Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Травенко Е.Н., Породенко В.А., Ломакина Л.И., Быстрова Е.И., Ильина А.В.

Современный период функционирования отечественной системы здравоохранения характеризуется усилением законодательного регулирования отношений по охране здоровья граждан, имеющим своей конечной целью обеспечение доступной и качественной медицинской помощи [1]. Как считают ведущие специалисты в области общественного здоровья и организации здравоохранения, к наиболее эффективным методам управления качеством медицинской помощи относятся методы нормативно-правового регулирования. При этом важным элементом является уровень правовой культуры потребителей и производителей медицинских услуг [2].

В соответствии с действующим законодательством, пациент наделен статусом равноправного субъекта в отношениях, связанных с оказанием ему медицинской помощи. Партнерские отношения предполагают, с одной стороны, знание медицинским персоналом прав пациентов и соблюдение условий и порядка их обеспечения, а с другой, – правовую информированность потребителей медицинских услуг [3].

Преподаваемые на кафедре судебной медицины курсы: «Правовые основы деятельности врача» (ПОДВ) на лечебном факультете и «Основы профессиональной деятельности врача (правовые аспекты)» (ОПДВ) на педиатрическом факультете включают вопросы экспертизы качества медицинской помощи и изменение принципов нормативно-правового регулирования в моделях «врач – пациент» и «пациент – медицинская организация».

В декабре 2014 г. после изучения данных курсов нами проведено анонимное анкетирование студентов с целью выявления понимания ими зависимости между качеством медицинской помощи и знанием врачом и пациентом правовых норм в области охраны здоровья. Всего в анкетировании приняли участие 430 юношей и девушек в возрасте от 19 до 21 года, из них 301 студент 3 курса лечебного факультета и 129 студентов 2 курса педиатрического факультета. Результаты анкетирования представлены в таблице.

Анализ полученных результатов показывает, что почти половина респондентов лечебного факультета и 62% педиатров определили зависимость между качеством медицинской помощи и знанием врачом правовых норм в области охраны здоровья как прямую и значительную. Чуть более трети студентов лечебного факультета и почти треть студентов педиатрического факультета считает зависимость несущественной - «главное - правильно лечить».

Около 17% студентов лечебного факультета и вдвое меньше студентов педиатрического факультета выбрали вариант – «затрудняюсь определить».

То, что зависимость между качеством медицинской помощи и знанием пациентом правовых норм в области охраны здоровья прямая и значительная, считают почти 45% студентов лечебного и чуть более половины студентов педиатрического факультета.

«Несущественная зависимость, для пациента эти знания роли не играют» – мнение практически трети всех респондентов.

Таблица.

Результаты анкетирования студентов

Содержание

вопроса

Варианты ответов

Лечебный ф-т

Педиатрический ф-т

Всего %

из них

Всего %

из них

юно-

ши %

девуш-

ки %

юно-

ши %

девуш-

ки %

На Ваш взгляд, зависимость между качеством медицинской помощи и знанием врачом правовых норм в области охраны здоровья

прямая и значительная

 

46,7

 

23,2

 

76,8

 

62,0

 

22,5

 

77,5

несущественная, главное - правильно лечить

 

36,4

 

41,1

 

58,9

 

29,4

 

31,6

 

 

68,4

затрудняюсь определить

16,9

35,4

64,6

8,6

 

55,5

 

44,5

 

На Ваш взгляд, зависимость между качеством медицинской помощи и знанием пациентом правовых норм в области охраны здоровья

прямая и значительная

44,8

31,1

68,9

51,2

31,8

 

68,2

 

 несущественная, для пациента эти знания роли не играют

 

31,3

 

39,4

 

60,6

 

28,7

 

18,9

 

 

81,1

 

затрудняюсь определить

23,9

29,0

71,0

18,1

25,0

 

75,0

 

 

Таким образом, уверенность в прямой и значительной связи зависимости между качеством медицинской помощи и знанием как врачом, так и пациентом правовых норм в области охраны здоровья сформирована примерно у половины изучавших курсы ПОДВ и ОПДВ. Это свидетельствует о необходимости усиления внимания к вопросам медико-правового управления качеством медицинской помощи. Следует отметить, что качество медицинской помощи характеризуется многокомпонентностью и определяется набором существенных признаков, в том числе и степенью удовлетворенности пациентов. А вот вопрос влияния на удовлетворенность уровня правовой грамотности пациентов практически не изучен, хотя имеет не меньшее значение, чем правовая подготовленность врача.

В целом анализ полученных данных ставит задачу постановки проблемы не тождественности понятия «качество медицинской помощи» с позиции производителя и потребителя медицинской услуги. Если для врача - это стандарт медицинского вмешательства в соответствии с требованиями ОМС, то для пациента - это, прежде всего, отсутствие причинения вреда и степень реализации имеющихся ожиданий от лечения.

Анализ накопленного опыта по данным литературы и результаты проведенного нами исследования указывают, что наиболее перспективный способ повышения качества медицинской помощи посредством правового регулирования заключается в повышении уровня правовой культуры и правосознания субъектов права. Этот путь по оценкам специалистов является наиболее сложным, поскольку изменение уровня правовой культуры должно произойти как у медицинских работников, так и у пациентов, правовые обязанности и ответственность которых до сих пор в полном объеме не урегулированы действующим законодательством.