Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВИИ С 1913 ПО 2013 ГГ. (МОНОГРАФИЯ К 100-ЛЕТИЮ С МОМЕНТА ОТКРЫТИЯ ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ САДОВ В МОРДОВИИ)

Кондрашова Н.В. 1
1 Мордовский государственный педагогический институт
1. Кондрашова Н.В. Становление и развитие дошкольного образования в Мордовском крае (1900–1950-е гг.): дис. … канд. пед. наук. – Саранск, 2002. – 198 с.
2. Кондрашова Н.В. Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия: монография; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – 127 с.
3. Кондрашова Н.В. Развитие дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия с 1913 по 2013 г.: монография. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2013. – 124 с.
4. Кондрашова Н.В. Знаменательные даты дошкольного образования: открытие первых детских садов и опыт диверсификации // Управление качеством дошкольного образования: теория и практика: коллективная монография / под ред. Н. В. Микляевой. – М.: Смоленская городская типография, 2013. – С. 17–27.
5. Кондрашова Н.В. Методологические основы изучения дошкольного образования Мордовии // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 3. – С. 7–12.
6. Кондрашова Н.В. Дошкольные учреждения Мордовии: основные вехи развития с 1913 по 2013 гг. // Воспитатель. – 2013. – № 2. – С. 16–21.
7. Кондрашова Н.В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 2. – С. 38–39.
8. Кондрашова Н.В. Развитие дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия с 1913 по 2013 г. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. – С. 153–154.
9. Кондрашова Н.В. Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 г. // Концепт. – 2013. – № 9. Режим доступа: http://e-koncept.ru /2013/13176.htm
10. Кондрашова Н.В. Создание, развитие и модернизация системы дошкольного образования Мордовии с 1913 по 2013 гг. // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 4. – С. 44–50.
11. Кондрашова Н.В. Подготовка педагогов дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 гг. // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 1(17). – С. 43–46.
12. Кондрашова Н.В. Подготовка и стимулирование педагогов к обеспечению качества дошкольного образования в Мордовии // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 6. – С. 60–65.

Монография подготовлена к 100-летию с года открытия первых детских садов в Мордовии и представляет собой первую попытку научного осмысления создания, развития и модернизации системы дошкольного образования (далее – ДО) на территории региона. В Мордовии ДО развивалась поэтапно, сложно и противоречиво, поэтому с достаточной долей полноты и основательности в книге охарактеризованы шесть важных этапов развития региональной системы дошкольного образования.

Первый этап зарождения дошкольных учреждений (1913–1917 гг.) обусловлен активизацией общественно-педагогического движения, усилением внимания к вопросам развития общественных форм воспитания дошкольников. Для этого периода характерны: открытие немногочисленных детских садов, площадок и яслей по инициативе общественности; осуществление в учреждениях преимущественно присмотра и ухода за детьми; подготовка работников для дошкольных учреждений на столичных курсах и т.д.

Второй этап становления ДО как звена государственной образовательной системы (1917 – начало 30-х гг.) связан с образовательной и национальной политикой Советской России, приобретением дошкольными учреждениями (далее – ДУ) государственного статуса и возможностью реализации потребностей этнокультурного и образовательного развития нерусских этносов, в том числе и мордвы. Для этого период характерны: функционирование сезонных и стационарных ДУ, доминирование летних учреждений; наличие 3 подходов в деятельности ДУ (часть учреждений решали задачи присмотра и ухода за детьми; другие ДУ реализовывали педагогические задачи; в отдельных детских садах осуществлялась работа с опорой на родной язык и национальную культуру воспитанников); появление в крае системы краткосрочной подготовки специалистов дошкольного образования и т.д.

Третий этап интенсивного развития ДО (нач. 30-х – 50-е гг. ХХ в.) ознаменован установлением государственного монополизма во всех сферах общественной жизни. Как следствие этого устойчивой тенденцией рассматриваемого периода становилась централизация управления в области ДО. Функции контроля и координирования деятельности педагогических работников МАССР в этот период возлагались на подотделы по дошкольному воспитанию при местных органах образования и республиканский методический кабинет. Для этого периода характерны: многообразие видов ДУ (в их числе сезонные и постоянные; массовые, образцовые, примитивы и оздоровительные); установление единообразия в работе всех ДУ на основе типовых программ и без опоры на региональную специфику; совершенствование подготовки дошкольных работников за счет использования не только краткосрочных курсов, но и очной или заочной форм обучения в педагогических училищах МАССР, а также применения средств повышения профессиональной компетентности педагогов и т.д.

Этап устойчивого развития дошкольного образования (60–80-е гг. ХХ в.). В этот период из-за усиления централизации и унитаризации образования отмечалось укрепление и развитие республиканской сети за счет стационарных яслей, садов и ясли-садов, сорганизация педагогической работы посредством использования обновленной типовой программы воспитания и обучения в детском саду (1962 г.), совершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников ДО на основе ранее апробированных способов ее осуществления и т.д.

Этап муниципализации и модернизации сети учреждений дошкольного образования (90-е гг. ХХ в. – 2010 г.). В этот период развитие системы ДО осуществлялось в условиях модернизации, децентрализации и регионализации всей отечественной системы образования и во многом было обусловлено региональными особенностями. Этот период ознаменован переводом значительной части дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) Мордовии в муниципальную собственность, сокращением дошкольной сети, открытием новых видов учреждений и групп кратковременного пребывания. Кроме того, в эти годы отмечалось: создание многофункциональной сети, включающей и национальные детские сады, внедрение малозатратных форм дошкольного образования; построение педагогического процесса на основе выбираемых педагогическими коллективами каждого ДОУ комплексных и парциальных программ, внедрение национально-регионального компонента образовательного стандарта; введение подготовки педагогов дошкольного образования с высшим специальным образованием на базе МГПИ и пр.

Современный этап (с 2010 г. и по настоящее время) ознаменован кардинальными изменениями в области ДО. В их числе: усиление вариативности дошкольного образования за счет развития инновационных форм; информатизация ДО; обновление содержания и технологий педагогической деятельности в условиях перехода от ФГТ к ФГОС, переосмысление педагогической работы и программно-методического обеспечения ДОУ; совершенствование системы подготовки педагогов ДО и пр.

Монография является итогом глубокого анализа и систематизации многочисленных нормативно-правовых, историко-педагогических и статистических сборников, материалов периодической печати и иных источников о системе ДО на территории Мордовии. Данная работа является логическим продолжением ранее подготовленных автором научных работ о дошкольном образовании в регионе. В их числе: диссертация [1], монографии [2–4], многочисленные статьи в сборниках научных трудов и периодической печати [5–12]. Многие из перечисленных работ признаны победителями или лауреатами различных конкурсов.


Библиографическая ссылка

Кондрашова Н.В. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВИИ С 1913 ПО 2013 ГГ. (МОНОГРАФИЯ К 100-ЛЕТИЮ С МОМЕНТА ОТКРЫТИЯ ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ САДОВ В МОРДОВИИ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 208-209;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6522 (дата обращения: 15.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074