Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Фразеологические единицы являются одним из самых выразительных средств языка. Пожалуй, нет такой области человеческого бытия, которая бы не нашла отражение в этих глубоко национальных единицах. Одним из центральных параметров русской фразеологии является способность характеризовать человека.

Анализ данных фразеологических словарей позволил выявить, что во фразеосемантическом поле «Характеристика человека (личностные и физические характеристики)» можно выделить несколько микрополей, объединяющих единицы по тому или иному частному признаку: внешний вид, физические характеристики, возраст, интеллект и некоторые другие.

Рассмотрим, как проявляется характеристика человека во фразеологической системе русского языка. Так, к фразеологизмам, характеризующим внешний вид, относятся следующие единицы: ворона в павлиньих перьях со значением «человек, тщетно пытающийся казаться более важным, значительным, чем он есть на самом деле, старающийся играть более важную, не свойственную ему, роль»; мало каши ел – «худой, изможденный человек», синий чулок – «женщина, лишенная женственности, обаяния и всецело поглощенная книжными, учеными интересами».

Рассмотрим функционирование этих фразеологизмов в произведениях художественной литературы: Анна Акимовна всегда боялась, чтобы не подумали про нее, что она гордая, выскочка или ворона в павлиньих перьях; и теперь, пока служащие толпились около закуски, она не выходила из столовой и вмешивалась в разговор. (А.П.Чехов. Бабье царство). Женщин такого типа, безразличных к своим туалетам и внешности, называют «синий чулок». (Е.Рубин. Пан или пропал. Жизнеописание).

Довольно многочисленны в русском языке фразеологизмы, характеризующие интеллектуальные способности человека. В значении этих фразеологизмов основными являются семы «умный/неумный»: светлая голова со значением «очень умный, ясно, логично мыслящий человек»; семи пядей во лбу – «очень умный, мудрый, выдающийся»; дурья голова – «глупый человек, дурак»; дубина стоеросовая – «очень глупый человек; тупица, дурак, болван». Приведем примеры их функционирования:
Тут необходим талант и такая светлая голова, как у вас. (А.Куприн.Юнкера). — С какой радости, дурья голова, ты в него стрелял? (Ю.Бондарев. Горячий снег).

Нередки в русском языке фразеологизмы, характеризующие физичесские свойства человека: кровь с молоком – «здоровый, цветущий, с хорошим цветом лица, с румянцем»; в самом соку – «в полном расцвете сил». Иллюстрации употребления: Но ведь мы никогда не думаем о том, какой девушка станет потом, мы видим её такой, какова она сейчас, а она была, как говорится, кровь с молоком, даже странно было видеть такую здоровую, цветущую девушку в городских условиях, тем более в Ленинграде, а она была коренная ленинградка, из интеллигентной петербургской семьи. (А.Рыбаков. Тяжелый песок).
Барышня же была в соку, в теле, горела румянцем, как заря! (Г.Успенский. Скандал).

Часто русский народ с помощью фразеологизмов характеризует болтливого или, наоборот, неразговорчивого человека: базарная баба – «крикливый, грубый, вздорный человек; скандалист»; себе на уме – «скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей, намерений»; шут гороховый – «пустой человек; чудак, служащий всеобщим посмешищем». Рассмотрим примеры их функционирования: Неужели слов тебе не хватает, что ты, как базарная баба, мне кукиш показываешь? (М. А. Шолохов. Поднятая целина). Он был какой-то очень молчаливый, неприветливый, болезненный и себе на уме. (Ю.Трифонов. Дом на набережной).

Не остались без наименования выразительными средствами и такие качества, как трусость / храбрость человека: буйная голова – «удалой, бесшабашный человек»; бедовая голова – «отчаянный, смелый человек»; заячья душа – «трусливый, робкий человек»; шальная голова – «о рисковом, безрассудно смелом, отчаянном человеке». Проиллюстрируем: Сердце он имел самое доброе, но буйная голова одолевала благие его внушения, и к тому присоединялось упрямство. (Н.И.Греч. Записки о моей жизни).
Чудная была девушка – только голова! Бедовая голова! Очень я о ней сокрушался! (И.С.Тургенев. Клара Милич). Она и сейчас думает, что Транзя ходит гордый, а у Максима заячья душа… (Владислав Крапивин. Болтик).

Следующими фразеологизмами характеризуют подвижного или медлительного человека: мешок с соломой – «нерасторопный, глуповатый человек»; тяжел на подъем – «с трудом, с неохотой трогается с места, выезжает, выходит и т.п. куда-либо». Приведем примеры их функционирования: Вы уж знаете, любезные читатели, что я, как истинный москвич, немножечко ленив, тяжел на подъем, и без крайней надобности ни за что бы не решился уехать надолго из Москвы. (М.Н.Загоскин. Москва и москвичи).

Русский народ создал фразеологизмы, характеризующие опытность/неопытность: стреляная птица – «очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть; бывалый человек»; тертый калач – «очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть, бывалый человек»; желторотый птенец – «очень молодой, неопытный, наивный человек»; собаку съел – «имеет, приобрел большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо». Проиллюстрируем: Я в этих делах стреляная птица. Знаешь, неохота возиться – долго ухаживать да притоптывать. (Н.А.Островский. Как закалялась сталь).
Это человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчётливый; это тёртый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться. (И.С.Тургенев. Певцы).

Отметим, что между микрополями нет «строгих» границ»: один и тот же фразеологизм в разных контекстах может характеризовать человека с разных позиций, кроме того, один и тот же фразеологизм может оценивать как самого человека, так и его состояние. Количественный подсчет фразеологизмов, характеризующих человека, позволяет утверждать, что во фразеологической системе русского языка преобладают единицы с отрицательной оценкой личностных качеств человека.