Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Кайгородцев А.А. 1 Сарсембаева Г.Ж. 2 Кайгородцева Т.Ф. 3
1 Восточно-казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова
2 Казахстанско-Американский свободный университет
3 Техническо-экономический колледж
В статье рассматриваются вопросы формирования стратегии развития вуза, обеспечивающей ему конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг и позволяющей решать образовательные и экономические задачи.
высшие учебные заведения
стратегия развития
концепция стратегического планирования
1. Асаул А.Н., Капаров Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / под ред. А.Н. Асаула. – СПб.: Гуманистика, 2007. – 280 с.
2. Хао Сюэ. Принципы формирования инновационной политики вуза в научно-образовательной сфере (на примере высшего профессионального образования России и КНР): автореф. дис. ... канд. пед. наук.– М., 2009.
3. Плаксий С.И. Стратегия развития российских вузов в современных условиях. [Электронный ресурс]. – URL: http://pravmisl.ru/index.php?id=512&option=com_content&task=view (дата обращения: 04.08.2015).
4. Гуськова Н.И., Краковская И.Н. Реализация инновационной стратегии вуза: программа инвестиций в человеческий капитал // Экономика образования. – 2014. – № 2. – С. 76–80.
5. Скрябина Т.Л. Инновационные процессы как элемент инновационной стратегии вуза // Матер. VII Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. «Альянс наук: ученый – ученому» (15–16 марта 2012 г.). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.confcontact.com/2012_03_15/pe_skryabina.php (дата обращения: 06.08.2015).
6. Черепанова М.В. Реализация инновационной политики вуза в условиях функционирования системы менеджмента качества: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. – Новосибирск, 2006.
7. Канапинов С.Б. Формирование инновационной стратегии вуза и оценка ее результативности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Новосибирск, 2012.
8. Гузаиров М.Б., Бадамшин Р.А. Стратегическое партнерство вузов и предприятий – залог успешного инновационного развития региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2008. – № 3. – С. 49–55.

Возрастание значимости высшего образования и новые требования, предъявляемые к нему в условиях формирования экономики знаний, вызывают необходимость пересмотра высшими учебными заведениями стратегий своего функционирования и развития.

Целью настоящего исследования является разработка концепции стратегии развития вуза, адекватной вызовам XXI века, способной обеспечить не только их выживание, но также и образовательный и экономический успех.

Результаты исследования и их обсуждения

В условиях рыночной экономики для решения задач адаптации, выживания и развития высшим учебным заведениям необходимо:

– постоянно проводить маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на данном рынке;

– прогнозировать развитие рынка образовательных услуг;

– разрабатывать альтернативные варианты своего поведения в условиях изменяющейся внешней среды.

Разработка стратегии развития вуза следует осуществлять на основе следующих концептуальных принципов:

1. Непрерывности образования – постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование личности обучаемых на протяжении всей жизни (концепция образования через всю жизнь).

2. Непрерывных инноваций – постоянная разработка новых видов, новых методов и технологий образовательной и научной деятельности.

3. Диверсификации – одновременное внедрение нескольких невзаимосвязанных научно-образовательных продуктов (услуг). Для базового высшего образования характерна горизонтальная диверсификация – одновременное предложение образовательных услуг по многим учебным направлениям, специальностям и специализациям; для дополнительного образования характерна вертикальная диверсификация – развитие различных видов образовательных услуг.

4. Синергии – повышение результативности и качества деятельности вуза благодаря использованию взаимосвязи и взаимоусиления различных видов научной и образовательной деятельности.

5. Приближения образовательных услуг к потребителям – максимально возможный доступ потенциальных потребителей к научно-образовательным продуктам (услугам), предоставляемым вузом (создание филиалов и представительств вузов; организация филиалов кафедр; дистанционное обучение).

6. Управления качеством – ориентация на конечного потребителя, непрерывное совершенствование научно-образовательной деятельности, системное обеспечение качества на всех стадиях жизненного цикла научно-образовательных продуктов (услуг).

7. Формирования портфеля научно-образовательных продуктов (услуг) на основе стратегического анализа.

В основе стратегии высшего учебного заведения должно лежать оптимальное сочетание образования и рыночных отношений. При этом образовательные цели и задачи должны иметь приоритет перед финансово-экономическими и коммерческими. В противном случае рынок образовательных услуг будет, а образование, представляющее собой органическое единство обучения, воспитания, развития молодежи и передачи культуры, исчезнет. В результате большинство цивилизационных ценностей, определяющих качество жизни населения республики, подвергнется секвестру.

В стратегии вузов должны преобладать образовательные парадигмы, отвечающие вызовам XXI века. В противном случае это будет не высшее учебное заведение, а коммерческое предприятие сферы образования.

В то же время стратегия развития вуза, чтобы быть успешной, должна учитывать рыночные реалии, так как современные вузы, независимо от форм собственности, функционируют в конкурентной среде. Для реализации своей стратегии вуз должен ориентироваться на потребителя, обладать эффективным менеджментом, уметь зарабатывать деньги. В противном случае он не решит образовательные задачи, которые для него являются основными.

В условиях глобального экономического кризиса вузы должны стремиться к выживанию через развитие, обеспечивать опережающее образование. Это позволит им не только выстоять в конкурентной борьбе, но и восстановить утраченные в кризис позиции. Следовательно, стратегия развития современного вуза должна быть инновационной, так как инновационно ориентированные организации способны наилучшим образом отвечать как на запросы рынка, так и на действия конкурентов.

Основными факторами, определяющими инновационную активность высших учебных заведений, являются:

– нормативное регулирование и контроль их деятельности государственными органами;

– внедрение в педагогическую практику новейших достижений педагогической и смежных наук;

– исследование образовательных потребностей студентов, пожеланий родителей и работодателей;

– выдвижение ППС инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инновационных проектов внутри вуза;

– объемы, структура и условия финансирования научных исследований из различных источников;

– инновационный потенциал вуза;

– стратегия взаимодействия с потребителями результатов НИОКР;

– принятые в данном вузе модели и механизмы управления, квалификация административно-управленческого персонала и т.п.

Мы считаем, что основной целью стратегии развития казахстанских высших учебных заведений, стремящихся стать лидерами отечественной системы образования и завоевать достойное место на международном рынке образовательных услуг, должно быть достижение системного, всеобъемлющего, то есть всеобщего качества всех сторон деятельности вуза.

Подобная стратегия была разработана в 1994 году в Московском институте молодежи (с 2003 года – Московский гуманитарный университет – МосГУ), ректор которого И.М. Ильинский является автором идеи разработки и реализации внутривузовского «Госстандарта +», опережающего действующий в стране государственный общеобразовательный стандарт. В настоящее время «формула успеха» данного университета имеет вид: «Госстандарт +» – шаг на пути к новому качеству» [3].

Мы считаем, что казахстанские вузы должны быть студентоориентированными. Это значит, что модернизация, повышение качества всех сторон образовательного процесса должны осуществляться при активном участии студентов и ради них.

Основу концепции студентоориентированного вуза составляет идея о том, что центральной фигурой в сфере образования является потребитель образовательных услуг – студент. Следовательно, вузы обязаны подстраиваться под его потребности и интересы.

Эти потребности не являются чисто субъективными. Они во многом имеют объективный характер. Студенты должны осознавать и активно реализовывать свои потребности и интересы. Это даст им возможность обеспечить их жизнеспособность, личный и общественный успех.

При разработке и реализации стратегии вуза следует уделять внимание развитию стратегического партнерства.

Под стратегическим партнерством в сфере профессионального образования следует понимать договорные отношения вуза со своими партнерами, являющимися потребителями образовательных услуг и результатов НИОКР, реализующими совместно с вузом долгосрочные целевые программы в области образовательной и профессиональной деятельности и участвующими в его развитии.

Целью стратегического партнерства является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки специалистов на основе комплексного сотрудничества вуза с заинтересованными организациями путем объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Стратегическое партнерство вуза и организации может осуществляться в следующих формах:

– долгосрочная программа подготовки специалистов для организации;

– создание и развитие базы для проведения производственных, технологических и преддипломных практик студентов;

– проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, привлечение вузовских ученых к созданию и трансферту инновационной продукции;

– создание в вузе современной учебно-исследовательской лабораторной базы;

– целевая подготовка для организаций кадров высшей квалификации;

– создание совместных научно-образовательных и инновационных структур.

Для того чтобы сформулировать основные приоритеты стратегического развития высшего учебного заведения, необходимо предварительно получить обобщенное представление о состоянии внутренней и внешней среды данного вуза. Одним из инструментов, позволяющих решить эту задачу является SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон, потенциальных угроз и благоприятных возможностей для вуза.

Например, в качестве приоритета своего стратегического развития вуз может избрать преобразование в высшее учебное заведение исследовательского инновационного типа, для которое характерны:

– проведение опережающих научных исследований, оказывающих определяющее влияние на содержание учебного процесса;

– инновационный подход к обеспечению устойчивого развития вуза;

– активная деятельность на отечественном и международном рынках образовательных услуг и научной продукции.

После определения приоритетов развития вуза необходимо наметить пути их перевода в конкретные показатели, используемые при разработке стратегического плана по следующим базовым функциональным направлениям его деятельности:

– учебное (образовательное) – организация учебного процесса и подготовка студентов по соответствующим образовательным программам и направлениям (в том числе осуществление дополнительного и непрерывного образования);

– научно-квалификационное – обеспечение профессионального роста ППС, подготовка докторов PhD, публикация научных трудов;

– научно-исследовательское – проведение научных исследований, выходящих за рамки квалификационных работ, актуальных для всего научно-образовательного сообщества страны и региона, имеющих значение для национальной и мировой науки;

– воспитательное – формирование и развитие личности обучаемого как носителя ценностей и традиций народа Казахстана;

– интеллектуальное – повышение интеллектуального уровня общества (местного сообщества);

– культурное – повышении уровня общей культуры, как выпускников вуза, так и местного сообщества в целом;

– «ресурсно-стратегическое» – участие вуза в создании «стратегического национального запаса» высококвалифицированных специалистов, то есть в формировании интеллектуальной элиты страны (региона);

– финансово-экономическое – обеспечение финансовых возможностей и материально-технической базы для осуществления деятельности вуза [1].

Выводы

Разработка стратегии развития вуза следует осуществлять на основе принципов: непрерывности образования; непрерывных инноваций; диверсификации; синергии; приближения образовательных услуг к потребителям; управления качеством; формирования портфеля научно-образовательных продуктов (услуг) на основе стратегического анализа.

В основе стратегии высшего учебного заведения должно лежать оптимальное сочетание образования и рыночных отношений. При этом в стратегии вузов должны преобладать современные образовательные парадигмы.

Вузы должны: быть инновационно активными; обеспечивать опережающее образование и всеобщее качество всех сторон своей деятельности; быть студентоориентированными; развивать стратегическое партнерство.

Вуз, стремящийся стать элитным, должен ставить амбициозные цели и последовательно их реализовывать, создавая для этого:

– материально-техническую базу, соответствующую современному уровню развития науки, техники и технологий;

– оптимальные условия для развития способностей студентов в режиме опережающего образования;

– критическую массу профессионально одаренных преподавателей – личностей, объединенных вокруг миссии и целей развития вуза.


Библиографическая ссылка

Кайгородцев А.А., Сарсембаева Г.Ж., Кайгородцева Т.Ф. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-3. – С. 379-382;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8429 (дата обращения: 24.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074