Современный человек осознает и контролирует процесс своего образования [3]. Такое возможно при использовании природной способности к рефлексии. Рефлексия как особый вид психической реальности становится предметом исследования для психологии, философии, методологии. Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий, это деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [5]. Она отличается от осознанности и осознания. Методически рефлексия есть самонаблюдение, методологически – категория сознания [6]. Рефлексия есть форма осуществления личности в мыслительной деятельности, необходимая для активного личностного переосмысления содержания индивидуального сознания, для активной деятельности [7].
Определение места рефлексии в духовной жизни человека приводит к вопросам о соотношении понятий: сознание, душа, личность, интеллект. Можно исходить из представлений Дж. Локка о том, что сознание есть нечто большее, чем душа, либо остановиться на утверждении Э.Б. Титчинера: «Мы будем считать сознание равнозначным душе» [9, с. 15]. Согласно Сенеке интеллект – часть души, «лучшая её часть» [1]. Психология в психической реальности человека для рефлексии отводит место механизма самоопределения и саморазвития. Анализ психологического понятия рефлексии приводит к его усложнению. Спектр представлений о рефлексии приводит к гносеологическому, логическому, интеллектуалистическому, социологическому и другим возможным определениям. Мы выделяем интеллектуальную и личностную рефлексии как наиболее общие и исходные в образовании современного человека.
Человек, в процессе жизнедеятельности согласовывает себя с окружающей средой. Для этого он изучает среду, в том числе, интеллектуально. Интеллектуальная рефлексия предполагает более высокую ступень организации отражения. Интеллектуальная рефлексия предполагает самопроверку и самомодификацию интеллектуальной работы [4]. Она направлена на осмысление деятельности интеллекта в проблемной ситуации. Влияние интеллектуальной рефлексии на эффективность и творческий характер мышления позволяет определить её как компонент более высокого уровня в структуре мышления [8]. Обращение рефлексии на душу человека, на свой внутренний мир придаёт мышлению личностную окраску. Интеллектуальная рефлексия становится фактором объединяющим познание внешней по отношению к субъекту природы и его внутренней природы, уравновешивая, таким образом, человека с природой, из которой он был выделен искусственно процедурой познания.
Личностная рефлексия направлена на самоорганизацию через осмысление человеком себя и своей мыслительной деятельности в целом как способа осуществления своего целостного «Я» [2]. «С этой точки зрения рефлексию следует рассматривать как необходимое качество личности, развивающейся в конкретных общественно-исторических условиях, наделенной индивидуальным сознанием, социальным по своей природе» [7, с. 9]. В то время как личность развивается как социальный продукт, личностная рефлексия оказывается возможной только как результат природного развития интеллекта индивида, в результате чего рефлексивное личностное интеллектуальное развитие человека становится узловым моментом образования современного человека.
Библиографическая ссылка
Кузнецова А.Я. РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-3. – С. 464-464;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8471 (дата обращения: 03.12.2024).