Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK DURING FORMATION OF THE SOVIET STATE (ON THE EXAMPLE OF MUSEUM WORK)

Lobanova O.B. 1 Shalabanova A.A. 1 Plekhanova E.M. 2
1 Lesosibirsk Pedagogical Institute the branch of Siberian Federal University
2 FSEI HPE «Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafeva»
2072 KB
Article based on an analysis of historical and pedagogical literature and archival materials is characterized by the organization of educational work in the period of formation of the Soviet state on the example of Museum work; it is established that in the 20’s and 30’s. The twentieth century much attention was paid to the organization of educational work among the adult population. A big role in this activity played museums, which contributed to the political education and propaganda work with the population. In the 20–30-ies The twentieth century, the Museum was designed to actively engage in educational work. Through museums, the state carried out ideological education of adults and children develop their consciousness and activity, involved in state and economic construction, increased the General cultural level of the population.
educational work
museum
the 20-30th of the XX century
cultural policy
cultural revolution
ideology

Культурная политика российского государства на современном этапе развития ориентирована на духовное возрождение общества. Важность этого положения подчеркивается тем обстоятельством, что 2014 год в нашей стране Указом Президента РФ объявлен Годом культуры. Именно музей как учреждение культуры призван формировать и пропагандировать идеи духовного единства, распространять знания об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию. Сегодня перед музеями нашей страны стоит задача изменения форм и методов своей работы в соответствии с новыми культурно-историческими условиями, с учетом изменившихся потребностей общества и накопленного опыта в практике музееведения. Особый интерес в этом отношении представляет период становления советского государства.

В 20–30-е гг. ХХ в. музей представлял собой социальный институт, призванный не только сохранять и демонстрировать культурные ценности, способствовать образованию подрастающего поколения, но и активно заниматься просветительской работой. В связи с этим роль музея в исследуемый период значительно возрастала, чему способствовала государственная политика того времени, экономические и культурные условия.

Актуальность изучения проблемы организации музейной работы в 20–30-е гг. ХХ в. подчеркивает большое количество исследований. Это работы Н.А. Белоусовой, Ю.С. Клюевой, С.Ф. Махрачева, Д.Е. Озеровой, Н.И. Рубана, Е.Е. Свешниковой, Т.В. Тишкиной, Ф.И. Шмита и др.

Хронологические рамки исследования охватывают 20–30-е гг. ХХ в., потому что в это время происходило формирование социально-культурной сферы нового государства, активно шла организация просветительской работы среди населения, одним из центров которой в исследуемый период был музей. Именно музейная деятельность в период становления советского государства занимала одно из важнейших мест среди различных видов политико-просветительной работы. Поскольку очень часто музеи приобщали к искусству, организовывали досуг взрослого населения, направляя их активность на общественно – полезную деятельность.

В Наркомпросе в 1918 г. был создан отдел по делам музеев и охране памятников. Это позволило организовать централизованное руководство музеями. Тогда же при отделах народного образования (ОНО) местных Советов формировались местные органы управления музейным делом. В феврале 1921 г. Совнарком утвердил новое Положение о Наркомпросе РСФСР, согласно которому был организован Академический центр, в состав которого входил и Главный комитет по делам музеев (Главмузей) и Главархив. В исследуемый период нормативно-правовую базу музейной работы составляли следующие документы: Декреты СНК «О реорганизации и централизации архивного дела» (1918), «О губернских архивных фондах» (1919), «О хранении и уничтожении архивных дел» (1919), «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (1918) , Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Положение об архивном управлении РСФСР» (1929) и др.

Советское правительство было заинтересовано в повышении образовательного и культурного уровня всех категорий населения, уделяя особое внимание подрастающему поколению и понимая, что без образованного, культурного человека будет невозможно построить новое государство. Направления культурно-просветительской работы определяла коммунистическая партия. Революционные процессы, изменившие основные принципы политики государства в области культуры, в том числе в музейном деле, привели к пересмотру многих сложившихся ранее критериев деятельности музеев. Проблемы музейного строительства были неразрывно связаны с преобразованиями в духовной сфере общества, которые занимали центральное место в политике как партийных, так и государственных органов. Именно в этот период появляются такие понятия, как «культурное строительство» и «музейное строительство». В связи с этим в эпоху культурной революции музеи, во многом утратив первоначальное предназначение хранителей исторической памяти, стали превращаться в агитационно-пропагандистские учреждения, что в корне изменило основополагающие задачи и формы их деятельности.

Эпоха культурной революции наложила свой отпечаток на деятельность всех просветительных учреждений страны, в том числе и музеев. Бесспорно, положительными моментами можно считать народный характер музеев: среднестатистический гражданин стал главным посетителем музея и активно вовлекался в пополнение его коллекций. Одним из проявлений народного характера музейной деятельности являлись краеведческие кружки, появившиеся в музеях. Но какие бы новые задачи в просветительской работе не задавала сложившаяся идеологическая система, источниками пополнения коллекций остались обращения к гражданам, пожертвования от населения. Не то чтобы эти методы обладали некой архаичностью, просто само время требовало большего вовлечения масс к моментам просвещения. Сохранилось одно из таких обращений «Ко всем членам профсоюза, партии, комсомола, учительству и школьникам, красным партизанам и крестьянам», датируемое 1930 г.[2]. В обращении выражалась просьба собирать для музеев «книги, фотографии, художественные картины, описания и воспоминания о нравах жизни, переписки с семьей и товарищами представителя партизанского движения…» [3]. Из этого же документа мы узнаем, что собираются материалы для «отдела революционного, партизанского движения в г. Енисейске, и колчаковщины». Разумеется, перекос в сторону революционной тематики был велик, и это также отражено в цитируемом нами документе: «Помогите нам собрать фотографии царской ссылки, описания и воспоминания о нравах и жизни, фото красных партизан города и деревни, погибших и живущих в настоящее время, переписку с семьей и товарищами представителя партизанского движения» [2].

Музеи в 20–30-е гг. XX в. являлись научными учреждениями и хранилищами предметов искусства и науки. В СССР доступ в них был широко открыт для трудящихся масс, что давало возможность использовать их материал в целях организации просветительской работы. В плане работы музея была обязательна разработка пропагандистских мероприятий: серий лекций, чтений, научных диспутов, а также экспозиций, связанных с революционной тематикой, и соответственно, экскурсии по ним. В связи с этим создавались музеи нового типа – музеи Революции, Красной армии, по охране труда и здоровья, быта и т.д. Количество музеев увеличивалось, что объяснялось необходимостью организации массовой просветительской работы. Организаторы и работники новых музеев не имели необходимого специального образования. Это создавало определенные трудности в создании экспозиций, учете экспонатов, работе с каталогами. В отчетах о работе музеев отмечалось: «... расположение материала и метод экспозиции не отвечал запросам массового посетителя: перегруженность, отсутствие надписей, каталогов, листовок, диаграмм, карт, неясность общего плана экспозиции сильно затрудняли проведение политико-просветительной работы в музеях...» [5].

За 20–30-е гг. XX века было много сделано в направлении изучения экскурсионными руководителями музейного материала, выработки тематических экскурсий, приспособления их к запросам рабочих, красноармейцев, крестьян, учителей и учащихся. Экскурсионные политпросветские и профсоюзные организации проводили большую организационную и агитационную работу в сфере привлечения внимания к ряду музеев, освещающих вопросы техники, санитарии, военного дела. Эта работа помогала людям разобраться в современном строительстве нового государства, общества.

Для пополнения коллекций особо значимыми оставались и научные экспедиции. Архивные документы дают возможность представить, как была организована такая работа на примере Енисейского краеведческого музея. Одна из наиболее интересных экспедиций состоялась в 1928 г. на реку Кемь. Судя по записям Отчета о данной экспедиции, ее целью было «...сбор и изучение Кемской долины в этномологическом значении» [1]. Отчет был составлен заведующим музеем Н.А. Кытмановым. В экспедицию отправились 11 июля на пароходе «Косиор» до села Казачинского, захватив с собой небольшую лодку. Далее на протяжении всего отчета встречались довольно интересные факты, касающиеся поселений на Кеми. Так в отчете имеется упоминание о поселении Вороковщина, состоящего из тридцати дворов. На тот момент его основное население составляли выходцы из других территорий: «Живут исключительно переселенцы из Украины Полтавской и Киевской губернии». В результате экспедиции были собраны материалы о флоре и фауне данного района, сведения, касающиеся современного быта рабочих, новых станков, клубов, бань». Интересна еще одна экспедиция, которая состоялась 30 июля 1929 г., поскольку ее целью являлась сбор материалов о политической ссылке и взятие на учет историко-архитектурных памятников в крае. Однако политическому ссыльному П.М. Устимовичу недостаток средств не позволил осмотреть останки старого Туруханска, где проживали в ссылке декабристы Аврамов и Лисовский. Тогда ленинградский краевед при содействии местной интеллигенции и комсомола поднял вопрос об открытии на этом месте краеведческого кружка в качестве филиала Енисейского краеведческого общества [4].

Именно они, используя свои фонды и коллекции, заинтересовывали местное население в изучении культуры, искусства и природы своего края. Для правильной организации и построения работы музея выходили директивы, которые регламентировали их работу. В директивах определялись следующие разделы деятельности:

1) природа и естественно-производительные силы края;

2) история культуры края;

3) социально-экономическая жизнь края;

4) история революционного движения [5].

Интересно, что наряду с подлинным материалом в качестве экспонатов использовались графические диаграммы, карты, фотографии, создающие наиболее полную картину жизни того или иного края. В построении каждого раздела требовалось отмечать достижения советской власти в сравнении с дореволюционным временем и перспективы дальнейшего строительства [2].

Также музеи играли большую роль в организации просветительской работы среди подрастающего поколения. Однако, зачастую пропагандистская направленность с ориентацией на знание превращала музейную экскурсию в обычный урок с той разницей, что проводился он не в школе, а на материале музея.

Стоит отметить, что если в дореволюционный период своего существования музеи имели хоть какой-то небольшой денежный фонд для вознаграждения своих дарителей, то в начальный период советской власти такие явления уже не практиковались. Это довольно ясно прописано в обращении «Ко всем членам профсоюза, партии, комсомола, учительству и школьникам, красным партизанам и крестьянам», датируемое 1930 г.: «Товарищи! Музей рассчитывает на Вашу поддержку в доставке без каких-либо вознаграждений» [2]. Политпросветработа музеев в исследуемый период выражалась в следующем:

  • привлечении населения к участию в работе музеев;
  • руководстве краеведческими кружками;
  • проведении тематических экскурсий в музеях и вне их;
  • организации периодических выставок, учитывая при этом интересы крестьян;
  • участии в организации выставок к съездам и конференциям;
  • инструктаже «политпросветчиков» и учителей в деле проведения краеведческих экскурсий.

Таким образом, в 20–30-е гг. ХХ в. большое внимание уделялось организации просветительской работы среди взрослого населения. В ней большую роль играли музеи, которые способствовали политико-просветительной и агитационно-пропагандистской деятельности с населением. Посредством музеев государство осуществляло идеологическое воспитание взрослых и детей, развивало их сознательность и активность, вовлекало в государственное и хозяйственное строительство, повышало общий культурный уровень населения страны.