Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2409 KB

Образование принято классифицировать на несколько категорий: начальное, среднее, высшее (имеющее теперь три ступени), отдельно выделяют профессиональное (которое может быть и начальным, и средним, и высшим). Для каждой категории образования и для каждого региона (или группы регионов) мотивационные факторы получения образования отличаются, что необходимо учитывать в педагогической деятельности.

Начальное образование (которое не является профессиональным) по сути своей сводится к воспитанию дошкольников и подготовке их к получению среднего образования, поэтому имеет смысл говорить о среднем образовании, а начальное рассматривать как подготовительный период (имеющий свои специфические особенности, но не относящиеся к области мотивации). В России среднее образование уже давно традиционно, и какой-либо особой мотивации для его получения не требуется. Однако остаётся вопрос заинтересованности ученика в учёбе, и здесь крайне важен вопрос доступности качественного образования для всех, кто способен усвоить соответствующие знания. К сожалению, в современном обществе «школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию», как отметил В.В. Путин [1]. Особенно опасна подмена образовательной и воспитательной функции средней школы на «предоставление образовательных услуг», так как подразумевает не полноценное системное обучение и воспитание, а лишь эклектический набор отдельных компетенций.

Проблемой мотивации получения профессионального образования, особенно начального, является восприятие его как непрестижного, что берёт начало ещё в советских ПТУ, куда отправляли «троечников». Преодоление этого штампа восприятия требует целенаправленной социальной пропаганды, а также укрепления социальных гарантий для специалистов. Одним из методов может служить концепция профессионального образования как дополнительного по отношению к среднему, когда профессиональные навыки приобретаются за год и менее после получения общего образования, но интенсивно и на практике [1]. В дальнейшем специалист может проходить курсы повышения квалификации и получения дополнительного образования многократно, что актуально и для специалистов с высшим образованием [2]. Особенно необходимо внедрение этого метода для наукоёмких производств [3].

Специалисты с высшим образованием обладают менталитетом, в котором очень важен вопрос обратной связи, получение данных о результатах своей деятельности, осознание своей востребованности и уникальности как специалиста. Материальное вознаграждение должно быть достойным (иначе будет продолжаться «утечка мозгов» на Запад), но крайне важны вопросы личной вовлечённости в дело, причём ещё со студенчества [4], влияние взаимоотношений в коллективе также оказывает сильное влияние [5] – в психологически некомфортной обстановке затруднительно мыслить нестандартно, творчески.

Таким образом, вопрос мотивации относится в основном к профессиональному образованию и высшему образованию, и необходимо проработать вопросы восприятия социумом престижности профессий, что должно подкрепляться как качеством образования, так и учётом психологических потребностей индивидов, его получающего. Сведение специалиста к «профессиональной функции» недопустимо, это резко снижает мотивацию.