Проблема качества образования является центральной проблемой для высших учебных заведений всех стран-участниц Болонского процесса. В мае 2015 года на конференции министров высшего образования в Ереване были одобрены новые Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования. В Ереванском коммюнике (2015) повышение качества образования признано главной миссией Европейского пространства высшего образования [6].
На качество образования в вузе влияет множество факторов [1]. Наиболее часто к факторам качества высшего образования относят:
– уровень подготовки абитуриентов;
– уровень развития материально-технической базы;
– качество организации учебного процесса (применение новых эффективных педагогических и информационных технологий);
– качество учебных программ;
– качество учебно-методического обеспечения;
– качество ППС;
– уровень научных исследований;
– развитие международного сотрудничества;
– организация СРС;
– наличие мотивации студентов и преподавателей к улучшению их деятельности;
– организация маркетинговой работы (изучение рынка труда, анализ трудоустройства, организация отбора абитуриентов и.т.д.);
– социальная защищенность студентов и ППС [4].
Анализ литературных источников показывает, что факторы, влияющие на качество образования в вузе, в наиболее общем виде можно подразделить на внешние, внутренние и комбинированные [2, 3, 5].
К внешним факторам можно отнести: глобализацию, происходящие интеграционные процессы, требования Болонской декларации, национальную политику в сфере образования, повышение требований работодателей, усиление влияния на образовательный процесс внешних структур и т.д. Это далеко не полный перечень внешних факторов, которые могут осуществлять не только положительное, но и негативное влияние на качество образования в вузе.
К внутренним факторам качества образования относятся, например, ответственность высшего руководства, уровень квалификации ППС, степень свободы ППС в выборе методик и технологий обучения, заинтересованность студентов и др.
Комбинированными мы называем факторы, зависящие как от деятельности вуза, так и от его внешней среды (например, уровень оплаты труда преподавателей; правовая и нормативная база вуза; уровень подготовленности абитуриентов к обучению в вузе).
Обобщая мнения различных исследователей, можно выделить следующие ключевые факторы, определяющие качество образования в высшем учебном заведении в современных условиях: заинтересованность руководства вуза в обеспечении высокого качества образования; качество образовательных программ; наличие и эффективность внутривузовской системы обеспечения качества; качество контингента студентов, их мотивация к обучению; качество материально-технической базы; квалификация профессорско-преподавательского состава и степень его стимулирования к повышению качества преподавания; качество процесса обучения; качество студента.
Цель исследования заключается в выявлении и оценке наиболее значимых факторов, влияющих на качество образования в вузе, с позиции различных участников образовательного процесса.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели нами использовалась совокупность методов: анализ, синтез, обобщение, изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами было проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава, работодателей и студентов о влиянии различных факторов на качество образования в вузе (первый этап опроса проводился в 2010 году, второй – в 2015 году). Всего было опрошено 216 преподавателей и работодателей (табл. 1) и 205 студентов (табл. 2). Влияние факторов оценивалось по 5-балльной шкале (оценка «5» – «очень сильное влияние»; «1» – «слабое влияние»). Респондентам также была предоставлена возможность дополнить предлагаемый в анкете перечень факторов. В результате нами были отобраны факторы качества образования, оценка влияния которых превышала 3 балла (обработка с точностью ± 0,01).
Таблица 1
Результаты анкетного опроса ППС и работодателей о влиянии внешних и внутренних факторов на качество образования в вузе
Факторы |
Преподаватели |
Работодатели |
||
2010 год |
2015 год |
2010 год |
2015 год |
|
Внешние |
||||
Влияние международных процессов в сфере высшего образования |
3,87 |
4,52 |
3,55 |
4,35 |
Востребованность высшего образования в обществе |
3,43 |
4,17 |
3,27 |
4,02 |
Экономическая ситуация в стране |
3,62 |
4,82 |
3,75 |
4,90 |
Национальная политика в сфере образования |
4,11 |
4,52 |
3,95 |
4,03 |
Конкуренция на рынке образовательных услуг |
3,91 |
4,67 |
3,95 |
4,37 |
Комбинированные |
||||
Правовая и нормативная база |
3,50 |
3,82 |
3,17 |
3,86 |
Возможности академической мобильности ППС |
– |
4,17 |
– |
3,16 |
Возможности академической мобильности студентов |
– |
3,98 |
– |
3,23 |
Степень академической свободы вуза |
– |
3,31 |
– |
3,12 |
Мониторинг качества образования |
3,43 |
3,78 |
3,15 |
3,29 |
Финансовая стабильность вуза |
4,31 |
4,85 |
4,28 |
4,68 |
Уровень материально–технической базы |
4,27 |
4,50 |
4,35 |
4,56 |
Взаимодействие с потребителями образовательных услуг и работодателями |
4,20 |
4,51 |
4,15 |
4,83 |
Внутренние |
||||
Ответственность руководства |
4,42 |
4,73 |
4,35 |
4,56 |
Наличие внутривузовской системы обеспечения качества образования |
3,86 |
4,01 |
3,95 |
4,23 |
Уровень квалификации ППС |
4,57 |
4,72 |
4,45 |
4,56 |
Мотивация ППС |
4,18 |
4,85 |
4,25 |
4,68 |
Уровень требовательности ППС |
4,15 |
4,50 |
4,23 |
4,35 |
Реализация принципа дифференциального подхода в обучении |
3,90 |
4,16 |
3,17 |
3,76 |
Уровень применения инновационных технологий обучения |
3,90 |
4,37 |
3,22 |
4,76 |
Вовлеченность студентов в качество подготовки |
4,15 |
4,21 |
3,55 |
4,15 |
Уровень подготовленности абитуриентов |
3,75 |
4,31 |
3,75 |
4,27 |
Объективность механизма оценки знаний студентов |
4,20 |
4,32 |
3,75 |
4,03 |
Качество образовательной программы |
– |
4,80 |
– |
4,63 |
Таблица 2
Результаты анкетного опроса студентов о влиянии внешних и внутренних факторов на качество образования в вузе
Факторы |
Студенты |
|
2010 год |
2015 год |
|
Внешние |
||
Влияние международных процессов в сфере высшего образования |
3,50 |
3,82 |
Востребованность высшего образования в обществе |
3,42 |
3,95 |
Экономическая ситуация в стране |
3,67 |
4,58 |
Национальная политика в сфере образования |
3,15 |
3,55 |
Конкуренция на рынке образовательных услуг |
380 |
4,50 |
Комбинированные |
||
Правовая и нормативная база |
3,31 |
3,53 |
Возможности академической мобильности ППС |
– |
3,82 |
Возможности академической мобильности студентов |
– |
4,25 |
Степень академической свободы вуза |
– |
3,88 |
Мониторинг качества образования |
3,68 |
3,72 |
Финансовая стабильность вуза |
4,61 |
4,65 |
Уровень материально–технической базы |
4,87 |
4,88 |
Взаимоотношения с потребителями образовательных услуг и работодателями |
4,05 |
4,73 |
Внутренние |
||
Ответственность руководства |
4,25 |
4,84 |
Наличие внутривузовской системы обеспечения качества образования |
3,78 |
4,02 |
Уровень квалификации ППС |
4,80 |
4,83 |
Мотивация ППС |
3,78 |
4,31 |
Уровень требовательности ППС |
4,50 |
4,62 |
Реализация принципа дифференциального подхода в обучении |
3,87 |
4,43 |
Уровень применения инновационных технологий обучения |
3,50 |
4,55 |
Вовлеченность студентов в качество подготовки |
4,03 |
4,21 |
Уровень подготовленности абитуриентов |
4,15 |
4,23 |
Объективность механизма оценки знаний студентов |
4,23 |
4,45 |
Качество образовательной программы |
– |
4,85 |
Мотивация студентов |
– |
4,85 |
Анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы. Во-первых, отмечается усиление влияния внешних факторов на качество образования в вузе. Если в 2010 году влияние внешних факторов оценивалось ППС и работодателями как «умеренное» (от 3,43 до 4,11 баллов), то в настоящее время как «сильное» (от 4,17 до 4,82 балла). Оценка внешних факторов студентами также возросла (от 3,15-3,80 до 3,55-4,50 соответственно).
По мнению всех респондентов, наиболее сильное влияние на качество образования оказывают такие внешние факторы, как экономическая ситуация в стране, конкуренция на рынке образовательных услуг и влияние международных процессов сфере высшего образования. При этом последний фактор выше оценивается преподавателями (4,52 балла) и работодателями (4,53 балла), и намного ниже – студентами (3,82 бала).
Среди факторов качества образования, зависящих как от деятельности вуза, так и от внешней среды, наиболее значимыми названы финансовая стабильность вуза и уровень материально-технической базы. Кроме того, в ходе анкетирования 2015 года респонденты отметили появление новых факторов, таких как: возможность академической мобильности ППС, возможность академической мобильности студентов и степень академической свободы вуза. В то же время в оценке значимости этих трех факторов преподаватели, работодатели и студенты расходятся. Значимость первого фактора преподавателями оценена в 4,17 балла, работодателями – в 3,16 балла, а студентами – в 3,82 балла. По второму фактору оценка составила 3,98; 3,23 и 4,25 баллов соответственно. Что касается третьего фактора – влияния степени академической свободы вуза – наивысшая оценка (3,88 балла) была дана студентами (табл. 2). Отметим также, что работодатели пока не придают особого значения академической мобильности ППС и студентов, а больше оценивают фактор взаимодействия вуза с потребителями образовательных услуг и работодателями (4,83 балла). Кстати, важность этого фактора признают и преподаватели (4,51 балла), а также студенты (4,73 балла).
Что касается внутренних факторов, наиболее значимыми по результатам первого анкетирования были названы уровень квалификации преподавателей (4,57 балла – оценка преподавателей; 4,45 балла – работодателей и 4,80 балла – студентов); ответственность руководства (4,42; 4,35 и 4,25 баллов), а также объективность механизма оценки знаний студентов и уровень требовательности ППС.
Анкетирование, проведенное в 2015 году, показало, что наряду с сохранившейся важностью названных выше факторов, возрастает роль вовлеченности студентов в качество подготовки (4,21; 4,15 и 4,21 балла); уровня применения инновационных технологий обучения (4,37; 4,76 и 4,55 балла), системного обеспечения качества образования (4,01; 4,23 и 4,02 балла). Усилилось влияние уровня подготовленности абитуриентов на качество образования, большинство преподавателей при этом отмечают снижение качества подготовки выпускников школ и колледжей.
Наивысшую по значимости оценку получил новый (не упоминавшийся в анкетировании 2010 года) фактор – качество образовательной программы.
В целом можно отметить, что, несмотря на имеющиеся различия в оценках преподавателей, работодателей и студентов, все они отмечают важность факторов, связанных с качеством преподавания. Работодатели и студенты все больше осознают свою роль в процессах обеспечения качества образования. Кроме того, студентами отмечена важность такого фактора, как мотивация студентов.
Выводы
По мере развития Болонского процесса возрастает роль внешних факторов, влияющих на качество высшего образования. В то же время проведенное исследование показало, что существуют различия в оценке значимости факторов качества образования преподавателями, работодателями и студентами. Системное взаимодействие и учет интересов всех участников образовательного процесса должны стать основой эффективного обеспечения качества образования для каждого вуза.
Библиографическая ссылка
Есенбаева Г.А., Какенов К.С., Какенова У.К. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 241-244;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9565 (дата обращения: 21.11.2024).