Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Концептуальная направленность ноосферной парадигмы, разработанной в трудах В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена и Э. Леруа, проявляется в признании объективной необходимостиэволюционного перехода биосферы в ноосферу. В этой связи Вернадский писал: «изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс» [1, с.291]. Общимоснованиемразличныхноосферных концепций является их связь с идеей эволюции, пониманиенауки и вооруженного научными знаниями человечества основными геологическими силами, определяющими планетарные изменения и направленность общественного прогресса. Научное творчество «является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет…вхождение в нее, в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения – научной работы человечества – есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние – в ноосферу» [1, с.291].

Данные положения являются фундаментальными принципами современных теорий ноосферогенеза, имеющих как теоретическое, так и прикладное значение.

В современной науке развитие ноосферного учения осуществляется посредством распространения его идей на разные сферы общественной жизни. Рассматривая виды духовной деятельности ноосферно организованного общества, исследователи выделяют управление общественными отношениями граждан, развитие знаний о Вселенной, обмен информацией в сфере производства и потребления произведений искусства, кибернетическое общение с «мыслящими машинами», общение в системе Интернет. В том числе называют достаточно перспективные виды деятельности, связанные с проблемами программирования расселения людей в Космосе и создания новых планет, выведения на разные орбиты космических аппаратов, а также организации защиты планеты Земля и Солнечной системы.

В качестве основополагающих видов духовной деятельности выделяютнауку, высокотехнологичную экономику, экологически корректное природопользование и образовательный процесс как целостную систему, включающую учебно-воспитательные цели, задачи, методы и средствапередачи и приобретения знаний.

Система ноосферно-экологического образования включает два компонента – экологический и ноосферный. В рамках данной образовательной модели необходимо более активно развивать именно ноосферный компонент, поскольку экологические знания в современной педагогике представлены достаточно широко. Ноосферное знание формируется посредством изучения информационных и методологическихматериалов, составляющих основу ноосферно-экологичес-кого образования в целом. К ним относятся сведения об авторах ноосферной парадигмы и теоретических системах прошлого, подготовивших ее появление в современной науке и философии. Кроме того, это знание фундаментальных положений ноосферного учения и методических подходов, которые были основополагающими в процессе его разработки. Это также знание материалов о проблеме перехода биосферы в ноосферу, которые появляются в современной научной и философской литературе и нередко имеютостро дискуссионный характер.

Говоря о генезисе ноосферной идеи, нельзя обойти вниманием ранние этапы развития философской мысли, когда начали формироваться не только этимологические, но и содержательно-смысловые истоки понятия «ноосфера», определяющие его мировоззренческий уровень.

В этом смысле принципиальное значение имеют философские системы античности. В своих учениях древнегреческие философы обращались к рассмотрению высших сил, определяющих все существующее. С этой целью в философский категориальный аппарат включались термины, родственные понятию «ноосфера». К ним относятся понятия «нус» и «логос», теоретическая разработка которых была предпринята в философских системах Анаксагора, Гераклита, Платона, Аристотеля, Плотина и др. В частности, понятие «нус» получало разные мировоззренческие статусы. В идеалистическойтрактовке нус представлен всеобщим мировым нусом Сократа и принципом мировой гармонии Платона, в материалистической – богами в лице материальных стихий, в которых выражались обобщенные закономерности соответствующих сфер природного бытия. У Демокрита – это огонь, у Архелая и Диогена Апполонийского – воздух, свойствами которого являются разум и мышление. Таким образом, мировое мышление представлено как явление природы. У Фалеса и Ксенофана бог есть ум, у Анаксагора нус – это основа возникновения мира. Опора на идеи античности, а также теории последующих этапов развития мировой философии и науки (Дж. Бруно, Ф. Бекон, Э. Геккель) позволило ученым XX века осмыслить глобальные планетарные процессы и особенности социоприродной эволюции. Не случайно обобщения, сделанные Вернадским в ноосферном учении, являются следствием присущего ему стремления к мысленному объединению всего наличного знания в целостную систему. В понятии «ноосфера» выражается качественная специфика завершающего периода многовековой эволюции биосферы и перспектива человечества в условиях достигнутого в XX веке научно-технического и технологического уровня развития.

При характеристике методологической основыноосферрныхисследований, наиболее целесообразно обратиться к ноосферной парадигме В.И. Вернадского. Система методов, которые использовалисьим в процессе изучения биосферной эволюции, является важной составляющей всей методологической системы современной науки и педагогики, затрагивающей проблемы ноосферно-эколо­гического образования.

Биосфера рассматривалась Вернадским как биогенная система, имеющая свои собственные источники развития. Ученый выделяет живое вещество (биологическую форму движения материи) как основной фактор геологических изменений в соотношении с другими формами материального бытия. Исследуя эволюционный процесс, Вернадский осуществляет эмпирические обобщения, позволившие раскрыть закономерности саморазвития живой материи, подтверждая выводы философского материализма 19 века идополняяих на уровне специфических естественнонаучных подходов. Как представитель естественнонаучного материализма,он применял системный подход к анализу природных и социальных явлений. По мнению Вернадского, системно-структурный метод соответствовал современному этапу развития научного знания, поскольку наряду с дифференциацией наук происходит их интеграция, стираются грани между науками. Точка зрения Вернадского соответствует его статусу как ученого – основателя ряда научных дисциплин. Применение методов анализа и синтеза, рассмотрение явлений по принципу дифференции общего на элементы с последующим соединением их в целое, позволило ученому проследить влияние живого вещества на процессы миграции химических элементов и энергии. Исследуя природные явления с точки зрения их количественных и качественных взаимопереходов, причинно-следственных связей и отношений, Вернадский выявляет особенности биогенной миграции атомов, вызванной разумом и трудовой деятельностью человека как представителя высшего уровня эволюции биосферы. Обосновывая взаимосвязь различных форм движения материи и закономерность ее качественного усложнения в процессе эволюционного развития, ученый делает вывод том, что неживое вещество является базисным фактором развития живой материи и появления биосферы. Дальнейшее развитие биосферы с необходимостью завершаетсяпоявлением ноосферы, способом существования которой является взаимодействие объединяющегося человечества с природой на основе разумно организованной материально-преобразующей деятельности в условиях высокоразвитых технологий.

Необходимость развития системы ноосферно-экологического образованияактуализируетсяпротиворечиями в политической и экономической жизни, обострением глобальных проблем, что неизбежно приводит к обострению противоречий в отношениях между обществом и природой и предполагает гармонизациювсех общественных сфер как фактора устойчивого развития. Снятие противоречий современного общества Вернадский характеризовал как процесс самоорганизации и самосовершенствования ноосферы.