Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,442

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ: МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НИТ НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

Новикова Т.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В данной статье описано третье педагогическое условие «Методика электронной поддержки подготовки будущего учителя к использованию НИТ (на примере образовательной организации)» по подготовке будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательной организации. Результаты данного материала могут быть применены в практике подготовки при формировании имиджа организации не только в сфере образовательных услуг, но и при имиджмейкинге в целом. Методика строилась на описанных принципах объектности, динамичности, обратной связи, гибкости и предусматривала: формирование образовательного портала: разработка концепции, физическое размещение структуры и ее информационное наполнение; обучение студентов правилам использования портала и ознакомление с его содержанием; включение будущих учителей в самостоятельную проектную деятельность по формированию имиджа ОО, используя возможности и ресурсы портала; размещение на портале результатов выполненных работ. Подробно рассмотрено наполнение портала и его структура.
электронная поддержка
информационные технологии
имидж
образовательная организация
1. Новикова Т.Б. Новые информационные технологии в формировании имиджа образовательного учреждения [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Магнитогорск: МГТУ, 2015.
2. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения: дис. … канд. пед. наук. – Магнитогорск: МГТУ, 2009.

Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий (НИТ) в формировании имиджа образовательной организации (ОО) – это сознательно организованный и управляемый процесс. Спроектированная нами модель подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО морфологически представлена четырьмя блоками (подструктурами), в каждый из которых включены соответствующие им компоненты: блок управления (нормативный, целевой и компоненты научного обеспечения), блок педагогических условий (комплекс педагогических условий), процессуальный блок (содержательный, технологический и организационный компоненты), результативный блок (уровни, критерии, показатели, диагностические методики, методы математической статистики). Ядром спроектированной модели выступает блок необходимых и достаточных педагогических условий, реализация которых обеспечивает динамику достижения цели модели подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения. В качестве таких условий нами были выделены и теоретически обоснованы следующие:

• междисциплинарная интеграция при подготовке будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО;

• погружение будущего учителя в проектную деятельность по использованию НИТ в формировании имиджа ОО;

• электронная поддержка подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО.

В результате проведенного научного исследования по формированию имиджа образовательной организации с использованием новых информационных технологий, рассмотрим реализацию третьего педагогического условия. Методика реализации третьего педагогического условия, электронная поддержка подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий (НИТ) в формировании имиджа образовательной организации (ОО), строилась на принципах объектности, динамичности, обратной связи, гибкости и предусматривала:

1) формирование образовательного портала: разработка концепции, физическое размещение структуры и ее информационное наполнение; обучение студентов правилам использования портала и ознакомление с его содержанием;

2) включение будущих учителей в самостоятельную проектную деятельность по формированию имиджа ОО, используя возможности и ресурсы портала;

3) размещение на портале результатов выполненных работ.

Образовательный портал – определенным образом организованный сайт в Интернете, который обеспечивает персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий возможность пользователям взаимодействовать друг с другом, а также находить и использовать приложения и информацию в соответствии со своими интересами, задачами, функциями (студент, преподаватель, административный работник и т.п.). Он ориентирован на определенную целевую аудиторию, предоставляет средства поиска и накопления информации, средства интерактивного взаимодействия и совместной работы для пользователей, имеет механизмы классификации пользователей и персонификации их информационного обслуживания.

Использование портала в процессе подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО позволило вывести его на новый уровень: во-первых, предоставление доступа к научным, учебным и методическим материалам на уровне факультета, университета и глобальной сети, что позволило решить проблему оперативного и наиболее полного получения информации по имиджелогии и особенностям формирования имиджа ОО с использованием НИТ, её недостаточности и ограниченности; во-вторых, студентам предоставлялась возможность выполнять не только индивидуальные работы, но и формировать проектные группы и выполнять общий проект, принимать участие в работе более чем одной группы; в-третьих, студенты могли обмениваться опытом с уже ранее разработанными проектами по формированию имиджа ОУ с применением НИТ, что позволяло им прорабатывать и эффективно решать возникающие проблемы при работе над новой задачей.

Следует отметить, что публикация результатов работ студентов на портале повышала у них уверенность в значимости, необходимости и результативности своей работы, стимулировала активность, заинтересованность в результатах, приобретении новых знаний и опыта в использовании НИТ в формировании имиджа ОО.

Рассмотрим содержание образовательного портала и его структуру (см. рис. 1):

1. Раздел «Нормативные документы»: Закон Российской Федерации «Об образовании»; «Национальная доктрина образования до 2025 года»; «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)».

2. Раздел «Методический материал»: рабочая программа спецкурса «Использование НИТ в формировании имиджа ОУ», лекции, практические и семинарские занятия, задачи, упражнения, тесты, презентации, видеозаписи, проекты преподавателя по использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения.

3. Раздел «Новости»: в сфере образования, науки, новых информационных технологий и имиджелогии;

4. Раздел «Библиотека»:

• ссылки на теоретический и практический материал в сети Интернет: ресурсы на источники в области НИТ, имиджелогии, использования НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения; статьи, публикации, проекты, исследования и др.;

• ЭУМК по различным предметам, поддерживающие спецкурс «НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения» (все публикации производятся с согласия авторов);

• электронные библиотечные каталоги, средства доступа к каталогам отдельных библиотек, глобальный электронный каталог, специализированные информационно-поисковые системы;

• словари, энциклопедии, глоссарии, базы данных.

5. Раздел «Разработки»: доклады, презентации, выполненные проекты и исследования студентов, преподавателей, ученых по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ (все публикации производятся с согласия авторов).

6. Раздел «Диагностика»: раздел позволяет осуществлять экспресс он-лайн тестирование, содержит материалы для проведения исследований офф-лайн;

novik1.wmf

Рис. 1. Структура и содержание образовательного портала

7. Раздел «Конференции»: видео- и аудиоконференции, информация о конференциях различного уровня, посвященные вопросам применения НИТ, формирования имиджа образовательного учреждения, использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения и др.

8. Раздел «Форум»: раздел для обмена опытом, дискуссий, профессионально-педагогического общения по вопросам использования НИТ в формировании имиджа ОУ.

9. Ссылки на сетевые сообщества студентов, преподавателей и ученых, занимающихся созданием и реализацией проектов по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ.

10. Раздел «Гостевая книга», в которой пользователи портала могут оставить свои отзывы об образовательном портале, проектах и исследованиях, выполненных студентами, преподавателями и другими участниками образовательного процесса.

11. Раздел «Практические рекомендации»: правила и рекомендации по работе с порталом; основы информационной безопасности; приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования; психологические и физиологические аспекты сетевого общения (влияние глобальных сетей, угрозы сетевого общения, социализация личности средствами коммуникационных сетей); сетевой этикет, организация общения и культуры отношений в сети (организация личного информационного пространства, продвижение сетевого лица, этикет обезличенного взаимодействия) и др.


Библиографическая ссылка

Новикова Т.Б. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ: МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НИТ НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-3. – С. 318-320;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10991 (дата обращения: 21.03.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252