Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Есенбаева Г.А. 1 Какенов К.С. 1 Какенова У.К. 2
1 Карагандинский экономический университет
2 КарГТУ
Статья посвящена актуальной проблеме качества образования в вузах в контексте Болонского процесса. Рассматривается классификация факторов, влияющих на качество образования в вузе в современных условиях. Авторы приводят результаты оценки важности различных факторов качества образования с позиции преподавателей, работодателей и студентов. Анализируется, как менялась оценка важности факторов качества образования за последние пять лет. Показывается возрастание роли внешних факторов в формировании качества образования в вузе. Отмечены наиболее важные факторы качества образования. Обосновывается необходимость системного взаимодействия и вовлечения всех участников образовательного процесса в обеспечение качества высшего образования.
качество образования
Болонский процесс
высшие учебные заведения
факторы качества образования
преподаватели
работодатели
студенты
1. Болонский процесс: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (Книга-приложение 3) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 302 с.
2. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 86 с.
3. Дубицкий В.В., Огородникова И.А., Перепега И.Ф. и др. К концепции построения внутривузовской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОМГУ // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – № 2 (25). – С. 96–100.
4. Ермошенко Б., Породенко В., Литвинова Т. Система управления качеством // Высшее образование России. – 2005. – № 4. – С. 9–14.
5. Пучков Н.П. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза: дис… докт. пед. наук: – М.: РГБ, 2005. – С. 361–362.
6. Yerevan communiqu? // Bologna Process – European Higher Education Area. – URL.: htpp:// www.ehea.info/ Uploads /SubmitedFiles/ 5_2015/112705. pdf (дата обращения: 19.11.2015).

Проблема качества образования является центральной проблемой для высших учебных заведений всех стран-участниц Болонского процесса. В мае 2015 года на конференции министров высшего образования в Ереване были одобрены новые Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования. В Ереванском коммюнике (2015) повышение качества образования признано главной миссией Европейского пространства высшего образования [6].

На качество образования в вузе влияет множество факторов [1]. Наиболее часто к факторам качества высшего образования относят:

– уровень подготовки абитуриентов;

– уровень развития материально-технической базы;

– качество организации учебного процесса (применение новых эффективных педагогических и информационных технологий);

– качество учебных программ;

– качество учебно-методического обеспечения;

– качество ППС;

– уровень научных исследований;

– развитие международного сотрудничества;

– организация СРС;

– наличие мотивации студентов и преподавателей к улучшению их деятельности;

– организация маркетинговой работы (изучение рынка труда, анализ трудоустройства, организация отбора абитуриентов и.т.д.);

– социальная защищенность студентов и ППС [4].

Анализ литературных источников показывает, что факторы, влияющие на качество образования в вузе, в наиболее общем виде можно подразделить на внешние, внутренние и комбинированные [2, 3, 5].

К внешним факторам можно отнести: глобализацию, происходящие интеграционные процессы, требования Болонской декларации, национальную политику в сфере образования, повышение требований работодателей, усиление влияния на образовательный процесс внешних структур и т.д. Это далеко не полный перечень внешних факторов, которые могут осуществлять не только положительное, но и негативное влияние на качество образования в вузе.

К внутренним факторам качества образования относятся, например, ответственность высшего руководства, уровень квалификации ППС, степень свободы ППС в выборе методик и технологий обучения, заинтересованность студентов и др.

Комбинированными мы называем факторы, зависящие как от деятельности вуза, так и от его внешней среды (например, уровень оплаты труда преподавателей; правовая и нормативная база вуза; уровень подготовленности абитуриентов к обучению в вузе).

Обобщая мнения различных исследователей, можно выделить следующие ключевые факторы, определяющие качество образования в высшем учебном заведении в современных условиях: заинтересованность руководства вуза в обеспечении высокого качества образования; качество образовательных программ; наличие и эффективность внутривузовской системы обеспечения качества; качество контингента студентов, их мотивация к обучению; качество материально-технической базы; квалификация профессорско-преподавательского состава и степень его стимулирования к повышению качества преподавания; качество процесса обучения; качество студента.

Цель исследования заключается в выявлении и оценке наиболее значимых факторов, влияющих на качество образования в вузе, с позиции различных участников образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами использовалась совокупность методов: анализ, синтез, обобщение, изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами было проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава, работодателей и студентов о влиянии различных факторов на качество образования в вузе (первый этап опроса проводился в 2010 году, второй – в 2015 году). Всего было опрошено 216 преподавателей и работодателей (табл. 1) и 205 студентов (табл. 2). Влияние факторов оценивалось по 5-балльной шкале (оценка «5» – «очень сильное влияние»; «1» – «слабое влияние»). Респондентам также была предоставлена возможность дополнить предлагаемый в анкете перечень факторов. В результате нами были отобраны факторы качества образования, оценка влияния которых превышала 3 балла (обработка с точностью ± 0,01).

Таблица 1

Результаты анкетного опроса ППС и работодателей о влиянии внешних и внутренних факторов на качество образования в вузе

Факторы

Преподаватели

Работодатели

2010 год

2015 год

2010 год

2015 год

Внешние

Влияние международных процессов в сфере высшего образования

3,87

4,52

3,55

4,35

Востребованность высшего образования в обществе

3,43

4,17

3,27

4,02

Экономическая ситуация в стране

3,62

4,82

3,75

4,90

Национальная политика в сфере образования

4,11

4,52

3,95

4,03

Конкуренция на рынке образовательных услуг

3,91

4,67

3,95

4,37

Комбинированные

Правовая и нормативная база

3,50

3,82

3,17

3,86

Возможности академической мобильности ППС

4,17

3,16

Возможности академической мобильности студентов

3,98

3,23

Степень академической свободы вуза

3,31

3,12

Мониторинг качества образования

3,43

3,78

3,15

3,29

Финансовая стабильность вуза

4,31

4,85

4,28

4,68

Уровень материально–технической базы

4,27

4,50

4,35

4,56

Взаимодействие с потребителями образовательных услуг и работодателями

4,20

4,51

4,15

4,83

Внутренние

Ответственность руководства

4,42

4,73

4,35

4,56

Наличие внутривузовской системы обеспечения качества образования

3,86

4,01

3,95

4,23

Уровень квалификации ППС

4,57

4,72

4,45

4,56

Мотивация ППС

4,18

4,85

4,25

4,68

Уровень требовательности ППС

4,15

4,50

4,23

4,35

Реализация принципа дифференциального подхода в обучении

3,90

4,16

3,17

3,76

Уровень применения инновационных технологий обучения

3,90

4,37

3,22

4,76

Вовлеченность студентов в качество подготовки

4,15

4,21

3,55

4,15

Уровень подготовленности абитуриентов

3,75

4,31

3,75

4,27

Объективность механизма оценки знаний студентов

4,20

4,32

3,75

4,03

Качество образовательной программы

4,80

4,63

Таблица 2

Результаты анкетного опроса студентов о влиянии внешних и внутренних факторов на качество образования в вузе

Факторы

Студенты

2010 год

2015 год

Внешние

Влияние международных процессов в сфере высшего образования

3,50

3,82

Востребованность высшего образования в обществе

3,42

3,95

Экономическая ситуация в стране

3,67

4,58

Национальная политика в сфере образования

3,15

3,55

Конкуренция на рынке образовательных услуг

380

4,50

Комбинированные

Правовая и нормативная база

3,31

3,53

Возможности академической мобильности ППС

3,82

Возможности академической мобильности студентов

4,25

Степень академической свободы вуза

3,88

Мониторинг качества образования

3,68

3,72

Финансовая стабильность вуза

4,61

4,65

Уровень материально–технической базы

4,87

4,88

Взаимоотношения с потребителями образовательных услуг и работодателями

4,05

4,73

Внутренние

Ответственность руководства

4,25

4,84

Наличие внутривузовской системы обеспечения качества образования

3,78

4,02

Уровень квалификации ППС

4,80

4,83

Мотивация ППС

3,78

4,31

Уровень требовательности ППС

4,50

4,62

Реализация принципа дифференциального подхода в обучении

3,87

4,43

Уровень применения инновационных технологий обучения

3,50

4,55

Вовлеченность студентов в качество подготовки

4,03

4,21

Уровень подготовленности абитуриентов

4,15

4,23

Объективность механизма оценки знаний студентов

4,23

4,45

Качество образовательной программы

4,85

Мотивация студентов

4,85

Анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы. Во-первых, отмечается усиление влияния внешних факторов на качество образования в вузе. Если в 2010 году влияние внешних факторов оценивалось ППС и работодателями как «умеренное» (от 3,43 до 4,11 баллов), то в настоящее время как «сильное» (от 4,17 до 4,82 балла). Оценка внешних факторов студентами также возросла (от 3,15-3,80 до 3,55-4,50 соответственно).

По мнению всех респондентов, наиболее сильное влияние на качество образования оказывают такие внешние факторы, как экономическая ситуация в стране, конкуренция на рынке образовательных услуг и влияние международных процессов сфере высшего образования. При этом последний фактор выше оценивается преподавателями (4,52 балла) и работодателями (4,53 балла), и намного ниже – студентами (3,82 бала).

Среди факторов качества образования, зависящих как от деятельности вуза, так и от внешней среды, наиболее значимыми названы финансовая стабильность вуза и уровень материально-технической базы. Кроме того, в ходе анкетирования 2015 года респонденты отметили появление новых факторов, таких как: возможность академической мобильности ППС, возможность академической мобильности студентов и степень академической свободы вуза. В то же время в оценке значимости этих трех факторов преподаватели, работодатели и студенты расходятся. Значимость первого фактора преподавателями оценена в 4,17 балла, работодателями – в 3,16 балла, а студентами – в 3,82 балла. По второму фактору оценка составила 3,98; 3,23 и 4,25 баллов соответственно. Что касается третьего фактора – влияния степени академической свободы вуза – наивысшая оценка (3,88 балла) была дана студентами (табл. 2). Отметим также, что работодатели пока не придают особого значения академической мобильности ППС и студентов, а больше оценивают фактор взаимодействия вуза с потребителями образовательных услуг и работодателями (4,83 балла). Кстати, важность этого фактора признают и преподаватели (4,51 балла), а также студенты (4,73 балла).

Что касается внутренних факторов, наиболее значимыми по результатам первого анкетирования были названы уровень квалификации преподавателей (4,57 балла – оценка преподавателей; 4,45 балла – работодателей и 4,80 балла – студентов); ответственность руководства (4,42; 4,35 и 4,25 баллов), а также объективность механизма оценки знаний студентов и уровень требовательности ППС.

Анкетирование, проведенное в 2015 году, показало, что наряду с сохранившейся важностью названных выше факторов, возрастает роль вовлеченности студентов в качество подготовки (4,21; 4,15 и 4,21 балла); уровня применения инновационных технологий обучения (4,37; 4,76 и 4,55 балла), системного обеспечения качества образования (4,01; 4,23 и 4,02 балла). Усилилось влияние уровня подготовленности абитуриентов на качество образования, большинство преподавателей при этом отмечают снижение качества подготовки выпускников школ и колледжей.

Наивысшую по значимости оценку получил новый (не упоминавшийся в анкетировании 2010 года) фактор – качество образовательной программы.

В целом можно отметить, что, несмотря на имеющиеся различия в оценках преподавателей, работодателей и студентов, все они отмечают важность факторов, связанных с качеством преподавания. Работодатели и студенты все больше осознают свою роль в процессах обеспечения качества образования. Кроме того, студентами отмечена важность такого фактора, как мотивация студентов.

Выводы

По мере развития Болонского процесса возрастает роль внешних факторов, влияющих на качество высшего образования. В то же время проведенное исследование показало, что существуют различия в оценке значимости факторов качества образования преподавателями, работодателями и студентами. Системное взаимодействие и учет интересов всех участников образовательного процесса должны стать основой эффективного обеспечения качества образования для каждого вуза.


Библиографическая ссылка

Есенбаева Г.А., Какенов К.С., Какенова У.К. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 241-244;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9565 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674