Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Происходящие инновационные процессы в современном образовании обусловлены, прежде всего, активным применением информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности и направлены в первую очередь на повышение качества образования. В связи с этим инновационная деятельность педагога приобретает принципиально иное значение, сущность которого заключается в том, что любые инновации в сфере образования могут быть реализованы только тогда, когда они будут осознаны педагогами и применены на практике.

«Инновация» (от латинского in - в и novus - новый) переводится как «нововведение».

Инновационная деятельность - это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.

В традиционной системе образования деятельность педагога направлена на подготовку специалиста, владеющего конкретным объемом знаний (умений, навыков). В результате у учащихся формируется механистически-детерминисти­ческая картина мира и репродуктивный стиль познавательной деятельности. Данный тип обучения ориентирован, прежде всего, на развитие памяти, а не мышления, исключает развитие творчес-ких способностей личности, ее самостоятельности и активности.

В рамках традиционной системы педагог, владеющий педагогической техникой и имеющий педагогическое мастерство, способен осуществлять образовательный процесс на профессиональном уровне и добиваться его высокой эффективности. Но в условиях модернизации современного общества этого не достаточно.

В отличие от традиционного, инновационный тип обучения направлен на формирование личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, с которыми неизбежно сталкивается как отдельный человек, так и общество в целом. Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы помочь личности сформировать такие навыки и умения, с помощью которых она могла бы не только познавать мир, но и способна его преобразовывать. Для успешного решения данной задачи педагог должен обладать теоретическими (современные психолого-педагогические концепции), методологическими (общие принципы изучения педагогических явлений) и технологическими (знание традиционных и инновационных образовательных технологий) знаниями. Поэтому инновационная деятельность педагога в современном образовательном процессеимеет первостепенное значение, так как включает в себя, с одной стороны, осмысление своего собственного практического опыта иполучение нового знания, с другой стороны, она направлена на достижение личностного роста учащихся и раскрытие их творческих способностей. Другими словами она представляет собой социально-педагогический феномен, в котором реализуется творческий потенциал педагога.

Проблемы инновационной педагогики освещены в работах М.М. Поташника, О.Г. Хомерики, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, в которых дана всеобъемлющая классификация педагогических нововведений. В исследованиях М.В. Кларина раскрываются инновационные дидактические находки мировой педагогики. Педагогическим технологиям в инновационном процессе посвящены исследования Т.С. Назаровой. Инновационные процессы в содержании образования рассмотрены в трудах К.П. Мирошниченко, П.И. Самойленко, А. В. Сергеевой.

К направлениям инновационной деятельности педагога должна быть направлена на:

- совершенствование содержания образования;

- изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

- совершенствование системы уп­рав­ления;

- информатизация образовательного процесса.

Таким образом, современный педагог - это педагог, который не только передает знания аудитории, но и формирует необходимые навыки у учащихся, с помощью которых они будут сами способны приобретать знания и применять их в своей будущей профессиональной деятельности. Инновационная деятельность педагога должна содержать в себе творческий элемент, исследовательский компонент и направлена на профессиональный рост самого педагога.