Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Изменения последних лет в области образования подчеркнули диссонанс между сложившимися традициями и инновациями в организации учебного процесса и обусловили необходимость внедрения в среднее медицинское образование современных инновационных образовательных технологий для развития педагогического процесса. Проблема понимания сути компетентностного подхода имеет свое прямое воплощение, так как при оценке эффективности обучения студентов мы всегда опираемся на оценку знаний, умений и навыков, определяемых для различных специализаций будущего медицинского работника среднего звена. И потому, назрела необходимость изменить свои методы работы, как преподавателя анатомии, касающиеся построения образовательного процесса, оценки обучения и методов обеспечения качества. Главная цель технологии всегда заключается в создании условий для развития личности будущего специалиста, формирование его информационной компетентности, стимулирования творческой и самообразовательной деятельности.

Одним из путей решения этой задачи для анатомической кафедры является поиск таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в технологический процесс с гарантированным результатом.

Сейчас в методической литературе большое внимание уделяется активному обучению, адаптивному обучению, коллективному взаимообучению, дидактическим играм и т.д.

Они позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов, к различному уровню сложности содержания преподаваемой дисциплины, к специфическим особенностям учебного заведения. Удачное сочетание традиционных методик преподавания учебного материала по анатомии человека с эффективным использованием компьютерных средств обучения повышает интерес к этой дисциплине и активизирует учебно - позна-вательную деятельность.

В своей работе при изучении проблемных тем в анатомии мы используем современные лекции - презентации, позволяющие добиться унификации преподавания дисциплины всеми преподавателями анатомии, а также поддерживать постоянное внимание студентов к материалам лекции и дающие возможность восприятия студентами большего объема материала. Особый интерес студентов всегда вызывают видеоматериалы, освещающие разделы нормальной анатомии с демонстрацией вскрытия. Студент получает реальное представление о строении органов, систем, организма в целом и понимает важнейшую закономерность человеческого организма - его целостность и взаимосвязь между формой и функцией. Форма и функция влияют друг на друга: изменение формы вызывает соответствующее изменение функции, и, наоборот, измененная функция непрерывно влияет на морфологию органов. Форма и функция как две стороны единого процесса вместе приспосабливается к вечно меняющейся внешней среде.

Следующую технологию, которую мы используем при изучении проблемных тем в анатомии - адаптивная система обучения. Адаптивная система обучения - это технология коллективного способа обучения, т.е. работа в малых группах, сменных парах. Опыт работы кафедры с этой системой позволил выявить ряд преимуществ:

  • в результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; каждый студент работает в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда в группе;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей, способностей, достоинств и ограничений;
  • осуществляется более прочное усвоение материала по анатомии человека.

На занятиях в группе используются различные приемы работы в парах:

  • статическая пара объединяет двух студентов по желанию, которые в процессе деятельности меняются ролями;
  • динамическая пара: состоит и четырех студентов. Они выполняют задание, состоящее из четырех частей. После подготовки и самоанализа студент объясняет задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз меняя темп, акценты и т.д.
  • вариационная пара. Каждый член группы получает свое задание, выполняет его и проводит взаимообучение с другими членами группы.

И, наконец, мы добиваемся нашей главной цели в изучении проблемных тем анатомии человека - разноуровневое обучение и контроль знаний, что устанавливает при одинаковом объеме информации разные требования к контролю изученного раздела или темы.

Мы отметили, что используемый разноуровневый контроль, свобода выбора заданий вселяют в студента уверенность в знаниях даже сложных разделов дисциплины. При этом самоконтроль позволяет адекватно определить, на каком уровне усвоена проблемная тема.

Таким образом, изменение подхода в преподавании дисциплины «Анатомия человека» использование современных технологий способствует развитию навыков самостоятельной работы, помогает овладеть способами управления коллективной деятельностью в группе, освоить проблемные темы анатомии и более объективно подходить к оцениванию результатов учебного процесса.