Где это только возможно, обучение должно стать переживанием
А. Эйнштейн
Эффективность профессиональной деятельности преподавателя вуза зависит от множества факторов и традиционно измеряется его личными или его учеников достижениями. Непрерывное развитие профессиональной компетентности преподавателя вуза может способствовать повышению эффективности его профессиональной педагогической и предметной деятельности и в то же время создает предпосылки для достижения не только педагогических, но и социальных и экономических эффектов [3].
В системе подготовки студентов направления «Дизайн» преподавание дисциплины «История искусства» ориентировано, в первую очередь, на интеллектуальное и духовное развитие будущих дизайнеров. Обучение истории искусства основано на таких дисциплинах, как «Академический рисунок», «Академическая живопись», «Спецрисунок», «Пропедевтика», поэтому все программные положения осуществляются с учетом знаний и умений, уже полученных в процессе обучения. Также освоение этой дисциплины тесно связано с предметами теоретического и практического цикла: «История», «Философия», «Этика и эстетика», «История декоративно-прикладного искусства», «История костюма» и другими спецдисциплинами кафедры. Опираясь на методологию всех этих учебных дисциплин, в системе преподавания истории искусства ставится цель – осветить общую эволюцию стилей, художественных направлений и течений архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Интегрированное рассмотрение всех видов искусства поможет студентам получить целостное представление о художественной картине мира, выявить общее и особенное отдельных периодов и стилей. При этом искусство рассматривается как аккумулятор духовных ценностей своего времени.
На сегодняшний день в системе высшего профессионального образования внедрение метода кейс-технологий в педагогическую практику является весьма актуальной по двум тенденциям:
– первая связана с общей направленностью развития российского образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие личностных способностей студентов, и здесь особое внимание может быть уделено способности к обучению, видоизменению системы мышления, умению перерабатывать и переосмысливать огромные потоки получаемой информации;
– вторая тенденция связана с качеством подготовки специалиста, который, помимо достижений требований первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в кризисных ситуациях [2].
Предлагаемый нами метод коллективного анализа, т.е. кейс-метод, довольно-таки прост в применении: для организации учебного процесса и обучения студентов используется описание конкретных ситуаций или проблем, связанных, например, с древними цивилизациями или с определенной эпохой развития искусства. Студентам предлагают осмыслить мировоззрение человека, ситуацию, в которой он жил, и искусство, которое он создавал. Анализ и описание отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама представленная проблема не имеет однозначных запрограммированных решений. В кейсе действия даются либо в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.
Итак, в системе преподавания дисциплины «История искусства», на наш взгляд, целесообразно выделить основные этапы создания кейсов:
1. Определение дидактических принципов в кейс-методе.
Этот этап представляет собой апробирование места и роли кейса в структуре данной учебной дисциплины, также определение конкретного раздела дисциплины, с которой связана представленная ситуация; обозначение конкретных целей и задач, выявление критериев знаний, умений и навыков студентов.
2. Представление конкретной проблемной ситуации для дальнейшего обсуждения.
3. Построение структуры кейс-метода (разработка тезисов, вопросов).
4. Выбор или построение самой модели проблемной ситуации.
5. Определение жанра в проведении кейс-метода.
6. Выполнение сценария (текста) данного кейс-метода.
7. Апробирование эффективности и целесообразности кейс-метода; внедрение методически последовательного контрольного учебного эксперимента для выяснения результативности предлагаемого кейс-метода; диагностика правильности и эффективности кейс-метода.
8. Выработка итогового сценария кейса.
9. Внедрение разработанного кейс-метода в систему обучения при проведении практических (семинарских) занятий, дискуссий.
10. Анализ результатов и подготовка методических указаний и рекомендаций по внедрению кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий студентов и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Вопросы для дискуссии: во всех дискуссиях при обсуждении проблем необходимо руководствоваться основными вопросами:
1 семинар:
– В чем проявляется синкретизм первобытного искусства?
– Какие территории были изначально заселены первобытными родовыми организациями?
– Какие факторы оказали влияние на развитие трудовой деятельности человека?
– Какие факторы оказали влияние на художественную деятельность человека?
– Какие Вам известны точки зрения о происхождении искусства?
2,3 семинар:
– В чем своеобразие культуры Древнего Египта?
– Какую проблему решали посредством всех видов искусства в Древнеегипетской цивилизации?
– Территориальные и климатические условия в Египте. Роль Нила в жизнедеятельности человека.
– Система канона в искусстве Египта: в чем плюс и минус?
– Охарактеризуйте суть заупокойного культа и его связь с искусством.
– Какие изменения произошли в искусстве Египта в Амарнский период? Как это оказало влияние на развитие искусства в период позднего царства?
Возможности разных методов при работе с кейсом
Метод, интегрированный в кейс-метод |
Характеристика его роли в кейс-методе |
Моделирование |
Построение сценария предполагаемой ситуации |
Системный анализ |
Апробирование и анализ ситуации |
Мысленный эксперимент |
Выработка и получение знания о ситуации посредством ее переосмысления |
Метод описания |
Характеристика ситуации, ее описание |
Проблемный метод |
Выявление проблемы, связанной с ситуацией |
Метод классификации |
Систематизация перечней свойств, сторон в представленной ситуации |
Игровые методы |
Представление вариантов поведения героев ситуации |
«Мозговая атака» |
Генерирование и концентрация идей относительно ситуации |
Дискуссия |
Диалог, обсуждение, обмен взглядами по заданной ситуации. Поиск путей решения проблемы |
4, 5 семинар:
– Какие периоды развития античного искусства вы знаете?
– Назовите главный центр развития Древнегреческой вазописи.
– Какую проблему решали эллины посредством вазописи?
– Почему вазопись в искусстве Древней Греции занимает ведущее положение в отличие от архитектуры?
– Что было заложено в основу Афинского Акрополя?
– Почему греческие архитекторы сознательно нарушали размеры и их соотношение?
– Что означает греко-римский период в развитии античного искусства?
– Почему греки посвящали своим богам мифы?
– Назначение архитектуры в Древнем Риме. Какие новые постройки были введены в эксплуатацию?
– Какой новый материал использовали римлянине в строительстве?
– Что легло в основу создания римского реалистического скульптурного портрета?
6, 7, 8 семинар:
– Какую проблему отражали посредством всех видов искусства в Византии?
– Какой тип храма был взят за основу в Византийской традиции?
– В чем причины классовой борьбы между иконоборцами и иконопочитателями?
– Какую проблему решали посредством всех видов искусств в романском стиле?
– Почему в строительстве монастырей использовали местный камень, а не привезенный из вне?
– Какое назначение имели романские монастыри в случае войны или опасности?
– В какой стране готический стиль проявил себя ярче и в полной мере?
– Назовите три архитектурных элемента каркасной готической системы во Франции?
– Каково мировоззрение человека эпохи Возрождения?
– Как изменилось положение художника в эпоху Возрождения?
– Назовите новшества в системе изображения и приемов письма в эпоху Возрождения?
– Почему итальянские палаццо (жилые дворцы) внешне выглядят суровыми, а внутри богато декорированы?
– Проблема, которую решали посредством искусства в Северном Возрождении [1].
Итак, метод коллективного анализа – это не просто правильно и методически разработанный проект. Использование этого метода, в большей степени, связано с инновационными нововведениями в системе современного образования. И важным аспектом в преподавательской деятельности является то, чтобы отношение педагога к методологической основе кейс-метода не было бы просто формальным и поверхностным. Также этот метод может стать важным фактором повышения профессиональной компетентности самого педагога, посредством соединения исследовательского аспекта, учебного и образовательного в системе преподавания.
Библиографическая ссылка
Амиржанова А.Ш., Толмачева Г.В. РАЗРАБОТКА МЕТОДА КОЛЛЕКТИВНОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВА» (КЕЙС-МЕТОД) // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 23-25;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11658 (дата обращения: 21.11.2024).