Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

2
2

Анализ научной литературы по проблеме формирования имиджа свидетельствует, что в современном гуманитарном знании существует многообразие подходов к изучению такого явления как имидж. Это связано как с возрастающей заинтересованностью исследователей данной проблемой, так и с характером современных социальных процессов, требованиями к компетентности профессионала [2, с. 66-71].

Рассмотрение имиджа как многообразного и сложного явления позволяет отнести его к ценностно значимым характеристикам социального бытия. Феномен имиджа позволяет проследить связь экономических, социальных и культурных параметров через сущностные характеристики индивида.

Имидж является той частью духовной и материальной культуры, которая совокупно отражает достижения на определённом этапе развития.

Имидж можно рассматривать не только как явление, но и как процесс адаптации и социализации. В данном процессе происходит усвоение социально значимой информации и соответствующей социальной роли через обретение адекватного имиджа, являющегося способом коммуникации и способом удовлетворения таких основополагающих человеческих потребностей, как потребность в принадлежности и любви, в признании и одобрении, в самореализациии самоактуализации. Он же в закодированном виде транслирует значимую информацию от одного поколения к другому, чем обеспечивает стабильное существование социума во времени.

Мы рассматриваем имидж менеджера СД ЛПУ как интегративную характеристику внешнего и внутреннего содержания личности, влияющую на эффективность управленческой деятельности.

Позитивный имидж менеджера, являясь гармоничной совокупностью внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств руководителя, призван продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками профессиональной деятельности. Учёными доказано, что имидж – динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии с социумом и отражающая сбалансированность различных личностных образований.

Психологическая структура имиджа включает три взаимосвязанных компонента: природный компонент – статичная составляющая и подвижные составляющие, которые оперативно изменяются в зависимости от условий среды (личностный, поведенческий, профессиональный), а также третий уровень: визуальный, аудиальный, кинестетический, что предполагает развитие профессионально значимых способностей [1, с. 29-31].

Создание имиджа менеджера рассматривается как поэтапный процесс: субъект – прообраз имиджа – первичный имидж – вторичный имидж – идеальный имидж; специально организованное взаимодействие участниковформирования имиджа на социальной перцепции с целью обеспечения позитивного окружающего социума к конкретному менеджеру сестринского дела ЛПУ.

Имидж менеджера сестринского дела является имиджем, ориентированным на самоощущение. В основе его формирования и образования лежат потребности самовыражения, самоутверждения, достижения социального признания, самосовершенствования, Таким образом, формирование имиджа, ориентированного на самоощущение, направлено на изменение Я-концепции менеджера сестринского дела в направлении её приближения к идеальному Я и, тем самым, к повышению самооценки и улучшению самоощущения менеджера.

К числу психологических условий формирования имиджа менеджера сестринского дела относятся следующие:

-развитие у менеджера интереса к себе и к миру;

-осознание необходимости формирования позитивного имиджа;

-проявление собственной активности при работе над своим имиджем;

-овладение приёмами самопознания и самооценки, навыками самоимиджирования;

-соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа и принципа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа.

Сегодня проблема формирования имиджа менеджера сестринского дела ЛПУ становится актуальной и перспективной в контексте развития профессиональной культуры специалиста-управленца.