Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Кузнецова А.Я. 1
1 Новосибирский государственный педагогический университет
1. Кузнецова А.Я. Гуманизация образования и интеллект. Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск, 2006. – 202 с.
2. Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования: комплексная концепция Философия образования. – 2006. – № 1. – С. 43–49.
3. Кузнецова А.Я. Инновационный потенциал когнитивной теории личности в философии образования // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2. – С. 77–78.
4. Кузнецова А.Я. Рефлексивный характер развития интеллекта // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5–1. – С. 131.
5. Кузнецова А.Я. Философский анализ гуманистических идей образования в контексте современного научного мировоззрения // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 61–62.
6. Кузнецова А.Я. Функциональные основания современной философии образования // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8.– С. 85–86.
7. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии творчества. – М., 1983. – 336 с.
8. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. – 1982. – № 1. – С. 99–104.
9. Титченер Э. Б. Учебник психологии. – М., 1914. – Ч. 2. – 250 с.

Современный человек осознает и контролирует процесс своего образования [3]. Такое возможно при использовании природной способности к рефлексии. Рефлексия как особый вид психической реальности становится предметом исследования для психологии, философии, методологии. Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий, это деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [5]. Она отличается от осознанности и осознания. Методически рефлексия есть самонаблюдение, методологически – категория сознания [6]. Рефлексия есть форма осуществления личности в мыслительной деятельности, необходимая для активного личностного переосмысления содержания индивидуального сознания, для активной деятельности [7].

Определение места рефлексии в духовной жизни человека приводит к вопросам о соотношении понятий: сознание, душа, личность, интеллект. Можно исходить из представлений Дж. Локка о том, что сознание есть нечто большее, чем душа, либо остановиться на утверждении Э.Б. Титчинера: «Мы будем считать сознание равнозначным душе» [9, с. 15]. Согласно Сенеке интеллект – часть души, «лучшая её часть» [1]. Психология в психической реальности человека для рефлексии отводит место механизма самоопределения и саморазвития. Анализ психологического понятия рефлексии приводит к его усложнению. Спектр представлений о рефлексии приводит к гносеологическому, логическому, интеллектуалистическому, социологическому и другим возможным определениям. Мы выделяем интеллектуальную и личностную рефлексии как наиболее общие и исходные в образовании современного человека.

Человек, в процессе жизнедеятельности согласовывает себя с окружающей средой. Для этого он изучает среду, в том числе, интеллектуально. Интеллектуальная рефлексия предполагает более высокую ступень организации отражения. Интеллектуальная рефлексия предполагает самопроверку и самомодификацию интеллектуальной работы [4]. Она направлена на осмысление деятельности интеллекта в проблемной ситуации. Влияние интеллектуальной рефлексии на эффективность и творческий характер мышления позволяет определить её как компонент более высокого уровня в структуре мышления [8]. Обращение рефлексии на душу человека, на свой внутренний мир придаёт мышлению личностную окраску. Интеллектуальная рефлексия становится фактором объединяющим познание внешней по отношению к субъекту природы и его внутренней природы, уравновешивая, таким образом, человека с природой, из которой он был выделен искусственно процедурой познания.

Личностная рефлексия направлена на самоорганизацию через осмысление человеком себя и своей мыслительной деятельности в целом как способа осуществления своего целостного «Я» [2]. «С этой точки зрения рефлексию следует рассматривать как необходимое качество личности, развивающейся в конкретных общественно-исторических условиях, наделенной индивидуальным сознанием, социальным по своей природе» [7, с. 9]. В то время как личность развивается как социальный продукт, личностная рефлексия оказывается возможной только как результат природного развития интеллекта индивида, в результате чего рефлексивное личностное интеллектуальное развитие человека становится узловым моментом образования современного человека.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-3. – С. 464-464;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8471 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674