Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Изобразительное электронное издание «Беседы о сибирских художниках» дисциплины «Художественная культура Сибири (профессиональное творчество)» предназначено для бакалавров направления профильной подготовки 051000.62.14. «Профессиональное обучение. Декоративно-прикладное искусство и дизайн».

Основная цель дисциплины «Художественная культура Сибири (профессиональное творчество)» – раскрыть сущность материальной, художественной и духовной культуры этноса Сибири, закономерности ее развития разных эпох, т.е. исторически сложившейся общности местных народностей с общей культурой, установление тесной взаимосвязи общественной жизни и художественных явлений, углубление понимания различных исторических эпох через анализ художественных стилей и творческих методов. Курс помогает глубже узнать свои корни на сибирской земле, принадлежность к «народу сибирскому» и постичь особенности местного сибирского патриотизма.

Лекционный курс комплексно и синхронно рассматривает археологию, этнографию, историю и различные виды искусства Сибири: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу. Каждое искусство «живет» в курсе по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно-эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития искусства. Эта задача решается не только вербальными средствами, но и, прежде всего при помощи выразительного, обеспеченного достаточно совершенными техническими средствами видеоряда, в экспозициях местных музеев, выставочных залах, экскурсиях в пределах города и выездные.

Общение студентов с созданными народом на протяжении его многовековой истории духовными ценностями вызывает в них чувство патриотической гордости, осознание необходимости бережного сохранения культурного наследия, связи времен.

Семинарские занятия направлены на организацию самостоятельных выступлений студентов с докладами постепенно нарастающей сложности (анализ отдельного памятника искусства, сравнительный анализ, монографический доклад о творчестве художника, проблемно-тематическое выступление). Анализ творческих работ художников позволяет выявить культурный уровень студентов.

По окончании изучения дисциплины студенты составляют проект урока или мероприятия, защищают его в разных формах (урок-беседа, урок-упражнение, урок-опрос, урок-путешествие, урок-праздник, урок творчества, урок-игра, экскурсии и др.). По результатам исследований проводится урок-конференция.

В структуре дисциплины «Художественная культура Сибири (профессиональное творчество)» важную тему занимает «Искусство Сибири». Изучение этой темы сопряжено с некоторыми трудностями. Например, информация по данной теме не структурирована и разбросана. Для предотвращения трудностей нами было разработано изобразительное электронное издание, которое бы структурировало этот материал, дало представление об искусстве Сибири и Красноярского края.

Изобразительное электронное издание согласно ГОСТ 7.83–2001 СИБИД «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения», – электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки. К изобразительным изданиям относятся факсимиле, а также тексты в форматах, не допускающих посимвольной обработки.

Изобразительное электронное издание – новая форма подачи информационного материала. Оно обеспечивает современный стиль работы, легкий поиск, хранение и структурирование нужной информации, которую можно дополнять или изменять.

Изобразительное электронное издание было разработано в условиях региональной системы образования, важным элементом которого является знание и понимание культуры своего региона.

Региональная образовательная система призвана соответствовать требованиям времени, поэтому в Красноярском крае, при отборе содержания образования регионального компонента по искусству, ведущим подходом остается искусствоведческий и культурологический, в контексте становления художественной культуры края, реализация которого осуществляется через основные содержательные линии - основные направления и имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды; памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд; виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу [1].

Основными целями регионального компонента являются: создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования; ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития; обеспечение единства образовательного пространства [1].

Изобразительное электронное издание может быть использовано для дистанционного обучения, на курсах повышения квалификации, для самостоятельного изучения студентами других специальностей.