Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Каракчиева И.В. 1 Южакова Т.А. 1
1 АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ»
В статье представлен обзор рисков реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 2011 года. Авторами анализируются факторы сдерживания и трансформации стратегии инновационного развития России.
риски
стратегия инновационного развития
сфера образования
человеческий потенциал
целевые индикаторы
кадровый потенциал
1. Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011  № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Education statistics digest 2014. Ministry of Education. URL: http://www.academyinfo.go.kr/2014.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru/www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата обращения: 01.06.2015 г.)
4. Официальный сайт Федерального казначейства, www.roskazna.ru// www.roskazna.ru/konsolidirovannogo-byudzheta-rf/ (дата обращения: 03.06.2015 г.).

В настоящее время в Российской Федерации идет реализация ряда документов, определяющих стратегию развития нашей страны на долгосрочный период, в том числе и в сфере образования. Один из таких документов это «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации в декабре 2011 года, где ключевой целью является переход к 2020 году экономики России на инновационный путь [1]. Совершенно ясно, что роль образования при достижении данной целевой установки велика.

Одним из ключевых приоритетов инновационного развития является развитие человеческого потенциала, то есть развитие конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров, и создание соответствующих условий для такого развития. Однако, выделяя целевые индикаторы, позволяющие определить уровень происходящих изменений важно понимать, что ситуация в сфере образования меняется под влиянием ряда факторов (начиная с демографических заканчивая геополитическими). Корректировка показателей и целевых индикаторов стратегии инновационного развития России должна базироваться на факторном анализе и учете произошедших изменений. Недооценка факторов, как и их переоценка, учет уровня произошедших изменений формируют инновационные риски.

Одним из приоритетных направлений в сфере образования, в рамках реализации стратегии инновационного развития России является развитие кадрового потенциала.

Формирование и развитие кадрового потенциала России, в основном идет на базе вузов. Так, если охват населения системой среднего профессионального образования в 2015 г. составил около 2,1 млн. человек (2014 г. – 1,9 млн. человек), то численность лиц, охваченных высшим образованием в 2015 г. составила примерно 5,2 млн. человек (2014 г. – 5,3 млн. человек). При этом в настоящее время наблюдается сокращение сети вузов (табл. 1).

Причина снижения числа вузов связана с реорганизацией вузов несоответствующих требованиям, предъявляемым со стороны государства, экономики страны, населения и мирового сообщества.

Начавшийся процесс трансформации системы вузов, то есть ключевых центров развития кадрового потенциала России формирует инновационный риск, в части инфраструктурных и профессионально-трудовых угроз. Таким образом, база, на которой идет развитие кадрового потенциала страны, имеет тенденцию к сжатию.

Если предыдущий риск связан с условиями формирования и развития кадрового потенциала, то следующий риск связан непосредственно с численностью данных кадров. Так численность лиц, охваченных высшим образованием в России имеет тенденцию к уменьшению (табл. 2).

Таблица 1

Динамика числа вузов России за период с 1990 по 2015 годы

Учебный год

Вузы

Всего

Государственные и муниципальные

Частные

1990/1991

514

514

-

2000/2001

965

607

358

2010/2011

1115

653

462

2011/2012

1080

1080

634

2012/2013

1046

1046

609

2013/2014

969

969

578

2014/2015

950

950

548

Источник: Росстат.

Таблица 2

Динамика численности студентов вузов России за период с 2012/2013 по 2014/2015 уч. годы

Учебный год

Численность студентов вузов,

млн. человек

2012/2013

5,6

2013/2014

5,3

2014/2015

5,2

Источник: Росстат.

При этом наблюдается сжатие численности студентов вузов, в государственных, и особенно в негосударственных (частных) вузах.

При сохранении данной тенденции можно прогнозировать к 2021 году снижение численности студентов вузов России до уровня 2000 года (чуть более 4 млн. студентов). Ситуацию усугубляет демографический фактор Российской Федерации: к 2025 году численность молодежи, как основа инновационной составляющей, сократится на 10 млн. человек, что потребует корректировки направлений инновационного развития и определения новых приоритетов в развитии человеческого капитала страны.

Следующий риск определен объемом финансирования системы образования. Так на 2015 г. государственные расходы к ВВП уменьшились в общем, среднем профессиональном и высшем образовании (табл. 3).

Таблица 3

Динамика расходов на образование по отношению к ВВП России

Государственные расходы на образование к ВВП, %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

общее образование

2,01

0,98

0,9

среднее профессиональное образование

0,3

0,28

0,27

высшее образование

0,77

0,73

0,71

Источник: Росстат.

Исходя из сложившейся финансовой обстановки необходима корректировка, как планируемых мероприятий, так и самих показателей и целевых индикаторов, ориентиров стратегии инновационного развития России, связанных с формированием у населения с детства необходимых знаний, компетенций, навыков, а также системы непрерывного образования. Тем более что большая часть запланированных значений целевых индикаторов, по итогам 1 этапа реализации стратегии, не достигнута. Стратегия содержит терминологию несоответствующую положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Все вышеперечисленное доказывает необходимость пересмотра существующей Стратегии инновационного развития России, с учетом не только внешних инновационных рисков (инфраструктурного, кадрового и финансового), но и внутренних рисков. Среди внутренних инновационных рисков особое место занимает структура и уровень подготовки студентов по обобщенным направлениям. Так определяя перечень инновационных отраслей для страны, в вузовской системе по-прежнему выпускается большая доля специалистов в сфере экономических и социальных наук (табл. 4).

Таблица 4

Структура распределения студентов по обобщенным направлениям подготовки в России и странах мира [2], %

Страны

Гуманитарные науки

Экономика, управление и социальные науки

Естественные науки и математика

Инженерные специальности

Сельское хозяйство

Медицина

Образование

Сфера услуг

США

16

40

9

6

1

10

13

6

Франция

15

41

14

13

1

9

3

4

Япония

18

35

5

19

3

7

6

2

Финляндия

15

23

9

20

2

19

7

5

Россия

10

49

7

18

3

4

5

4

Наблюдается замедленное реагирование вузов на рыночные вызовы, требующее не только инфраструктурного обновления, но и нового содержательного наполнения, технологического соответствия международным стандартам качества образования. Данные требования предопределены целевой установкой второго этапа реализации стратегии инновационного развития России – будет сформирована целостная и работоспособная национальная инновационная система, адекватная расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающая поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.

Таким образом, в рамках реализации стратегии инновационного развития в сфере образования выделяются, как внешние, так и внутренние инновационные риски. Анализ и систематизация инновационных рисков, оценка факторов, влияющих на риски, может стать основой для формирования адекватных инструментов управления рисками и их прогнозирования. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», как стратегический документ, определяющий перспективы инновационного пути развития нашей страны должен учитывать все факторы влияния и корректировка мероприятий, показателей и целевых должна базироваться на факторном анализе и учете произошедших изменений. Недооценка факторов, как и их переоценка, уровень произошедших изменений создают риск отрицательных последствий.


Библиографическая ссылка

Каракчиева И.В., Южакова Т.А. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 9. – С. 45-48;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8203 (дата обращения: 24.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074