1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у бакалавров очной и заочной форм обучения систему знаний о теоретических, правовых и организационных основах судебной экспертизы и судебно-экспертной деятельности, экспертных технологиях. Эта цель реализуется посредством лекций, практических занятий, самостоятельного изучения специальной литературы, решения ситуативных задач.
Задачи дисциплины – в процессе изучения курса «Судебно-экспертная деятельность» бакалавры должны усвоить основные принципы и формы проведения судебной экспертизы, овладеть навыками составления и анализа результатов экспертного исследования, оценки заключения эксперта, его практического применения в расследовании конкретного уголовного дела, либо в разрешении по существу вопросов по гражданским, арбитражным, административным делам. Бакалавры должны изучить теоретическую часть названной дисциплины, научиться применять полученные знания в практической деятельности правоприменительных органов и судопроизводстве.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Судебно-экспертная деятельность» (Б3.В.ОД.9.) в соответствии со структурой ООП ВПО представляет собой учебно-практическую дисциплину, входящую в профессиональный цикл, вариативную часть, является обязательной дисциплиной.
Дисциплина «Судебно-экспертная деятельность» включает в себя в качестве базовых теоретические сведения из таких дисциплин, как криминалистика, уголовное право, уголовно-процессуальное право, психология, современные достижения естественных и технических наук, обеспечивает профессиональную подготовку юристов-бакалавров.
Профессиональная ориентация курса предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу бакалавров по изучению рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также специальной литературы.
Изучение курса в значительной мере способствует углублению знаний бакалавров по целому ряду общепрофессиональных дисциплин: криминалистике, уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, арбитражно-процессуальному праву, административному и таможенному праву, нотариату. Информация, полученная бакалаврами в результате изучения судебных экспертиз, необходима в работе следователя, адвоката, прокурора, судьи, нотариуса, юрисконсульта.
Наименование дисциплины |
Наименование разделов (тем) |
Уголовно-процессуальное право |
Назначение судебной экспертизы. Права и обязанности специалиста, эксперта. Заключение эксперта, специалиста. Назначения и производство судебной экспертизы на стадии предварительного расследования, судебного разбирательства: первой инстанции, апелляционной, кассационной стадии, надзорной стадии |
Криминалистика |
Учение о следственной ситуации, криминалистической версии. Организация и планирование следственной и судебной деятельности. Криминалистическая тактика. Методика расследования преступлений |
Ее изучение является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Расследование терроризма», «Розыск преступников», «Расследование преступлений против личности» и иных курсов по выбору.
Профессиональная ориентация курса направлена в первую очередь на юридическую профессиональную деятельность, предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу бакалавров по изучению рекомендованных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также специальной литературы.
1.3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Выпускник освоивший программу бакалавриата должен обладать:
общекультурными компетенциями (ОК):
– способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
– способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);
профессиональными компетенциями в экспертно-консультационной деятельности:
– готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
– способностью толковать различные правовые акты (ПК-15);
– способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
профессиональными прикладными компетенциями в экспертно-консультационной деятельности:
– способностью давать квалифицированные разъяснения о правах и обязанностях, о возможных правовых последствиях правомерного или неправомерного поведения (ППК-16);
– способностью давать квалифицированные разъяснения по вопросам применения правовых норм (ППК-17);
– способностью осуществлять системный анализ содержания нормативных правовых актов и иных актов правоприменения на предмет соответствия действующему законодательству (ППК-18).
В результате изучения дисциплины бакалавры должны:
знать:
– понятие, сущность и отличие судебной экспертизы от экспертизы, судебно-экспертной деятельности от исследования специалиста;
– классификацию различных видов судебных экспертиз;
– особенности методов судебно-экспертного исследования и судебно-экспертных методик;
– систему и функции судебно-экспертных учреждений Российской Федерации;
– концептуальные основы теории судебной экспертизы и частные судебно-экспертные теории;
– особенности процессуального статуса и компетенции судебного эксперта и специалиста;
– особенности назначения судебных экспертиз в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях.
– законодательство Российской Федерации о судебной экспертизе и судебно-экспертной деятельности;
уметь:
– обосновывать и оценивать заключение судебного эксперта;
– выявлять и анализировать экспертные ошибки, определять меры по их устранению;
– использовать помощь специалистов для определения объектов для конкретной экспертизы, постановки вопросов эксперту и разъяснения профессиональной терминологии;
– аккумулировать в процессе обучения полученные знания по данной дисциплине и другим смежным дисциплинам;
владеть:
– разрушающими и неразрушающими методами судебно-экспертного исследования, обеспечивать их проведение;
– информационно-поисковыми системами обеспечения судебно-экспертной деятельности;
– видами экспертной профилактики;
В результате изучения курса бакалавры приобретают опыт деятельности:
– применения справочно-вспомогательных учетов, иных баз данных как источников информации в судебно-экспертной деятельности;
– составления и анализа постановления о назначении судебной экспертизы;
– составления и анализа структуры и содержания заключения судебного эксперта.
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях:
● информационно-коммуникационные технологии;
● исследовательские методы в обучении;
● разбор конкретных ситуаций;
● деловая игра;
● проблемное обучение.
В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: исследовательские методы, метод поиска быстрых решений в группе, мозговой штурм.
Вид аттестации – экзамен.
Библиографическая ссылка
Брылев В.И., Лях Л.А. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 265-266;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7629 (дата обращения: 21.11.2024).