Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ – БУДУЩИМИ АБИТУРИЕНТАМИ ВУЗА

Далингер В.А. 1
1 Омский государственный педагогический университет
1. Далингер В.А. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике средствами информационных технологий // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Омск, 21 – 22 ноября 2014 г.)/ под общ. ред. М.П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ 2014. – С. 260–263.
2. Далингер В.А. Математические компьютерные эксперименты как средство развития исследовательских компетенций учащихся // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2 [33]. – С. 52–58.
3. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Исследовательская работа школьников: Научно-методический журнал. – №2 (28). – 2009. – С. 24–32.
4. Далингер В.А. Интегративные проекты по математике и информатике как средство организации поисково-исследовательской деятельности учащихся // Информатизация образования: история, состояние, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Омск, 20–21 ноября 2012. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. – С. 288–290.
5. Далингер В.А. Информационно-коммуникационные технологии в учебно-познавательных исследованиях студентов // Высшее образование сегодня. – № 11. – 2012. – М.: Изд-во «ЛОГОС». – С. 67–72.
6. Далингер В. А. Информационно-коммуникационные технологии и интернет ресурсы в образовании учащихся общеобразовательных школ: материалы Международной научной конференции «Новые технологии в образовании», Индонезия (Бали), 17-25 февраля, 2014 год // Международный журнал экспериментального образования. – № 1 (часть 2). – 2014. – М.: Издательский дом «Академия естествознания», 2014. – С. 153–156 (электронная версия http://www.rae.ru/snt).
7. Далингер В.А. Информационно-коммуникационные технологии в обучении математике: теория и практика // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под. общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 19. – Москва: Наука: информ; Воронеж: ВГПУ, 2014. – С. 34–47.
8. Далингер В.А. Работа с одаренными детьми по математике: материалы VIII Международной научно-практической конференции «Современные концепции научных исследований», 28–29 ноября 2014, Москва: сборник научных работ // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 8 (часть 3: социологические науки, педагогические науки). – С. 45–48.
9. Информация на коллегию Министерства образования Омской области по вопросу «О мерах по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». – URL: http://www.mobr.omskportal.ru/ru/RegionlPublicAuthorirties/executivelist/MOBR/resheniya-kollgii/2013/PageContent/O/body-files/file9/kollegiya talant10 10 2013/pdf (дата обращения: 18.09.2014).
10. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО = Towards Knowledge Societies; UNESCO World Report. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. – 239 с.
11. Лапчик М.П. Куда и как идет дистанционное образование в России// Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Омск, 21–22 ноября 2014 г.)/ под общ. ред. М.П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ 2014. – С. 15–26.
12. Проект приказа Минобрнауки России об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющие образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных программ (2013 г.). – URL: http://минобрнауки.рф/документы/3244 (дата обращения: 11.09.2014).
13. Соловьев В.В. Из опыта реализации инновационного проекта «Дистанционная поддержка образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях города Омска» // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Омск, 21–22 ноября 2014 г.)/ под общ. ред. М.П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. – С. 304–307.

Ключевым направлением образовательных реформ в наиболее развитых странах в начале XXI века стало электронное обучение (ЭО) (e-learning).

В докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» (2005 г.) [10] сформулированы основные принципы построения информационного общества: информационная и коммуникационная инфраструктура как необходимый фундамент для открытого для всех доступа к информации; предоставление универсального, повсеместного, справедливого и приемлемого в ценовом отношении доступа к услугам на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); образование и доступ к знаниям в центре рождающегося «общества знаний»; качественное образование для всех и т.д.

Следует отметить, что согласно критериям, разработанным ЮНЕСКО и Мировым банком, в середине первого десятилетия XXI века Россия занимала лишь 57-е место из 65 стран по развитию и использованию ИКТ.

Электронное обучение составляет основу дистанционного образования (ДО).

Применение элементов дистанционного обучения в школах Омской области демонстрируют такие данные мониторинга [13]: в ноябре 2013 года количество педагогов, применяющих элементы ДО составило 919 человек, а в октябре 2014 года – 1367 человек; в ноябре 2013 года количество школьников, обучаемых с использованием элементов ДО составило 16251 человек, а в октябре 2014 года – 25426 человек.

М.П. Лапчик [11] отмечает два этапа становления российской системы ДО на основе информационных технологий: первый этап 1995 – 2005; второй этап с 2005 по настоящее время.

Завершение первого этапа и начало второго ознаменовалось утверждением Минобрнауки документа «Порядок использования дистанционных образовательных технологий». Этот документ проработал без изменения почти всё последнее десятилетие и был отменен лишь в 2014 году (была утверждена новая версия документа с тем же названием).

В новой версии документа уточнено понятие дистанционных образовательных технологий (ДОТ): «Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемых в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

В этом новом документе также отмечено: «В случае реализации образовательной программы исключительно с применением ЭО, ДОТ допускается отсутствие аудиторной нагрузки» [12, п. 8].

Такое положение актуализирует проблему организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельные работы обучающихся могут быть следующих видов: самостоятельные работы по образцу; самостоятельные работы вариативного характера; самостоятельные работы с указанием к их выполнению; самостоятельные работы творческого, исследовательского характера.

Практика показывает, что наряду со всеми указанными видами самостоятельных работ следует упор сделать на самостоятельные работы творческого, исследовательского характера. О таких работах, выполняемых с использованием ИКТ, сказано в наших работах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

Сейчас в России создаются в разных регионах порталы для работы с одаренными детьми (хочется надеяться, что это будущие абитуриенты, поступающие в вузы).

В различных регионах страны созданы центры по работе с одаренными детьми. Такой центр функционирует и при ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» [9].

Созданный на базе педуниверситета портал предоставляет обучающимся следующие возможности:

– информирование педагогов, родителей и детей об основных тенденциях, вариантах и возможностях организации образовательного маршрута для талантливых детей;

– обучение с использованием ДОТ из любой точки региона, где есть доступ к Интернету;

– получение доступа к разнообразным учебным материалам, выбора программы, уровня и темпа обучения;

– участие в проектной, исследовательской деятельности, дистанционных олимпиадах и конкурсах;

– получение консультационной помощи от высококвалифицированных специалистов;

– использование различных коммуникативных сервисов для общения с единомышленниками.

Основной задачей образовательного портала является поддержка различных видов учебно-исследовательской деятельности одаренных детей в условиях применения ДОТ. Портал рассматривает возможности реализации новых способов самообучения и саморазвития, что способствует реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных детей.

К работе этого портала привлекаются студенты педагогического университета, что позволяет им пройти педагогическую практику дистанционного обучения учащихся.

Такая работа помимо отработки у студентов педагогических умений направлена ещё и на профессиональное самоопределение учащихся, ориентация их на педагогическую профессию.

В Омской области создан также портал дистанционного обучения (http://www.do.omskedu.ru) (сейчас: (http://www.do.obr55.ru).

На базе Омского государственного педагогического университета создан портал «Школа» (http://school.omgpu.ru) куда размещаются различные элективные курсы для учащихся, материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.


Библиографическая ссылка

Далингер В.А. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ – БУДУЩИМИ АБИТУРИЕНТАМИ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-5. – С. 709-710;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8838 (дата обращения: 13.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074