Возрастание значимости высшего образования и новые требования, предъявляемые к нему в условиях формирования экономики знаний, вызывают необходимость пересмотра высшими учебными заведениями стратегий своего функционирования и развития.
Целью настоящего исследования является разработка концепции стратегии развития вуза, адекватной вызовам XXI века, способной обеспечить не только их выживание, но также и образовательный и экономический успех.
Результаты исследования и их обсуждения
В условиях рыночной экономики для решения задач адаптации, выживания и развития высшим учебным заведениям необходимо:
– постоянно проводить маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на данном рынке;
– прогнозировать развитие рынка образовательных услуг;
– разрабатывать альтернативные варианты своего поведения в условиях изменяющейся внешней среды.
Разработка стратегии развития вуза следует осуществлять на основе следующих концептуальных принципов:
1. Непрерывности образования – постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование личности обучаемых на протяжении всей жизни (концепция образования через всю жизнь).
2. Непрерывных инноваций – постоянная разработка новых видов, новых методов и технологий образовательной и научной деятельности.
3. Диверсификации – одновременное внедрение нескольких невзаимосвязанных научно-образовательных продуктов (услуг). Для базового высшего образования характерна горизонтальная диверсификация – одновременное предложение образовательных услуг по многим учебным направлениям, специальностям и специализациям; для дополнительного образования характерна вертикальная диверсификация – развитие различных видов образовательных услуг.
4. Синергии – повышение результативности и качества деятельности вуза благодаря использованию взаимосвязи и взаимоусиления различных видов научной и образовательной деятельности.
5. Приближения образовательных услуг к потребителям – максимально возможный доступ потенциальных потребителей к научно-образовательным продуктам (услугам), предоставляемым вузом (создание филиалов и представительств вузов; организация филиалов кафедр; дистанционное обучение).
6. Управления качеством – ориентация на конечного потребителя, непрерывное совершенствование научно-образовательной деятельности, системное обеспечение качества на всех стадиях жизненного цикла научно-образовательных продуктов (услуг).
7. Формирования портфеля научно-образовательных продуктов (услуг) на основе стратегического анализа.
В основе стратегии высшего учебного заведения должно лежать оптимальное сочетание образования и рыночных отношений. При этом образовательные цели и задачи должны иметь приоритет перед финансово-экономическими и коммерческими. В противном случае рынок образовательных услуг будет, а образование, представляющее собой органическое единство обучения, воспитания, развития молодежи и передачи культуры, исчезнет. В результате большинство цивилизационных ценностей, определяющих качество жизни населения республики, подвергнется секвестру.
В стратегии вузов должны преобладать образовательные парадигмы, отвечающие вызовам XXI века. В противном случае это будет не высшее учебное заведение, а коммерческое предприятие сферы образования.
В то же время стратегия развития вуза, чтобы быть успешной, должна учитывать рыночные реалии, так как современные вузы, независимо от форм собственности, функционируют в конкурентной среде. Для реализации своей стратегии вуз должен ориентироваться на потребителя, обладать эффективным менеджментом, уметь зарабатывать деньги. В противном случае он не решит образовательные задачи, которые для него являются основными.
В условиях глобального экономического кризиса вузы должны стремиться к выживанию через развитие, обеспечивать опережающее образование. Это позволит им не только выстоять в конкурентной борьбе, но и восстановить утраченные в кризис позиции. Следовательно, стратегия развития современного вуза должна быть инновационной, так как инновационно ориентированные организации способны наилучшим образом отвечать как на запросы рынка, так и на действия конкурентов.
Основными факторами, определяющими инновационную активность высших учебных заведений, являются:
– нормативное регулирование и контроль их деятельности государственными органами;
– внедрение в педагогическую практику новейших достижений педагогической и смежных наук;
– исследование образовательных потребностей студентов, пожеланий родителей и работодателей;
– выдвижение ППС инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инновационных проектов внутри вуза;
– объемы, структура и условия финансирования научных исследований из различных источников;
– инновационный потенциал вуза;
– стратегия взаимодействия с потребителями результатов НИОКР;
– принятые в данном вузе модели и механизмы управления, квалификация административно-управленческого персонала и т.п.
Мы считаем, что основной целью стратегии развития казахстанских высших учебных заведений, стремящихся стать лидерами отечественной системы образования и завоевать достойное место на международном рынке образовательных услуг, должно быть достижение системного, всеобъемлющего, то есть всеобщего качества всех сторон деятельности вуза.
Подобная стратегия была разработана в 1994 году в Московском институте молодежи (с 2003 года – Московский гуманитарный университет – МосГУ), ректор которого И.М. Ильинский является автором идеи разработки и реализации внутривузовского «Госстандарта +», опережающего действующий в стране государственный общеобразовательный стандарт. В настоящее время «формула успеха» данного университета имеет вид: «Госстандарт +» – шаг на пути к новому качеству» [3].
Мы считаем, что казахстанские вузы должны быть студентоориентированными. Это значит, что модернизация, повышение качества всех сторон образовательного процесса должны осуществляться при активном участии студентов и ради них.
Основу концепции студентоориентированного вуза составляет идея о том, что центральной фигурой в сфере образования является потребитель образовательных услуг – студент. Следовательно, вузы обязаны подстраиваться под его потребности и интересы.
Эти потребности не являются чисто субъективными. Они во многом имеют объективный характер. Студенты должны осознавать и активно реализовывать свои потребности и интересы. Это даст им возможность обеспечить их жизнеспособность, личный и общественный успех.
При разработке и реализации стратегии вуза следует уделять внимание развитию стратегического партнерства.
Под стратегическим партнерством в сфере профессионального образования следует понимать договорные отношения вуза со своими партнерами, являющимися потребителями образовательных услуг и результатов НИОКР, реализующими совместно с вузом долгосрочные целевые программы в области образовательной и профессиональной деятельности и участвующими в его развитии.
Целью стратегического партнерства является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки специалистов на основе комплексного сотрудничества вуза с заинтересованными организациями путем объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Стратегическое партнерство вуза и организации может осуществляться в следующих формах:
– долгосрочная программа подготовки специалистов для организации;
– создание и развитие базы для проведения производственных, технологических и преддипломных практик студентов;
– проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, привлечение вузовских ученых к созданию и трансферту инновационной продукции;
– создание в вузе современной учебно-исследовательской лабораторной базы;
– целевая подготовка для организаций кадров высшей квалификации;
– создание совместных научно-образовательных и инновационных структур.
Для того чтобы сформулировать основные приоритеты стратегического развития высшего учебного заведения, необходимо предварительно получить обобщенное представление о состоянии внутренней и внешней среды данного вуза. Одним из инструментов, позволяющих решить эту задачу является SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон, потенциальных угроз и благоприятных возможностей для вуза.
Например, в качестве приоритета своего стратегического развития вуз может избрать преобразование в высшее учебное заведение исследовательского инновационного типа, для которое характерны:
– проведение опережающих научных исследований, оказывающих определяющее влияние на содержание учебного процесса;
– инновационный подход к обеспечению устойчивого развития вуза;
– активная деятельность на отечественном и международном рынках образовательных услуг и научной продукции.
После определения приоритетов развития вуза необходимо наметить пути их перевода в конкретные показатели, используемые при разработке стратегического плана по следующим базовым функциональным направлениям его деятельности:
– учебное (образовательное) – организация учебного процесса и подготовка студентов по соответствующим образовательным программам и направлениям (в том числе осуществление дополнительного и непрерывного образования);
– научно-квалификационное – обеспечение профессионального роста ППС, подготовка докторов PhD, публикация научных трудов;
– научно-исследовательское – проведение научных исследований, выходящих за рамки квалификационных работ, актуальных для всего научно-образовательного сообщества страны и региона, имеющих значение для национальной и мировой науки;
– воспитательное – формирование и развитие личности обучаемого как носителя ценностей и традиций народа Казахстана;
– интеллектуальное – повышение интеллектуального уровня общества (местного сообщества);
– культурное – повышении уровня общей культуры, как выпускников вуза, так и местного сообщества в целом;
– «ресурсно-стратегическое» – участие вуза в создании «стратегического национального запаса» высококвалифицированных специалистов, то есть в формировании интеллектуальной элиты страны (региона);
– финансово-экономическое – обеспечение финансовых возможностей и материально-технической базы для осуществления деятельности вуза [1].
Выводы
Разработка стратегии развития вуза следует осуществлять на основе принципов: непрерывности образования; непрерывных инноваций; диверсификации; синергии; приближения образовательных услуг к потребителям; управления качеством; формирования портфеля научно-образовательных продуктов (услуг) на основе стратегического анализа.
В основе стратегии высшего учебного заведения должно лежать оптимальное сочетание образования и рыночных отношений. При этом в стратегии вузов должны преобладать современные образовательные парадигмы.
Вузы должны: быть инновационно активными; обеспечивать опережающее образование и всеобщее качество всех сторон своей деятельности; быть студентоориентированными; развивать стратегическое партнерство.
Вуз, стремящийся стать элитным, должен ставить амбициозные цели и последовательно их реализовывать, создавая для этого:
– материально-техническую базу, соответствующую современному уровню развития науки, техники и технологий;
– оптимальные условия для развития способностей студентов в режиме опережающего образования;
– критическую массу профессионально одаренных преподавателей – личностей, объединенных вокруг миссии и целей развития вуза.
Библиографическая ссылка
Кайгородцев А.А., Сарсембаева Г.Ж., Кайгородцева Т.Ф. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-3. – С. 379-382;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8429 (дата обращения: 23.11.2024).