Монография подготовлена к 100-летию с года открытия первых детских садов в Мордовии и представляет собой первую попытку научного осмысления создания, развития и модернизации системы дошкольного образования (далее – ДО) на территории региона. В Мордовии ДО развивалась поэтапно, сложно и противоречиво, поэтому с достаточной долей полноты и основательности в книге охарактеризованы шесть важных этапов развития региональной системы дошкольного образования.
Первый этап зарождения дошкольных учреждений (1913–1917 гг.) обусловлен активизацией общественно-педагогического движения, усилением внимания к вопросам развития общественных форм воспитания дошкольников. Для этого периода характерны: открытие немногочисленных детских садов, площадок и яслей по инициативе общественности; осуществление в учреждениях преимущественно присмотра и ухода за детьми; подготовка работников для дошкольных учреждений на столичных курсах и т.д.
Второй этап становления ДО как звена государственной образовательной системы (1917 – начало 30-х гг.) связан с образовательной и национальной политикой Советской России, приобретением дошкольными учреждениями (далее – ДУ) государственного статуса и возможностью реализации потребностей этнокультурного и образовательного развития нерусских этносов, в том числе и мордвы. Для этого период характерны: функционирование сезонных и стационарных ДУ, доминирование летних учреждений; наличие 3 подходов в деятельности ДУ (часть учреждений решали задачи присмотра и ухода за детьми; другие ДУ реализовывали педагогические задачи; в отдельных детских садах осуществлялась работа с опорой на родной язык и национальную культуру воспитанников); появление в крае системы краткосрочной подготовки специалистов дошкольного образования и т.д.
Третий этап интенсивного развития ДО (нач. 30-х – 50-е гг. ХХ в.) ознаменован установлением государственного монополизма во всех сферах общественной жизни. Как следствие этого устойчивой тенденцией рассматриваемого периода становилась централизация управления в области ДО. Функции контроля и координирования деятельности педагогических работников МАССР в этот период возлагались на подотделы по дошкольному воспитанию при местных органах образования и республиканский методический кабинет. Для этого периода характерны: многообразие видов ДУ (в их числе сезонные и постоянные; массовые, образцовые, примитивы и оздоровительные); установление единообразия в работе всех ДУ на основе типовых программ и без опоры на региональную специфику; совершенствование подготовки дошкольных работников за счет использования не только краткосрочных курсов, но и очной или заочной форм обучения в педагогических училищах МАССР, а также применения средств повышения профессиональной компетентности педагогов и т.д.
Этап устойчивого развития дошкольного образования (60–80-е гг. ХХ в.). В этот период из-за усиления централизации и унитаризации образования отмечалось укрепление и развитие республиканской сети за счет стационарных яслей, садов и ясли-садов, сорганизация педагогической работы посредством использования обновленной типовой программы воспитания и обучения в детском саду (1962 г.), совершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников ДО на основе ранее апробированных способов ее осуществления и т.д.
Этап муниципализации и модернизации сети учреждений дошкольного образования (90-е гг. ХХ в. – 2010 г.). В этот период развитие системы ДО осуществлялось в условиях модернизации, децентрализации и регионализации всей отечественной системы образования и во многом было обусловлено региональными особенностями. Этот период ознаменован переводом значительной части дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) Мордовии в муниципальную собственность, сокращением дошкольной сети, открытием новых видов учреждений и групп кратковременного пребывания. Кроме того, в эти годы отмечалось: создание многофункциональной сети, включающей и национальные детские сады, внедрение малозатратных форм дошкольного образования; построение педагогического процесса на основе выбираемых педагогическими коллективами каждого ДОУ комплексных и парциальных программ, внедрение национально-регионального компонента образовательного стандарта; введение подготовки педагогов дошкольного образования с высшим специальным образованием на базе МГПИ и пр.
Современный этап (с 2010 г. и по настоящее время) ознаменован кардинальными изменениями в области ДО. В их числе: усиление вариативности дошкольного образования за счет развития инновационных форм; информатизация ДО; обновление содержания и технологий педагогической деятельности в условиях перехода от ФГТ к ФГОС, переосмысление педагогической работы и программно-методического обеспечения ДОУ; совершенствование системы подготовки педагогов ДО и пр.
Монография является итогом глубокого анализа и систематизации многочисленных нормативно-правовых, историко-педагогических и статистических сборников, материалов периодической печати и иных источников о системе ДО на территории Мордовии. Данная работа является логическим продолжением ранее подготовленных автором научных работ о дошкольном образовании в регионе. В их числе: диссертация [1], монографии [2–4], многочисленные статьи в сборниках научных трудов и периодической печати [5–12]. Многие из перечисленных работ признаны победителями или лауреатами различных конкурсов.
Библиографическая ссылка
Кондрашова Н.В. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВИИ С 1913 ПО 2013 ГГ. (МОНОГРАФИЯ К 100-ЛЕТИЮ С МОМЕНТА ОТКРЫТИЯ ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ САДОВ В МОРДОВИИ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 208-209;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6522 (дата обращения: 30.12.2024).