Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий (НИТ) в формировании имиджа образовательной организации (ОО) – это сознательно организованный и управляемый процесс. Спроектированная нами модель подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО морфологически представлена четырьмя блоками (подструктурами), в каждый из которых включены соответствующие им компоненты: блок управления (нормативный, целевой и компоненты научного обеспечения), блок педагогических условий (комплекс педагогических условий), процессуальный блок (содержательный, технологический и организационный компоненты), результативный блок (уровни, критерии, показатели, диагностические методики, методы математической статистики). Ядром спроектированной модели выступает блок необходимых и достаточных педагогических условий, реализация которых обеспечивает динамику достижения цели модели подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения. В качестве таких условий нами были выделены и теоретически обоснованы следующие:
• междисциплинарная интеграция при подготовке будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО;
• погружение будущего учителя в проектную деятельность по использованию НИТ в формировании имиджа ОО;
• электронная поддержка подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО.
В результате проведенного научного исследования по формированию имиджа образовательной организации с использованием новых информационных технологий, рассмотрим реализацию третьего педагогического условия. Методика реализации третьего педагогического условия, электронная поддержка подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий (НИТ) в формировании имиджа образовательной организации (ОО), строилась на принципах объектности, динамичности, обратной связи, гибкости и предусматривала:
1) формирование образовательного портала: разработка концепции, физическое размещение структуры и ее информационное наполнение; обучение студентов правилам использования портала и ознакомление с его содержанием;
2) включение будущих учителей в самостоятельную проектную деятельность по формированию имиджа ОО, используя возможности и ресурсы портала;
3) размещение на портале результатов выполненных работ.
Образовательный портал – определенным образом организованный сайт в Интернете, который обеспечивает персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий возможность пользователям взаимодействовать друг с другом, а также находить и использовать приложения и информацию в соответствии со своими интересами, задачами, функциями (студент, преподаватель, административный работник и т.п.). Он ориентирован на определенную целевую аудиторию, предоставляет средства поиска и накопления информации, средства интерактивного взаимодействия и совместной работы для пользователей, имеет механизмы классификации пользователей и персонификации их информационного обслуживания.
Использование портала в процессе подготовки будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОО позволило вывести его на новый уровень: во-первых, предоставление доступа к научным, учебным и методическим материалам на уровне факультета, университета и глобальной сети, что позволило решить проблему оперативного и наиболее полного получения информации по имиджелогии и особенностям формирования имиджа ОО с использованием НИТ, её недостаточности и ограниченности; во-вторых, студентам предоставлялась возможность выполнять не только индивидуальные работы, но и формировать проектные группы и выполнять общий проект, принимать участие в работе более чем одной группы; в-третьих, студенты могли обмениваться опытом с уже ранее разработанными проектами по формированию имиджа ОУ с применением НИТ, что позволяло им прорабатывать и эффективно решать возникающие проблемы при работе над новой задачей.
Следует отметить, что публикация результатов работ студентов на портале повышала у них уверенность в значимости, необходимости и результативности своей работы, стимулировала активность, заинтересованность в результатах, приобретении новых знаний и опыта в использовании НИТ в формировании имиджа ОО.
Рассмотрим содержание образовательного портала и его структуру (см. рис. 1):
1. Раздел «Нормативные документы»: Закон Российской Федерации «Об образовании»; «Национальная доктрина образования до 2025 года»; «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)».
2. Раздел «Методический материал»: рабочая программа спецкурса «Использование НИТ в формировании имиджа ОУ», лекции, практические и семинарские занятия, задачи, упражнения, тесты, презентации, видеозаписи, проекты преподавателя по использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения.
3. Раздел «Новости»: в сфере образования, науки, новых информационных технологий и имиджелогии;
4. Раздел «Библиотека»:
• ссылки на теоретический и практический материал в сети Интернет: ресурсы на источники в области НИТ, имиджелогии, использования НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения; статьи, публикации, проекты, исследования и др.;
• ЭУМК по различным предметам, поддерживающие спецкурс «НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения» (все публикации производятся с согласия авторов);
• электронные библиотечные каталоги, средства доступа к каталогам отдельных библиотек, глобальный электронный каталог, специализированные информационно-поисковые системы;
• словари, энциклопедии, глоссарии, базы данных.
5. Раздел «Разработки»: доклады, презентации, выполненные проекты и исследования студентов, преподавателей, ученых по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ (все публикации производятся с согласия авторов).
6. Раздел «Диагностика»: раздел позволяет осуществлять экспресс он-лайн тестирование, содержит материалы для проведения исследований офф-лайн;
Рис. 1. Структура и содержание образовательного портала
7. Раздел «Конференции»: видео- и аудиоконференции, информация о конференциях различного уровня, посвященные вопросам применения НИТ, формирования имиджа образовательного учреждения, использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения и др.
8. Раздел «Форум»: раздел для обмена опытом, дискуссий, профессионально-педагогического общения по вопросам использования НИТ в формировании имиджа ОУ.
9. Ссылки на сетевые сообщества студентов, преподавателей и ученых, занимающихся созданием и реализацией проектов по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ.
10. Раздел «Гостевая книга», в которой пользователи портала могут оставить свои отзывы об образовательном портале, проектах и исследованиях, выполненных студентами, преподавателями и другими участниками образовательного процесса.
11. Раздел «Практические рекомендации»: правила и рекомендации по работе с порталом; основы информационной безопасности; приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования; психологические и физиологические аспекты сетевого общения (влияние глобальных сетей, угрозы сетевого общения, социализация личности средствами коммуникационных сетей); сетевой этикет, организация общения и культуры отношений в сети (организация личного информационного пространства, продвижение сетевого лица, этикет обезличенного взаимодействия) и др.
Библиографическая ссылка
Новикова Т.Б. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ: МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НИТ НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-3. – С. 318-320;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10991 (дата обращения: 22.12.2024).