На современном этапе развития и социально-экономического состояния российского общества назрела объективная потребность в фундаментализации, гуманизации, интеграции, экологизации медицинского образования, в формировании всесторонне развитой творческой высокопрофессиональной личности врача с глобальным мышлением. Это связано с реализацией национальных проектов «Здоровье», «Образование», введением новых государственных образовательных мимедицинского образования и химических стандартов третьего поколения.
С 2011 года медицинские вузы России перешили на подготовку медицинских кадров по ФГОС-3 ВПО [6], представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по разным направлениям. В стандарте указано, к каким видам профессиональной деятельности готовится специалист, какие он должен решать профессиональные задачи. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста разработаны на основе компетентностного подхода, поэтому представлены в виде компетенций – общекультурных и профессиональных.
Для достижения необходимого уровня медицинского образования, обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи населению необходимо рациональное сочетание фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки студентов-медиков к профессиональной деятельности и жизни впотокепостояннорастущейинформации, а также создание предпосылок и условий для непрерывного профессионального самообразования. В системе медицинского образования большая роль принадлежит, на наш взгляд, его подсистеме – химической компоненте.
В медицинском вузе студенты изучают общую, биоорганическую, биологическую химию, а также клиническую биохимию. Знаниястудентамикомплекса химических наук в их преемственности и взаимосвязи дают большую возможность, широкий простор в исследовании и практическом использовании различных явлений, свойств и закономерностей, способствуют развитию личности. Специфическими особенностями изучения химических дисциплин в медицинском вузе, по нашему мнению, являются:
взаимозависимость между целякой подготовки в его структуре;
универсальность и фундаментальность данных курсов;
особенность построения их содержания в зависимости от характера и общих целей подготовки врача и его специализации;
единство изучения химических объектов на микро-и макроуровнях с раскрытием разных форм их химической организации как единой системы и проявляемых ею разных функций (химических, биологических, биохимических, физиологическихидр.) взависимости от их природы, среды и условий;
зависимость методологического, эвристического, прогностического, мировоззренческого потенциала фундаментальных химических знаний и от уровня их системности и структурной организации;
зависимость дидактических и профессиональных ценностей от связи химических знаний и умений с реальной действительностью и практикой, в том числе медицинской, в системе «общество – природа – производство – человек», обусловленных неограниченными возможностями химии в создании синтетических материалов и их значением в медицине, развитием нанохимии, молекулярной медицины, а также в решении экологических и многих других глобальных проблем человечества.
Введение ФГОС-3 ВПО привело к серьезным изменениям в химическом образовании в системе медицинского, породило серьезные проблемы и противоречия:
1. Резкое сокращение аудиторного времени на изучение интегративного курса химии, в который объединены общая и биоорганическая химия. До 2011 года общую химию студенты изучали в течение учебного года, а биоорганическую химию – один семестр, в общей сложности около 200 аудиторных часов. По новому стандарту на химию (общую и биоорганическую) выделено 3 зачетные единицы (108 часов), из них 72 часа аудиторного времени. Выделение всего трех зачетных единиц автоматически отменяет итоговый контроль усвоения знаний и умений в виде экзамена. Сокращение учебного времени на изучение химии входит в явное противоречие с:
− одним из основных направлений современного образования – его фундаментализацией, под которой мы понимаем приоритетность общих теоретических дисциплин, ведущей роли теоретических знаний и обобщенных интеллектуальных умений, универсальных методов исследования, направленных на формирование у обучаемых системного мышления, мотивации учения, ценностных отношений к фундаментальным теоретическим знаниям и потребности к их постоянному пополнению и творческому фундаментально-целевомуприменению на практике [3];
− целевым назначением курса химии – обеспечить исходную химическую грамотность и общетеоретическую химическую подготовку врача, усвоение основополагающих идей, понятий, законов, теорий, необходимых для изучения фундаментальной и клинической биохимии, а также профессиональных дисциплин;
сложным содержанием программного материала и периодом изучения химии на первом курсе, совпадающим с адаптацией студентов к вузовской системе обучения, а также недостаточно развитыми у первокурсников навыками самостоятельной работы [1, 2 и др.]. С помощью анкетирования и наблюдения мы выяснили, что большинство студентов первыхкурсовнеумеютконспектировать лекции, так как привыкли записывать под диктовку, экономно использовать учебное время, т.е. не умеют учиться, у них не сформированы организационные, а, зачастую, и коммуникационные умения в необходимом объеме.
2. Серьезной проблемой является углубляющееся противоречие между уровнем школьной подготовки по химии и требованиями вуза к знаниям абитуриентов, особенно в области органической химии, а если учесть, что учебное время на изучение биоорганической химии резко сокращено, то, как следствие, нарушается преемственное изучение биохимии.
Результатом указанного противоречия является также снижение уровня системности химических знаний и их действенности у студентов первого курса, что, преждевсего, проявляется в неумении устанавливать причинно-следственные связи и применять знания в новых нестандартных условиях, прогнозировать результаты эксперимента или расчета, определять возможность и направление протекания реакции, интерпретировать полученные данные и др.
- Проблема обучения химии, биохимии студентов-медиков усложняется отсутствием утвержденных программ по дисциплинам. В рабочем проекте примерной программы по химии для лечебного и педиатрического факультетов, представленной на сайте ГБОУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России [5] противоречиво изложены требования к знаниям, умениям и содержание курса химии. Так, студенты должны знать способы выражения концентрации веществ в растворах, способы приготовления растворов заданной концентрации, титриметрический анализ, уметь работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами), но в содержании дисциплины эти разделы отсутствуют. Кроме того объем и сложность учебного материала не соответствует учебному времени, выделяемого на его изучение.
- Еще одной проблемой является несогласованность педагогических измерительных материалов, предлагаемых во время «Интернет-экзамена», и содержания дисциплины. Например, такиеразделыкаккачественный, количественный анализ, коррозия, электролиз в примерной программе по химии отсутствуют, а студентам в режиме «On-line» предлагают отвечать на тестовые задания по этим темам, решать задачи на законы Фарадея и т.д.
Решение указанных проблем и разрешение противоречий возможно при эффективной реализации ФГОС ВПО, разработке компетентностного подхода к целевой химической подготовке студентов-медиков для формирования профессиональных компетенций.
Одним из путей реализации качественной химической подготовки студентов медицинского вуза мы видим в создании вариативного курса «Физико-химические основы современных методов исследования в медицине», который мы структурировали в виде трех модулей содержания: «Основы количественного анализа», «Соединения биогенных элементов. Свойства бионеорганических и биоорганических веществ, их исследование», «Физико-химические методы анализа в биохимических исследованиях и медицинской практике».
Для модернизации основного курса химии в соответствии с новыми стандартами мы выделили и научно обосновали исходные методолого-теоретические подходы, как ориентиры для определения стратегии и методических преобразований. Системный подход, а также его важнейшие методы системно-структурного и структурно-функционального анализа и моделирования мы использовали для структурирования учебного содержания курса химии с целью выделения его инварианта, развертывания содержания в вариативной его части. Мы учли необходимость укрупнения дидактических единиц и минимизации материала, что важно при дефиците учебного времени, а также психологию усвоения учебного материала студентами 1-2 курсов.
Модули содержания объединяют в себе наиболее важные для медицины разделы химии и связанные с ними биохимические, медико-профессиональные, экологические, культурологические компоненты содержания. Универсальные законы и теории, а также фундаментальные понятия науки пронизывают весь курс и все выделенные системы знаний. Системы теоретических знаний полифункциональны, выполняют гносеологическую, системообразующую и методологическую функции, но главное их назначение – всесторонне характеризовать, объяснять и прогнозировать химические процессы и явления.
Для решения проблемы фундаментализации химического образования в структуре медицинского при отборе содержания мы ориентировались на теоретические и методологически важные, профессионально значимые знания, которые усваиваются в виде инвариантов основных систем содержания, долго сохраняются и активно функционирую в учебном и научном познании. Именно такие знания и формируемые на их основе умения, способствуют развитию интеллекта, творческой самореализации и адаптации к быстроменяющимся условиям жизнии профессиональной деятельности.
Повышению учебных достижений способствует решение проблемы мотивации. Для повышения мотивации к изучению химических дисциплин мы используем:
модульную технологию обучения с выделением в каждом модуле содержания на принципах фундаментализации, минимизации, профессиональной направленности инвариантной и вариативной частей с ориентацией на теоретические и методологически важные, профессионально значимые знания, которые долгосохраняютсяиактивнофункционируют в учебном и научном познании;
адаптацию сложного материала, его изложение в доступной форме для понимания студентами нехимического вуза, использование укрупненных дидактических единиц;
методическое обеспечение каждого модуля содержания курса общей химии;
применение в учебном процессе лабораторных работ исследовательского характера;
использование мультимедийных лекционных презентаций с включением анимационных вставок;
создание, моделирование проблемных ситуаций, постановку проблем, как на лекциях, так и во время практических занятий. Постановка проблемы выявляет противоречие между знанием и незнанием, а поиск решения, даже если оно исходит от преподавателя, все равно включает студентов в творческий процесс, заставляет задуматься. Использование нами в учебном процессе «имитирующих» технологий активирует познавательную деятельность студентов, повышает их профессиональный интерес, способствует углубленному пониманию медико-биологических проблем.
Перспективным направлением, на наш взгляд, является разработка системы самостоятельной работы студентов в процессе изучения химии с активным внедрением информационных технологий. Методически правильно организованная самостоятельная работа студентов – один из возможных путей разрешения указанных нами противоречий. На первых курсах необходимо уделять внимание развитию общеучебных, организационных, коммуникативных умений. Для этого мы налекциях, практических занятиях уделяем внимание вопросам безопасной жизни в мире веществ, правилам поведения в химических лабораториях, прививаем навыки краткой записи лекций и другого учебного материала, учим работать с химическими текстами, выделять в них главное и др.
Учитывая роль и функции химии [4, 5] в подготовке врача, мы считаем очень важным аспектом процесса обучения студентов-медиков формирование у них химических знаний и умений как единый, монолитный фундамент будущих профессиональных компетенций, как прочную основу будущей успешной врачебной деятельности.
Таким образом, важнейшими факторами реализации современных требований к химическому образованию медиков и качественному овладению базовым предметом общей химии являются обновление его содержания и современная организация процесса его усвоения. Наиболее рациональный путь достижения этих требований– нерасширение объема и углубления содержания, а более обоснованный отбор учебного материала, улучшение его организации и методики преподавания, не удлинение сроков обучения, а изменение методологических подходов к его изучению, активизация и интенсификация учебного процесса, познавательной деятельности и самостоятельности студентов. Переход на интенсивно-фундаментальный характер обучения предполагает глубокие изменения в структуре химической дисциплины, тщательном отборе содержания на принципах минимизации, а также максимального использования полифункциональности знаний в учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.
Библиографическая ссылка
Литвинова Т.Н., Быков И.М. ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 168-173;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4753 (дата обращения: 22.11.2024).