Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Новая образовательная парадигма от репродуктивно-исполнительской модели школы ХХ века к культуротворческой модели школы образования ХХI века позволяет образованному человеку XXI века обучаться в гуманистически ориентированном педагогическом пространстве, осуществляя свое право проектировать содержание обучения и свой темп его усвоения на отдельных этапах .

На кафедре ОЗЗ МАОУ ВПО КММИВСО при проведении циклов ФПК используются нестандартные формы интегрированных занятий: обмена знаниями, обмена УИРС, взаимопроверки в группах и парах слушателей, творческого поиска, издания газеты или альманаха, презентации своего сборника в параллельном цикле слушателей, защита творческих работ (проектов), собеседование по проблеме, зачет решения задач проблемного характера, зачет-конкурс, брифинг, антиципация (вероятностное прогнозирование), интерактивное обучение (обучение + тренинг)[8].

Клинические дисциплины (педиатрия, хирургия) рассматриваются как внутрипредметная интегрированная система: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Они находятся в тесной взаимосвязи в виде межпредметной интеграции с выходом на новый интегрированный учебный курс. В центре внимания педагога личность слушателя, его познавательная деятельность. Традиционная парадигма образования учитель - учебник - ученик должна быть заменена на новую: ученик - учебник - учитель. Слушателю прививается умение учиться и вкус к самостоятельному познанию. Происходит полная замена «педагогики принуждения» на «педагогику сотрудничества».

Таким образом, с помощью интегрированного преподавания могут быть достигнуты: интенсификация познавательного интереса, интенсификация процесса выработки общеучебных умений и навыков, решение одного и того же вопроса интегрированного курса при значительном повышении роли самостоятельной работы слушателей. В новых социально-экономических условиях появляется потребность в формировании свободной, нестандартно мыслящей, творчески-индивидуальной, деятельностно-практической личности, умеющей разумно строить новые социокультурные отношения с окружающем миром, обществом, и его экономическим базисом на основе актуализации ресурса его самообразовательной деятельности . Такую трактовку Болонского процесса можно применить в усовершенствовании медицинских сестер педиатрического профиля. Профессиональное самосовершенствование, распознавание и решение проблем, собственный стиль применения знаний в новых ситуациях, знание вариантов действия, умение их комбинировать и находить новые решения необходимы медицинской сестре в ее ежедневной деятельности.

Оптимизации образовательного процесса может способствовать учебное «портфолио», создаваемое слушателями циклов усовершенствования. Модифицированное нами портфолио может содержать: обязательные письменные самостоятельные работы (сестринский процесс и его моделирование), поисковые работы (выполнение сложных проектов, исследование сложной проблемы, решение нестандартных задач, анализ клинических случаев), ситуативные (применение изученного материала в практических ситуациях, анализ ошибок в сестринском деле), описательные работы (составление биографий ученых отечественных и зарубежных, составление глоссария медицинских терминов, написание рефератов, эссе и др.). Это дает возможность слушателю сделать свой выбор для углубленного изучения интересующих его проблем и ситуаций. Преподаватель, в свою очередь имеет возможность помочь слушателю верно избрать цель, задачи, пути достижения в соответствии с индивидуальными качествами слушателя.

Учебное портфолио облегчает самообразовательную деятельность слушателя, формирует удовлетворение особых профессиональных склонностей слушателя; дает пищу развитию творчества во всех возрастных периодах.

Существующее в настоящее время соотношение: врач/ медицинская сестра в отечественном здравоохранении составляет 1:2,2, (в европейских странах - 1:4, 1-5) при укомплектованности средним медицинским персоналом 65% негативно сказывается на качестве медицинской помощи, важная роль в оказании которой отводится медицинским сестрам [9].

Одним из важных направлений реформирования сестринской службы является создание перечня простых медицинских услуг, стандартизация сестринской деятельности. В этой связи оптимизации обучения и вопросы практической подготовки медицинских сестер представляются актуальными [5].

Таким образом, можно обозначить ряд проблем, без решения которых качественно развить содержание подготовки по специальности, увеличить конкурентоспособность выпускника, представляется затруднительным.

Прежде всего, отсутствует единообразие по вопросам многоуровневой подготовки по специальности. В плане улучшения взаимодействия с органами практического здравоохранения и обеспечения трудоустройства выпускников разных уровней обучения перспективной идеей является развитие социального партнерства. В рамках этих мероприятий предполагается подготовка специалистов с учетом потребностей конкретных лечебных учреждений додипломная специализация на основе трехстороннего договора, заключаемого между лечебным, образовательным учреждением и студентом; проведение производственных практик или стажировки на предполагаемом рабочем месте.

Существующая система последипломного образования строго регламентирована приказом МЗ РФ № 186 от 05.6.98г. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». Утвержденный перечень программ жестко связан с определенными специальностями и задает объем и содержание циклов. Учитывая потребность в высококвалифицированных кадрах, владеющих инновационными технологиями, экономическую целесообразность и эффективность их подготовки назрела необходимость реформирования последипломного образования. Одним из вариантов решения проблемы является внедрение в практику накопительной системы повышения квалификации с применением дистанционных технологий обучения.

Таким образом, анализ основных проблем в сфере подготовки специалистов «Сестринского дела» позволяет выделить следующие стратегические направления деятельности:

  • Внедрение международного стандарта менеджмента качества.
  • Формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с учетом потребностей региона.
  • Развитие дистанционной формы повышения квалификации с расширением практики проведения выездных циклов на базе лечебных учреждений.
  • Проведение совместных учебно-методических конференций с руководителями сестринских служб для усиления обратной связи с образовательным учреждением и мониторинга удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников по специальности.
  • Формирование заказов лечебных учреждений на проведение научных исследований в учебных заведениях, направленных на решение конкретных вопросов по улучшению работы сестринских служб, качества сестринской помощи, маркетинга медицинских услуг.
  • Расширение практики зарубежных стажировок студентов разного уровня обучения для внедрения инновационных технологий в сестринскую деятельность.