Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Брылев В.И. 1 Лях Л.А. 1
1 Кубанский государственный университет
1. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: курс общей теории. – М., 2014.
2. Аверьянова Т.В., Статкус В. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов. – М.: Юрайт, 2015.
3. Агафонов В.В., Филиппов А.Г. Криминалистика: базовый курс учебник для вузов. – М., 2015 / Электронная библиотека «Лань». http://e.lanbook.com/books.
4. Зинин А.М. Участие специалиста в процессуальных действиях. – М.: Проспект, 2015
5. Криминалистика: учебник / под ред. Л. Драпкина. – М.: Юрайт, 2014.
6. Муженская Н. Экспертиза в российском законодательстве. Руководство-справочник для следователя, дознавателя, судьи. – М., 2015.
7. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза. Типичные ошибки. – М.: Проспект, 2014. / Электронная библиотека «Лань». http://e.lanbook.com/books.
8. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Судебная экспертиза: сборник документов. – М.: Проспект, 2015.
9. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессах. – М.: Проспект, 2014 / Электронная библиотека «Лань» http://e.lanbook.com/books.
10. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для вузов. – М., 2011 / Электронная библиотека «Лань» http://e.lanbook.com/books.

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины – сформировать у бакалавров очной и заочной форм обучения систему знаний о теоретических, правовых и организационных основах судебной экспертизы и судебно-экспертной деятельности, экспертных технологиях. Эта цель реализуется посредством лекций, практических занятий, самостоятельного изучения специальной литературы, решения ситуативных задач.

Задачи дисциплины – в процессе изучения курса «Судебно-экспертная деятельность» бакалавры должны усвоить основные принципы и формы проведения судебной экспертизы, овладеть навыками составления и анализа результатов экспертного исследования, оценки заключения эксперта, его практического применения в расследовании конкретного уголовного дела, либо в разрешении по существу вопросов по гражданским, арбитражным, административным делам. Бакалавры должны изучить теоретическую часть названной дисциплины, научиться применять полученные знания в практической деятельности правоприменительных органов и судопроизводстве.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Судебно-экспертная деятельность» (Б3.В.ОД.9.) в соответствии со структурой ООП ВПО представляет собой учебно-практическую дисциплину, входящую в профессиональный цикл, вариативную часть, является обязательной дисциплиной.

Дисциплина «Судебно-экспертная деятельность» включает в себя в качестве базовых теоретические сведения из таких дисциплин, как криминалистика, уголовное право, уголовно-процессуальное право, психология, современные достижения естественных и технических наук, обеспечивает профессиональную подготовку юристов-бакалавров.

Профессиональная ориентация курса предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу бакалавров по изучению рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также специальной литературы.

Изучение курса в значительной мере способствует углублению знаний бакалавров по целому ряду общепрофессиональных дисциплин: криминалистике, уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, арбитражно-процессуальному праву, административному и таможенному праву, нотариату. Информация, полученная бакалаврами в результате изучения судебных экспертиз, необходима в работе следователя, адвоката, прокурора, судьи, нотариуса, юрисконсульта.

Наименование дисциплины

Наименование разделов (тем)

Уголовно-процессуальное право

Назначение судебной экспертизы. Права и обязанности специалиста, эксперта. Заключение эксперта, специалиста. Назначения и производство судебной экспертизы на стадии предварительного расследования, судебного разбирательства: первой инстанции, апелляционной, кассационной стадии, надзорной стадии

Криминалистика

Учение о следственной ситуации, криминалистической версии. Организация и планирование следственной и судебной деятельности. Криминалистическая тактика. Методика расследования преступлений

Ее изучение является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Расследование терроризма», «Розыск преступников», «Расследование преступлений против личности» и иных курсов по выбору.

Профессиональная ориентация курса направлена в первую очередь на юридическую профессиональную деятельность, предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу бакалавров по изучению рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также специальной литературы.

1.3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Выпускник освоивший программу бакалавриата должен обладать:

общекультурными компетенциями (ОК):

– способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

– способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);

профессиональными компетенциями в экспертно-консультационной деятельности:

– готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

– способностью толковать различные правовые акты (ПК-15);

– способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

профессиональными прикладными компетенциями в экспертно-консультационной деятельности:

– способностью давать квалифицированные разъяснения о правах и обязанностях, о возможных правовых последствиях правомерного или неправомерного поведения (ППК-16);

– способностью давать квалифицированные разъяснения по вопросам применения правовых норм (ППК-17);

– способностью осуществлять системный анализ содержания нормативных правовых актов и иных актов правоприменения на предмет соответствия действующему законодательству (ППК-18).

В результате изучения дисциплины бакалавры должны:

знать:

– понятие, сущность и отличие судебной экспертизы от экспертизы, судебно-экспертной деятельности от исследования специалиста;

– классификацию различных видов судебных экспертиз;

– особенности методов судебно-экспертного исследования и судебно-экспертных методик;

– систему и функции судебно-экспертных учреждений Российской Федерации;

– концептуальные основы теории судебной экспертизы и частные судебно-экспертные теории;

– особенности процессуального статуса и компетенции судебного эксперта и специалиста;

– особенности назначения судебных экспертиз в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях.

– законодательство Российской Федерации о судебной экспертизе и судебно-экспертной деятельности;

уметь:

– обосновывать и оценивать заключение судебного эксперта;

– выявлять и анализировать экспертные ошибки, определять меры по их устранению;

– использовать помощь специалистов для определения объектов для конкретной экспертизы, постановки вопросов эксперту и разъяснения профессиональной терминологии;

– аккумулировать в процессе обучения полученные знания по данной дисциплине и другим смежным дисциплинам;

владеть:

– разрушающими и неразрушающими методами судебно-экспертного исследования, обеспечивать их проведение;

– информационно-поисковыми системами обеспечения судебно-экспертной деятельности;

– видами экспертной профилактики;

В результате изучения курса бакалавры приобретают опыт деятельности:

– применения справочно-вспомогательных учетов, иных баз данных как источников информации в судебно-экспертной деятельности;

– составления и анализа постановления о назначении судебной экспертизы;

– составления и анализа структуры и содержания заключения судебного эксперта.

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях:

● информационно-коммуникационные технологии;

● исследовательские методы в обучении;

● разбор конкретных ситуаций;

● деловая игра;

● проблемное обучение.

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: исследовательские методы, метод поиска быстрых решений в группе, мозговой штурм.

Вид аттестации – экзамен.


Библиографическая ссылка

Брылев В.И., Лях Л.А. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 265-266;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7629 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674