Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Литвинова Т.Н. Быков И.М.
1. Вербицкий А.А. и др. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высш. образ. в России. – 1995.– № 2.– С. 137–145.
2 Деревцова С.Н. Формирование обобщённых умений студентов при изучении предметов естественнонаучного цикла в медицинском вузе. // Вестник Смоленской мед. академии.– 2009.– №2.– С. 17-18.
3 Кузнецова Н.Е. , Литвинова Т.Н. Фундаментализация и гуманизация как факторы повышения качества естественнонаучного и медицинского высшего образования. Гуманизация образования. Психолого-педагогич. международный журнал. Москва – Сочи, 2002. -С. 37-48.
4 Литвинова Т.Н., Быков И.М., Волкова Н.К. Межпредметная интеграция химических дисциплин в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования, 2009.–№2.– С.51-52.
5 Литвинова Т.Н., Быков И.М., Литвинова М.Г. / Актуальные проблемы химической подготовки будущих врачей Профессиональное и личностное развитие обучающихся в медицинских вузах / Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 8-9 декабря 2010. Киров: Кировская гос. мед. академия, 2010. -С. 34-36.
6. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень «специалист») URL: http://www.mnogozakonov.ru /catalog/ date/2010/11/8/ 64362/> [cit. 2010. 08. 11]

На современном этапе развития и социально-экономического состояния российского общества назрела объективная потребность в фундаментализации, гуманизации, интеграции, экологизации медицинского образования, в формировании всесторонне развитой творческой высокопрофессиональной личности врача с глобальным мышлением. Это связано с реализацией национальных проектов «Здоровье», «Образование», введением новых государственных образовательных мимедицинского образования и химических стандартов третьего поколения.

С 2011 года медицинские вузы России перешили на подготовку медицинских кадров по ФГОС-3 ВПО [6], представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по разным направлениям. В стандарте указано, к каким видам профессиональной деятельности готовится специалист, какие он должен решать профессиональные задачи. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста разработаны на основе компетентностного подхода, поэтому представлены в виде компетенций – общекультурных и профессиональных.

Для достижения необходимого уровня медицинского образования, обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи населению необходимо рациональное сочетание фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки студентов-медиков к профессиональной деятельности и жизни впотокепостояннорастущейинформации, а также создание предпосылок и условий для непрерывного профессионального самообразования. В системе медицинского образования большая роль принадлежит, на наш взгляд, его подсистеме – химической компоненте.

В медицинском вузе студенты изучают общую, биоорганическую, биологическую химию, а также клиническую биохимию. Знаниястудентамикомплекса химических наук в их преемственности и взаимосвязи дают большую возможность, широкий простор в исследовании и практическом использовании различных явлений, свойств и закономерностей, способствуют развитию личности. Специфическими особенностями изучения химических дисциплин в медицинском вузе, по нашему мнению, являются:

взаимозависимость между целякой подготовки в его структуре;

универсальность и фундаментальность данных курсов;

особенность построения их содержания в зависимости от характера и общих целей подготовки врача и его специализации;

единство изучения химических объектов на микро-и макроуровнях с раскрытием разных форм их химической организации как единой системы и проявляемых ею разных функций (химических, биологических, биохимических, физиологическихидр.) взависимости от их природы, среды и условий;

зависимость методологического, эвристического, прогностического, мировоззренческого потенциала фундаментальных химических знаний и от уровня их системности и структурной организации;

зависимость дидактических и профессиональных ценностей от связи химических знаний и умений с реальной действительностью и практикой, в том числе медицинской, в системе «общество – природа – производство – человек», обусловленных неограниченными возможностями химии в создании синтетических материалов и их значением в медицине, развитием нанохимии, молекулярной медицины, а также в решении экологических и многих других глобальных проблем человечества.

Введение ФГОС-3 ВПО привело к серьезным изменениям в химическом образовании в системе медицинского, породило серьезные проблемы и противоречия:

1. Резкое сокращение аудиторного времени на изучение интегративного курса химии, в который объединены общая и биоорганическая химия. До 2011 года общую химию студенты изучали в течение учебного года, а биоорганическую химию – один семестр, в общей сложности около 200 аудиторных часов. По новому стандарту на химию (общую и биоорганическую) выделено 3 зачетные единицы (108 часов), из них 72 часа аудиторного времени. Выделение всего трех зачетных единиц автоматически отменяет итоговый контроль усвоения знаний и умений в виде экзамена. Сокращение учебного времени на изучение химии входит в явное противоречие с:

− одним из основных направлений современного образования – его фундаментализацией, под которой мы понимаем приоритетность общих теоретических дисциплин, ведущей роли теоретических знаний и обобщенных интеллектуальных умений, универсальных методов исследования, направленных на формирование у обучаемых системного мышления, мотивации учения, ценностных отношений к фундаментальным теоретическим знаниям и потребности к их постоянному пополнению и творческому фундаментально-целевомуприменению на практике [3];

− целевым назначением курса химии – обеспечить исходную химическую грамотность и общетеоретическую химическую подготовку врача, усвоение основополагающих идей, понятий, законов, теорий, необходимых для изучения фундаментальной и клинической биохимии, а также профессиональных дисциплин;

сложным содержанием программного материала и периодом изучения химии на первом курсе, совпадающим с адаптацией студентов к вузовской системе обучения, а также недостаточно развитыми у первокурсников навыками самостоятельной работы [1, 2 и др.]. С помощью анкетирования и наблюдения мы выяснили, что большинство студентов первыхкурсовнеумеютконспектировать лекции, так как привыкли записывать под диктовку, экономно использовать учебное время, т.е. не умеют учиться, у них не сформированы организационные, а, зачастую, и коммуникационные умения в необходимом объеме.

2. Серьезной проблемой является углубляющееся противоречие между уровнем школьной подготовки по химии и требованиями вуза к знаниям абитуриентов, особенно в области органической химии, а если учесть, что учебное время на изучение биоорганической химии резко сокращено, то, как следствие, нарушается преемственное изучение биохимии.

Результатом указанного противоречия является также снижение уровня системности химических знаний и их действенности у студентов первого курса, что, преждевсего, проявляется в неумении устанавливать причинно-следственные связи и применять знания в новых нестандартных условиях, прогнозировать результаты эксперимента или расчета, определять возможность и направление протекания реакции, интерпретировать полученные данные и др.

  1. Проблема обучения химии, биохимии студентов-медиков усложняется отсутствием утвержденных программ по дисциплинам. В рабочем проекте примерной программы по химии для лечебного и педиатрического факультетов, представленной на сайте ГБОУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России [5] противоречиво изложены требования к знаниям, умениям и содержание курса химии. Так, студенты должны знать способы выражения концентрации веществ в растворах, способы приготовления растворов заданной концентрации, титриметрический анализ, уметь работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами), но в содержании дисциплины эти разделы отсутствуют. Кроме того объем и сложность учебного материала не соответствует учебному времени, выделяемого на его изучение.

     

  2. Еще одной проблемой является несогласованность педагогических измерительных материалов, предлагаемых во время «Интернет-экзамена», и содержания дисциплины. Например, такиеразделыкаккачественный, количественный анализ, коррозия, электролиз в примерной программе по химии отсутствуют, а студентам в режиме «On-line» предлагают отвечать на тестовые задания по этим темам, решать задачи на законы Фарадея и т.д.

Решение указанных проблем и разрешение противоречий возможно при эффективной реализации ФГОС ВПО, разработке компетентностного подхода к целевой химической подготовке студентов-медиков для формирования профессиональных компетенций.

Одним из путей реализации качественной химической подготовки студентов медицинского вуза мы видим в создании вариативного курса «Физико-химические основы современных методов исследования в медицине», который мы структурировали в виде трех модулей содержания: «Основы количественного анализа», «Соединения биогенных элементов. Свойства бионеорганических и биоорганических веществ, их исследование», «Физико-химические методы анализа в биохимических исследованиях и медицинской практике».

Для модернизации основного курса химии в соответствии с новыми стандартами мы выделили и научно обосновали исходные методолого-теоретические подходы, как ориентиры для определения стратегии и методических преобразований. Системный подход, а также его важнейшие методы системно-структурного и структурно-функционального анализа и моделирования мы использовали для структурирования учебного содержания курса химии с целью выделения его инварианта, развертывания содержания в вариативной его части. Мы учли необходимость укрупнения дидактических единиц и минимизации материала, что важно при дефиците учебного времени, а также психологию усвоения учебного материала студентами 1-2 курсов.

Модули содержания объединяют в себе наиболее важные для медицины разделы химии и связанные с ними биохимические, медико-профессиональные, экологические, культурологические компоненты содержания. Универсальные законы и теории, а также фундаментальные понятия науки пронизывают весь курс и все выделенные системы знаний. Системы теоретических знаний полифункциональны, выполняют гносеологическую, системообразующую и методологическую функции, но главное их назначение – всесторонне характеризовать, объяснять и прогнозировать химические процессы и явления.

Для решения проблемы фундаментализации химического образования в структуре медицинского при отборе содержания мы ориентировались на теоретические и методологически важные, профессионально значимые знания, которые усваиваются в виде инвариантов основных систем содержания, долго сохраняются и активно функционирую в учебном и научном познании. Именно такие знания и формируемые на их основе умения, способствуют развитию интеллекта, творческой самореализации и адаптации к быстроменяющимся условиям жизнии профессиональной деятельности.

Повышению учебных достижений способствует решение проблемы мотивации. Для повышения мотивации к изучению химических дисциплин мы используем:

модульную технологию обучения с выделением в каждом модуле содержания на принципах фундаментализации, минимизации, профессиональной направленности инвариантной и вариативной частей с ориентацией на теоретические и методологически важные, профессионально значимые знания, которые долгосохраняютсяиактивнофункционируют в учебном и научном познании;

адаптацию сложного материала, его изложение в доступной форме для понимания студентами нехимического вуза, использование укрупненных дидактических единиц;

методическое обеспечение каждого модуля содержания курса общей химии;

применение в учебном процессе лабораторных работ исследовательского характера;

использование мультимедийных лекционных презентаций с включением анимационных вставок;

создание, моделирование проблемных ситуаций, постановку проблем, как на лекциях, так и во время практических занятий. Постановка проблемы выявляет противоречие между знанием и незнанием, а поиск решения, даже если оно исходит от преподавателя, все равно включает студентов в творческий процесс, заставляет задуматься. Использование нами в учебном процессе «имитирующих» технологий активирует познавательную деятельность студентов, повышает их профессиональный интерес, способствует углубленному пониманию медико-биологических проблем.

Перспективным направлением, на наш взгляд, является разработка системы самостоятельной работы студентов в процессе изучения химии с активным внедрением информационных технологий. Методически правильно организованная самостоятельная работа студентов – один из возможных путей разрешения указанных нами противоречий. На первых курсах необходимо уделять внимание развитию общеучебных, организационных, коммуникативных умений. Для этого мы налекциях, практических занятиях уделяем внимание вопросам безопасной жизни в мире веществ, правилам поведения в химических лабораториях, прививаем навыки краткой записи лекций и другого учебного материала, учим работать с химическими текстами, выделять в них главное и др.

Учитывая роль и функции химии [4, 5] в подготовке врача, мы считаем очень важным аспектом процесса обучения студентов-медиков формирование у них химических знаний и умений как единый, монолитный фундамент будущих профессиональных компетенций, как прочную основу будущей успешной врачебной деятельности.

Таким образом, важнейшими факторами реализации современных требований к химическому образованию медиков и качественному овладению базовым предметом общей химии являются обновление его содержания и современная организация процесса его усвоения. Наиболее рациональный путь достижения этих требований– нерасширение объема и углубления содержания, а более обоснованный отбор учебного материала, улучшение его организации и методики преподавания, не удлинение сроков обучения, а изменение методологических подходов к его изучению, активизация и интенсификация учебного процесса, познавательной деятельности и самостоятельности студентов. Переход на интенсивно-фундаментальный характер обучения предполагает глубокие изменения в структуре химической дисциплины, тщательном отборе содержания на принципах минимизации, а также максимального использования полифункциональности знаний в учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.


Библиографическая ссылка

Литвинова Т.Н., Быков И.М. ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 168-173;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4753 (дата обращения: 25.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074