Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

РАЗРАБОТКА МЕТОДА КОЛЛЕКТИВНОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВА» (КЕЙС-МЕТОД)

Амиржанова А.Ш. 1 Толмачева Г.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»
В представленной статье авторы утверждают, что одним из важных аспектов в системе современного образования является поиск новых эффективных методов в обучении. Предлагаемые кейс-технологии направлены в большей степени на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов и преподавателей. Проблема внедрения этого метода, по мнению авторов, имеет важный аспект, и ими представлены некоторые доказательные тенденции. В дальнейшем проводится описание сути кейс-технологий посредством конкретных ситуаций. Т.е. студентам было предложено осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Актуальность статьи связана с тем, что выработка и внедрение в учебный процесс модели кейс-метода является эффективным средством для формирования профессиональных компетенций обучаемых студентов.
метод обучения
кейс-технологии
мышление
метод
мозговая атака
дискуссия
канон
античное искусство
храмовая постройка
1. Амиржанова А.Ш. Искусствоведение. Педагогические структуры в теории и методологии искусствознания [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Ш. Амиржанова. – Омск : ОГИС, 2014. – С. 105–108.
2. Амиржанова А.Ш. Толмачева Г.В. Система проектирования и творческие методы в формировании профессиональных компетенций студентов (на примере Омской школы дизайна костюма) // Дизайн. Материалы. Технология. – СПб.: ГОУ ВПО СПб ГУТД, 2014. – № 2 (32). – С. 3.
3. Преподаватель современного вуза : компетентностная модель / под общ.ред. проф. Л.Н. Хараченко. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2012. – С. 3.
4. Толмачева Г.В. Система перспективного проектирования костюма [Текст]: учебное пособие / Г.В. Толмачева. – Омск: ОГИС, 1997. – С. 30.

Где это только возможно, обучение должно стать переживанием

А. Эйнштейн

Эффективность профессиональной деятельности преподавателя вуза зависит от множества факторов и традиционно измеряется его личными или его учеников достижениями. Непрерывное развитие профессиональной компетентности преподавателя вуза может способствовать повышению эффективности его профессиональной педагогической и предметной деятельности и в то же время создает предпосылки для достижения не только педагогических, но и социальных и экономических эффектов [3].

В системе подготовки студентов направления «Дизайн» преподавание дисциплины «История искусства» ориентировано, в первую очередь, на интеллектуальное и духовное развитие будущих дизайнеров. Обучение истории искусства основано на таких дисциплинах, как «Академический рисунок», «Академическая живопись», «Спецрисунок», «Пропедевтика», поэтому все программные положения осуществляются с учетом знаний и умений, уже полученных в процессе обучения. Также освоение этой дисциплины тесно связано с предметами теоретического и практического цикла: «История», «Философия», «Этика и эстетика», «История декоративно-прикладного искусства», «История костюма» и другими спецдисциплинами кафедры. Опираясь на методологию всех этих учебных дисциплин, в системе преподавания истории искусства ставится цель – осветить общую эволюцию стилей, художественных направлений и течений архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Интегрированное рассмотрение всех видов искусства поможет студентам получить целостное представление о художественной картине мира, выявить общее и особенное отдельных периодов и стилей. При этом искусство рассматривается как аккумулятор духовных ценностей своего времени.

На сегодняшний день в системе высшего профессионального образования внедрение метода кейс-технологий в педагогическую практику является весьма актуальной по двум тенденциям:

– первая связана с общей направленностью развития российского образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие личностных способностей студентов, и здесь особое внимание может быть уделено способности к обучению, видоизменению системы мышления, умению перерабатывать и переосмысливать огромные потоки получаемой информации;

– вторая тенденция связана с качеством подготовки специалиста, который, помимо достижений требований первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в кризисных ситуациях [2].

Предлагаемый нами метод коллективного анализа, т.е. кейс-метод, довольно-таки прост в применении: для организации учебного процесса и обучения студентов используется описание конкретных ситуаций или проблем, связанных, например, с древними цивилизациями или с определенной эпохой развития искусства. Студентам предлагают осмыслить мировоззрение человека, ситуацию, в которой он жил, и искусство, которое он создавал. Анализ и описание отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама представленная проблема не имеет однозначных запрограммированных решений. В кейсе действия даются либо в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Итак, в системе преподавания дисциплины «История искусства», на наш взгляд, целесообразно выделить основные этапы создания кейсов:

1. Определение дидактических принципов в кейс-методе.

Этот этап представляет собой апробирование места и роли кейса в структуре данной учебной дисциплины, также определение конкретного раздела дисциплины, с которой связана представленная ситуация; обозначение конкретных целей и задач, выявление критериев знаний, умений и навыков студентов.

2. Представление конкретной проблемной ситуации для дальнейшего обсуждения.

3. Построение структуры кейс-метода (разработка тезисов, вопросов).

4. Выбор или построение самой модели проблемной ситуации.

5. Определение жанра в проведении кейс-метода.

6. Выполнение сценария (текста) данного кейс-метода.

7. Апробирование эффективности и целесообразности кейс-метода; внедрение методически последовательного контрольного учебного эксперимента для выяснения результативности предлагаемого кейс-метода; диагностика правильности и эффективности кейс-метода.

8. Выработка итогового сценария кейса.

9. Внедрение разработанного кейс-метода в систему обучения при проведении практических (семинарских) занятий, дискуссий.

10. Анализ результатов и подготовка методических указаний и рекомендаций по внедрению кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий студентов и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Вопросы для дискуссии: во всех дискуссиях при обсуждении проблем необходимо руководствоваться основными вопросами:

1 семинар:

– В чем проявляется синкретизм первобытного искусства?

– Какие территории были изначально заселены первобытными родовыми организациями?

– Какие факторы оказали влияние на развитие трудовой деятельности человека?

– Какие факторы оказали влияние на художественную деятельность человека?

– Какие Вам известны точки зрения о происхождении искусства?

2,3 семинар:

– В чем своеобразие культуры Древнего Египта?

– Какую проблему решали посредством всех видов искусства в Древнеегипетской цивилизации?

– Территориальные и климатические условия в Египте. Роль Нила в жизнедеятельности человека.

– Система канона в искусстве Египта: в чем плюс и минус?

– Охарактеризуйте суть заупокойного культа и его связь с искусством.

– Какие изменения произошли в искусстве Египта в Амарнский период? Как это оказало влияние на развитие искусства в период позднего царства?

Возможности разных методов при работе с кейсом

Метод, интегрированный в кейс-метод

Характеристика его роли в кейс-методе

Моделирование

Построение сценария предполагаемой ситуации

Системный анализ

Апробирование и анализ ситуации

Мысленный эксперимент

Выработка и получение знания о ситуации посредством ее переосмысления

Метод описания

Характеристика ситуации, ее описание

Проблемный метод

Выявление проблемы, связанной с ситуацией

Метод классификации

Систематизация перечней свойств, сторон в представленной ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев ситуации

«Мозговая атака»

Генерирование и концентрация идей относительно ситуации

Дискуссия

Диалог, обсуждение, обмен взглядами по заданной ситуации. Поиск путей решения проблемы

4, 5 семинар:

– Какие периоды развития античного искусства вы знаете?

– Назовите главный центр развития Древнегреческой вазописи.

– Какую проблему решали эллины посредством вазописи?

– Почему вазопись в искусстве Древней Греции занимает ведущее положение в отличие от архитектуры?

– Что было заложено в основу Афинского Акрополя?

– Почему греческие архитекторы сознательно нарушали размеры и их соотношение?

– Что означает греко-римский период в развитии античного искусства?

– Почему греки посвящали своим богам мифы?

– Назначение архитектуры в Древнем Риме. Какие новые постройки были введены в эксплуатацию?

– Какой новый материал использовали римлянине в строительстве?

– Что легло в основу создания римского реалистического скульптурного портрета?

6, 7, 8 семинар:

– Какую проблему отражали посредством всех видов искусства в Византии?

– Какой тип храма был взят за основу в Византийской традиции?

– В чем причины классовой борьбы между иконоборцами и иконопочитателями?

– Какую проблему решали посредством всех видов искусств в романском стиле?

– Почему в строительстве монастырей использовали местный камень, а не привезенный из вне?

– Какое назначение имели романские монастыри в случае войны или опасности?

– В какой стране готический стиль проявил себя ярче и в полной мере?

– Назовите три архитектурных элемента каркасной готической системы во Франции?

– Каково мировоззрение человека эпохи Возрождения?

– Как изменилось положение художника в эпоху Возрождения?

– Назовите новшества в системе изображения и приемов письма в эпоху Возрождения?

– Почему итальянские палаццо (жилые дворцы) внешне выглядят суровыми, а внутри богато декорированы?

– Проблема, которую решали посредством искусства в Северном Возрождении [1].

Итак, метод коллективного анализа – это не просто правильно и методически разработанный проект. Использование этого метода, в большей степени, связано с инновационными нововведениями в системе современного образования. И важным аспектом в преподавательской деятельности является то, чтобы отношение педагога к методологической основе кейс-метода не было бы просто формальным и поверхностным. Также этот метод может стать важным фактором повышения профессиональной компетентности самого педагога, посредством соединения исследовательского аспекта, учебного и образовательного в системе преподавания.


Библиографическая ссылка

Амиржанова А.Ш., Толмачева Г.В. РАЗРАБОТКА МЕТОДА КОЛЛЕКТИВНОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВА» (КЕЙС-МЕТОД) // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 23-25;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11658 (дата обращения: 17.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074