Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

STUDY FORMATION OF READINESS OF STUDENTS TO PROFESSIONAL WORK DEFECTOLOGY

Rymkhanova A.R. 1 Amanbay Z. 1
1 Karagandа State University of Academician Y.A. Buketov
This article contains a brief analysis of the training of teacher training for special the education sector, as required by defectologists high psychological and pedagogical readiness to work with special education needs. The need to properly conduct career guidance, to acquaint students with the appointment of defectologists, with the content and, more importantly, the conditions and characteristics of teachers, speech therapists, which helps to prevent the training of specialists are not satisfied with their work properly and leading a responsible and complex work teachers, speech defectologists. Students are given the opportunity to gain hands-on teaching experience within the walls of the university, which allows adaptation to the successful completion of a professional activity after release.
psychological and pedagogical readiness
special educational needs
reflection
motivation
diagnostic techniques

Уровень профессиональной подготовленности педагогических кадров является решающим фактором, который определяет качество представляемых обществом образовательных услуг, поэтому можно утверждать, что проблема оценки кадров является одной из важнейших социальных проблем сегодняшнего дня. Исследования показывают, что эффективно действующая система оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетентности стимулирует работников образования к постоянному повышению своего педагогического мастерства [1, c.400].

Объективная оценка в значительной мере позволяет защитить систему образования от функционирования в ней случайных работников, по тем или иным причинам неспособных заниматься педагогической деятельностью, в том числе деятельностью дефектолога, связанной с детьми с особыми образовательными потребностями.

Особенно важным является правильно организованная предварительная диагностика студентов – будущих учителей-дефектологов, которая выступает эффективным инструментом профессионального роста будущих работников специального образования.

Психолого-педагогическую готовность или профессиональную готовность педагога можно трактовать как целостное личностное образование, соединяющее в себе мотивационный, когнитивный, технологический, рефлексивные компоненты. Она может быть структурирована, во-первых, как наличие у педагога профессионального обучения личностных качеств, включающих в себя положительное отношение к общению и взаимодействию с учащимися, доброту, эмпатию, общительность, коммуникативность, когнитивность, доброжелательность, устойчивые профессионально значимые особенности восприятия, памяти, мышления, внимания, эмоционально-волевых качеств и т.д., во-вторых, как предстартовая активизация психических функций, как оптимальное рабочее состояние, характеризующееся длительным сохранением работоспособности, наиболее скорой врабатываемостью и восстановлением сил, адекватной реакцией на внешнее воздействие, слаженностью в работе всех систем, ритмичностью, синхронностью.

Педагогическая диагностика до недавнего времени сводилась к определению и фиксации некоторых показателей обучаемости, обученности и воспитанности, т. е. к элементарной проблеме оценки каких-либо личностных признаков.

С помощью диагностических методик можно составить картину социальной и психолого-педагогической подготовленности студента – будущего учителя-дефектолога к педагогической деятельности.

Кроме того, диагностика студентов позволит решать и проблемы предвзятости и субъективизма в оценке психолого-педагогической подготовленности студентов к выбранной ими педагогической деятельности.

Существуют различные диагностические методики, которые используются сегодня для решения актуальнейшей проблемы оценки как уровня профессионализма учителя, так и степени готовности студентов – будущих учителей-дефектологов к педагогической деятельности. Подбор тестов осуществляется с учетом того, что профессионализм и компетентность учителя трудно «загнать» в формулу «знания – умения – навыки» [1, С.400].

Выбранные нами диагностические методики направлены на выявление сформированности структурных компонентов психолого-педагогической готовности – как мотивационный, когнитивный, технологический и рефлексивные компоненты.

Изучение мотивационного компонента позволяет фиксировать и оценивать реальный уровень потребностей студента – будущего учителя-дефектолога к саморазвитию. Для этого использованы такие методики, как тест «Художник или мыслитель?», который выявляет преобладающий тип мышления. Следующий – «Психогеометрический тест». Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы С. Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Тест определяет профессиональные предпочтения [1, С.431].

Для изучения мотивации, студентам было предложено написание эссе на тему «Моя специальность, «Почему я выбрала профессию дефектолога?». В письменных работах студентов излагается собственная точка зрения студентов. В эссе необходимо было указать кто повлиял на выбор профессий, какая мотивация, доволен ли студент своим выбором, каким он себя представляет специалистом, готов ли он стать квалифицированным учителем- дефектологом и т.д.

Следующий компонент ППГ – когнитивный компонент. Предлагаемые варианты диагностики уровня интеллектуального развития и творческого проявления студента не претендуют на универсальность и всеобъемлемость. В то же время они позволяют достаточно объективно и достоверно выявить некоторые стороны личности будущего педагога и определить важнейшие показатели его профессиональной пригодности.

Только в том случае, когда исследование путей и способов профессионального развития каждого студента – будущего учителя-дефектолога будет носить не только диагностический, но и прогностический характер, можно будет говорить о той или иной степени результативности проведенной в этом направлении работы и степени ее полезности.

Использованы такие диагностические методики как тест «Моя информационная культура», «Ваш творческий потенциал», зафиксированы результаты контрольных среов знаний, текущих экзаменов и проверочных тестов по педагогической психологии.

Изучение технологического компонента. Уровень развития профессионального общения будущего учителя-дефектолога предопределяется содержанием педагогической деятельности. Чем более содержательна она по объему и характеру, тем более многогранным и разнообразным выступает общение. В процессе становления профессионального общения будущего учителя можно выделить два тесно взаимосвязанных друг с другом звена: общие и индивидуальные принципы (основания) общения. Культура общения студента – будущего учителя-дефектолога всегда является показателем того, как, каким образом, с помощью каких наиболее отвечающих решению конкретных задач и способов взаимоотношений учителю удается реализовать общие социально значимые принципы обучения и воспитания. [1,С.434]

Полученные в результате диагностики материалы, с одной стороны, позволят педагогу высшей школы изучать, анализировать и оценивать уровень педагогического общения студента. С другой стороны, они помогут проанализировать сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности по руководству формированием педагогического профессионализма студентов. С позиций студентов – будущих специалистов данные диагностики личных особенностей и профессиональных умений общения позволят выстроить целостную систему – программу самосовершенствования педагогического профессионализма, реализация которой, на наш взгляд, окажет существенное влияние на успешность их будущей педагогической деятельности.

Тест «Стиль деятельности будущего педагога» выявляет стиль работы учителя. В педагогике выделяют четыре стиля работы учителя: эмоционально-импровизационный (ЭИС), эмоционально-методичный (ЭМС), рассуждающе-импровизационный (РИС), рассуждающе-методичный (РМС) (Маркова, Никонов, 1987). [1, С.84].

Существует целый ряд событий, которые вызывают сильные эмоциональные переживания. Эти переживания не всегда проходят бесследно. Человек может их «проскочить», и тогда они не имеют отрицательных последствий, но может «записать» в своей памяти как негативное переживание. Вероятность таких состояний можно выявить с помощью методик «Трудно ли вас вывести из себя?», «Оценка уровня конфликтности личности», «Умеете ли вы контролировать себя?» [1, С.437].

Тест американского социального психолога К.Н. Томаса (1973 г.) «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» позволяет оценить индивидуальную стратегию и тактики поведения в конфликтной ситуации. Автор методики К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение [3, 4].

Изучение рефлексивного компонента. Опросник «Диагностика волевого самоконтроля» (ВСК). Опросник ВСК, разработанный А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдеманом, направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями (Чернышов, 1999).

Тест на выявление уровня самооценки. Самооценка относится к центральным свойствам личности, является регулятором поведения и деятельности, в значительной степени определяет социальную и профессиональную компетентность человека [2].

Психодиагностика связана с вторжением во внутренний мир человека. И как бы позитивно он к ней ни относился, присутствует определенное чувство дискомфорта, а зачастую и опасения, что какие-то результаты могут быть истолкованы против него, использованы не во благо. Поэтому очень важно, чтобы каждый студент добровольно захотел представить о себе нужную информацию. Педагог высшей школы при этом должен выполнять свою задачу с максимальным тактом и осторожностью, ни в коем случае не оглашая ее результаты.

Личность каждого человека является сложнейшим психофизиологическим и социальным образованием. Чем сложнее профессиональная деятельность, которой занимается человек, тем сложнее его личность. Рассматривать ее необходимо с разных сторон, во всем разнообразии проявлений, состояний и особенностей. Это требует немалых временных затрат как на наблюдение за процессом обучения, изучение, исследование, анализ отдельных аспектов труда студента, а значит, и профессионального роста, так и за его общением с коллегами по учебному заведению, преподавателями, учащимися в школе.

Личность студента – будущего учителя-дефектолога не только сложна, но и должна быть достаточно тонкой, восприимчивой ко всему, что вторгается в нее извне, даже с целью оказания помощи в профессиональном становлении, утверждении и развитии [5].

Проведенный нами психолого-педагогический эксперимент был направлен на выявление уровней сформированности структурных компонентов и из оценки психолого-педагогической готовности которые проявлялись в учебной деятельности и показателей диагностических методик выявляющих уровень сформированности ППГ.

Для проведения экспериментального изучения были выбраны группы студентов 1-4 курсов с казахским и русским языком обучения дневного отделения, обучающиеся по кредитной технологий, демонстрирующие разный уровень психолого-педагогической готовности к последующей профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Диагностические методики на выявление ППГ были сгруппированы отдельно по структурным компонентам и использовались по отдельности на выявления уровня мотивации, уровня когнитивного компонента, уровня технологического компонента и на выявление уровня рефлексии. Показатели сформированности компонентов психолого-педагогической готовности студентов к профессиональной деятельности представлены в таблице.

Результаты эксперимента показывают, что у большинства опрашиваемых основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии, и широкая сфера ее применения, соответствие професии интересам и склонностям и ее творческие возможности.

Результаты исследований когнитивного компонента довольно высок, это объясняется хорошей успеваемостью студентов по основным дисциплинам.

Исследование технологического компонента показывает, что студенты овладевают необходимыми навыками и умениями не только во время учебы, в основном, во время прохождения педагогической практики.

Исследование последнего компонента ППГ – исследование уровня сформированности рефлексии показало, что у студентов достаточно развита самооценка. Они могут анализировать и адекватно оценить свои уровни формирования профессионализма.

Показатели сформированности компонентов психолого-педагогической готовности студентов к профессиональной деятельности

Уровни сформи-

рованности ком-

понентов ППГ

Компоненты

ППГ

1 курсы

2 курсы

3 курсы

4 курсы

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Мотивация

72 %

22 %

6 %

70 %

25 %

5 %

82 %

12 %

6 %

75 %

22 %

3 %

Когнитивный компонент

52 %

28 %

10 %

65 %

22 %

13 %

91 %

8 %

1 %

84 %

12 %

4 %

Технологический компонент

40 %

52 %

8 %

73 %

20 %

7 %

62 %

22 %

16 %

72 %

22 %

6 %

Рефлексия

38 %

21 %

41 %

72 %

20 %

8 %

79 %

5 %

16 %

86 %

12 %

2 %

Полученные результаты подтверждают, что необходимо правильно проводить профориентационные работы, познакомить абитуриентов с назначением дефектолога, с содержанием, а главное, условиями и особенностями работы педагогов-дефектологов. Это позволяет усовершенствовать систему профотбора и сократить контингент лиц, случайно поступающих на специальность «Дефектология», что предупреждает подготовку специалистов не удовлетворенных своей работой и неправильно ведущих ответственную и сложную работу педагога-дефектолога.

Анализы эксперимента показывает, что большинство студентов с трудом овладевают навыками общения с детьми, неуверенны в себе. Им нужно время, чтобы сформировть ППГ к педагогической деятельности.

Поэтому рекомендуется студентов начинать готовить к будущей профессиональной деятельности уже с первого курса. Не ограничиваться объемом знаний, которые предлагает программа, а самостоятельно изучать новейшую литературу.

Помимо педагогических практик проводить различные экскурсии в специальные учебные заведения. Дать возможность студентам посещать школы, изучать методические материалы, которые используют учителя для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Ознакомиться с методическим кабинетом школы, планами методического объединения учителей, анализ которых может выявить наиболее трудные проблемы в работе учителей. Знакомиться с работой как можно большего числа педагогов. Это позволит увидеть самобытность каждого и индивидуальность в решении ими одних и тех же педагогических задач. Перед каждым посещением определять цель, т.е. что именно хотели увидеть, понять (работу в группе, индивидуальный опрос, оценка учащихся и т.д.). Такие посещения раскроют творческие находки педагогов, которые определяются уровнем его культурного развития.

Умножая свой практический педагогический опыт ещё во время обучения в вузе, студенты могут сократить до минимума период адаптации к профессиональной деятельности уже после выпуска.