Ключевым направлением образовательных реформ в наиболее развитых странах в начале XXI века стало электронное обучение (ЭО) (e-learning).
В докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» (2005 г.) [10] сформулированы основные принципы построения информационного общества: информационная и коммуникационная инфраструктура как необходимый фундамент для открытого для всех доступа к информации; предоставление универсального, повсеместного, справедливого и приемлемого в ценовом отношении доступа к услугам на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); образование и доступ к знаниям в центре рождающегося «общества знаний»; качественное образование для всех и т.д.
Следует отметить, что согласно критериям, разработанным ЮНЕСКО и Мировым банком, в середине первого десятилетия XXI века Россия занимала лишь 57-е место из 65 стран по развитию и использованию ИКТ.
Электронное обучение составляет основу дистанционного образования (ДО).
Применение элементов дистанционного обучения в школах Омской области демонстрируют такие данные мониторинга [13]: в ноябре 2013 года количество педагогов, применяющих элементы ДО составило 919 человек, а в октябре 2014 года – 1367 человек; в ноябре 2013 года количество школьников, обучаемых с использованием элементов ДО составило 16251 человек, а в октябре 2014 года – 25426 человек.
М.П. Лапчик [11] отмечает два этапа становления российской системы ДО на основе информационных технологий: первый этап 1995 – 2005; второй этап с 2005 по настоящее время.
Завершение первого этапа и начало второго ознаменовалось утверждением Минобрнауки документа «Порядок использования дистанционных образовательных технологий». Этот документ проработал без изменения почти всё последнее десятилетие и был отменен лишь в 2014 году (была утверждена новая версия документа с тем же названием).
В новой версии документа уточнено понятие дистанционных образовательных технологий (ДОТ): «Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемых в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».
В этом новом документе также отмечено: «В случае реализации образовательной программы исключительно с применением ЭО, ДОТ допускается отсутствие аудиторной нагрузки» [12, п. 8].
Такое положение актуализирует проблему организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельные работы обучающихся могут быть следующих видов: самостоятельные работы по образцу; самостоятельные работы вариативного характера; самостоятельные работы с указанием к их выполнению; самостоятельные работы творческого, исследовательского характера.
Практика показывает, что наряду со всеми указанными видами самостоятельных работ следует упор сделать на самостоятельные работы творческого, исследовательского характера. О таких работах, выполняемых с использованием ИКТ, сказано в наших работах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
Сейчас в России создаются в разных регионах порталы для работы с одаренными детьми (хочется надеяться, что это будущие абитуриенты, поступающие в вузы).
В различных регионах страны созданы центры по работе с одаренными детьми. Такой центр функционирует и при ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» [9].
Созданный на базе педуниверситета портал предоставляет обучающимся следующие возможности:
– информирование педагогов, родителей и детей об основных тенденциях, вариантах и возможностях организации образовательного маршрута для талантливых детей;
– обучение с использованием ДОТ из любой точки региона, где есть доступ к Интернету;
– получение доступа к разнообразным учебным материалам, выбора программы, уровня и темпа обучения;
– участие в проектной, исследовательской деятельности, дистанционных олимпиадах и конкурсах;
– получение консультационной помощи от высококвалифицированных специалистов;
– использование различных коммуникативных сервисов для общения с единомышленниками.
Основной задачей образовательного портала является поддержка различных видов учебно-исследовательской деятельности одаренных детей в условиях применения ДОТ. Портал рассматривает возможности реализации новых способов самообучения и саморазвития, что способствует реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных детей.
К работе этого портала привлекаются студенты педагогического университета, что позволяет им пройти педагогическую практику дистанционного обучения учащихся.
Такая работа помимо отработки у студентов педагогических умений направлена ещё и на профессиональное самоопределение учащихся, ориентация их на педагогическую профессию.
В Омской области создан также портал дистанционного обучения (http://www.do.omskedu.ru) (сейчас: (http://www.do.obr55.ru).
На базе Омского государственного педагогического университета создан портал «Школа» (http://school.omgpu.ru) куда размещаются различные элективные курсы для учащихся, материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Библиографическая ссылка
Далингер В.А. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ – БУДУЩИМИ АБИТУРИЕНТАМИ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-5. – С. 709-710;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8838 (дата обращения: 21.11.2024).