Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В данной статье анализируются некоторые аспекты педагогической культуры преподавателя высшей школы с учетом реалий современного российского общества.

Сегодняпреподаватель высшей школы должен обладать высокой общей и педагогической культурой, быть профессионалом. Профессионализм человека в любой области во многом зависит от уровня сформированности мастерства. Этот фактор особенно значим в педагогической деятельности. Как писал К.Д. Ушинский: "Всякая практическая деятельность, которая стремится удовлетворить высшие моральные и вообще духовные потребности человека, то есть те потребности, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы, это уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, ибо она стремится удовлетворить самую большую из потребностей человека и человечества - их стремление к усовершенствованию в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на холсте или в мраморе, а к совершенствованию самой природы человека - ее души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек» [3, с. 162].

Важной составляющей педагогической деятельности является ее гуманистическая направленность. В центре внимания учебно-воспитательного процесса находится студент. Педагог должен проявлять глубокое уважение к его личности, уважать, беречь от негативных воздействий, создавать оптимальные условия для всестороннего развития. Примером здесь может служить педагогическая деятельность талантливого педагога В.А. Сухомлинского, в центре внимания которого всегда находились уважение к воспитанникам и в то же время требовательность к ним [2, с. 338].

Следует чаще обращаться к наследию отечественных педагогов-гуманистов. Недостаток у значительной части преподавателей гуманности в общении с воспитанниками приводит к возникновению конфликтных ситуаций, снижает эффективность педагогического воздействия. Чувство гуманизма - это внутреннее психологическое состояние педагога. Оно проявляется даже в мелочах, например, в форме обращения педагога к своим воспитанникам.

Важным фактором в системе морально-духовных качеств личности преподавателя является уровень сформированности чувства национального достоинства. Это чувство раскрывается, прежде всего, через такие черты как любовь к своему народу, Родине; уважение к Конституции и законамсвоей страны, государственным символам; совершенное владение государственным языком, осознание своей принадлежности к своему народу; уважение к культуре, традициям и обычаям народностей, проживающих на территории России.

Педагоги всех уровней, а прежде всего педагоги высшей школы, должны формировать в себе чувство интеллигентности. Интеллигентность - это зеркало души и разума воспитателя, образец для подражания. Она должна выступать показателем морально-духовного идеала для тех, кто нас окружает [1, с. 154]. Высокое звание профессора, доцента, преподавателя вуза связывается с интеллектуальным и моральным совершенством человека, с наивысшим проявлением профессионализма в своей области. Поэтому интеллигентность, безусловно, является стержнем становления педагогического мастерства преподавателя.

Видное место в системе морально-духовных ценностей педагога занимают жизненные идеалы. Это важно еще и потому, что студенческий возраст является периодом становления, размышлений над выбором собственной социальной ориентации, поведения. Ярко выраженные жизненные идеалы опытного преподавателя всегда найдут отклик в сознании студентов. Ведь идеал - это категория этики, которая содержит в себе совершенные моральные качества; олицетворение наиболее ценного и величественного в человеке, что дает возможность молодежи успешно совершенствоваться. Оставлять молодое поколение без истинных моделей - значит подталкивать его к состоянию разочарования, пассивности, духовной деградации.

Преподавателю высшей школы с учетом специфики своей работы приходится постоянно анализировать действия студентов (на лекциях, практических занятиях, во время контрольных мероприятий, в быту и т.д.). Это требует от педагога объективности и социальной справедливости. Чувства молодых людей довольно заостренные, их порог слишком высокий, а потому соблюдения объективности и справедливости со стороны старшего человека - важный фактор социального и профессионального становления специалиста.

Главенствующим модулем педагогического мастерства являются профессиональные знания. Студенты высоко ценят преподавателя, который обладает глубокими знаниями по своей специальности, проявляет осведомленность со смежными дисциплинами, отмечается научной эрудированностью. Без этого нет мастерства педагога. Это требует от него ежедневного упорного труда над собой, накопления и систематизации новых научных знаний. На этом пути каждого преподавателя подстерегает немало трудностей: нехватка времени, большой объем информации. Только истинный педагог на первое место поставит профессиональные обязанности, необходимость постоянного роста.

Педагогическая культура преподавателя вуза является источником проявления его научной и общей эрудиции, педагогического мастерства, культуры речи и общения, духовного богатства, проявлением его творческой индивидуальности как отражение результата постоянного самосовершенствования и саморазвития На наш взгляд, педагогическая культура является гармонией культуры творческих знаний, созидательного действия, чувств и общения.