом экологической культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней.