Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МОНИТОРИНГ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Левшина Н.И. 1 Санникова Л.Н. 1 Юревич С.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В статье рассматривается проблема оценки качества дошкольного образования. Авторы описывают подходы к использованию мониторинга в процедуре оценки качества дошкольного образования. Обосновывается актуальность мониторинга условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В статье предложена технология мониторинга условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Технология включает в себя блоки необходимой информации, технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения. Для оценки результатов мониторинга авторы статьи предлагают пятибалльную шкалу. Актуальность статьи связана с решением проблемы обеспечения высокого качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.
качество образования
мониторинг
оценка качества образования
основная образовательная программа дошкольного образования
1. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ // Управление ДОУ. – 2006. – № 6. – С. 43–49.
2. Комарова Е.С. К вопросу об оценке качества дошкольного образования // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015. – № 9. – С. 65–71.
3. Левшина Н.И., Санникова Л.Н. Педагогический мониторинг и диагностика: специфика применения в дошкольном учреждении // Тенденции формирования науки нового времени сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях / Ответственный редактор А.А. Сукиасян, 2014. – С. 137–140.
4. Левшина Н.И., Санникова Л.Н. Способы оценки качества образовательной деятельности ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – № 5. – С. 10–14.
5. Левшина Н.И., Санникова Л.Н. Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса -http://doi.org/10.17686/sced_rusnauka_2009-1649.
6. Майоров А.Н. Мониторинг учебной эффективности // Школьные технологии. – 2000. – № 1. – С. 96–132.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
8. Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013 года № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» // http://минобрнауки.рф/documents/2937/file/1856/13.02.27-самообследование.pdf.
9. Рыбалова И.Л. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ // Управление ДОУ. – 2005. – № 4. – С. 10–21.
10. Ситкина И.Г. Аналитическая деятельность старшего воспитателя // Управление ДОУ. – 2004. – № 3. – С. 17–21.

Обеспечение высокого качества образовательного процесса – одно из главных условий успешного функционирования и развития системы дошкольной образовательной организации. Важно организовать эффективную процедуру оценки качества, которая позволила бы быстро и эффективно фиксировать каждый случай сбоя системы, оперативно корректировать ее деятельность, чтобы не допускать в будущем сбоев.

Сложившаяся ситуация в образовании указывает на отсутствие единого и действенного механизма, обеспечивающего диагностику состояния качества образования. Эффективным решением в сложившейся проблемной ситуации может быть система мониторинга. Однако, нами фиксируется ситуация отсутствия единого концептуального подхода к характеристике мониторинга в образовании. На сегодняшний день, мониторинг широко используется как для фиксации и определения сложившейся образовательной ситуации, а также как прогностическая функция, которая обеспечивает процедуру выявления наиболее общих тенденций в образовании.

Историко-педагогический анализ показывает, что изменения в понимании понятия «мониторинг» происходит достаточно часто и значительное влияние на него оказывают процессы модернизации, которые непрерывно реализуются в образовании [10]. Необходимость конкретизации понятия возникла достаточно давно и обусловлена тем, что мониторинг в образовании рассматривают – как процесс, систему, результат, технологию, что само уже указывает на противоречивость данной категории.

Наиболее корректным и полным, на наш взгляд, является определение, данное А.Н. Майоровым, который рассматривает образовательный мониторинг как систему «организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» [6].

Также не однозначны подходы исследователей к процедуре образовательного мониторинга. Обобщив работы Волковой В.А., Левшиной Н.И., Рыбаловой И.Л., Санниковой Л.Н., Соколовой Н.Б. [1, 3, 4, 5], для проведения мониторинга качества образования в дошкольной организации предлагаем следующий алгоритм действий:

– определение объекта мониторинга;

– выбор соответствующих методов мониторинга;

– разработка технологических карт;

– систематизация, структурирование полученных данных;

– оценка и интерпретация полученных данных;

– соотнесение с предшествующими данными мониторинга;

– принятие управленческих решений, коррекция.

Реализация данных этапов будет протекать эффективнее, если будут соблюдены следующие условия в дошкольной образовательной организации:

– комплексность и всесторонность в выделении объектов мониторинга качества, в организации деятельности всех субъектов мониторинга;

– унифицированность форм предоставления информации;

– непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора и предоставления информации;

– оптимальность количества объектов мониторинга;

– надежность предоставленных данных;

– обеспечение быстрой обратной связи [9].

Особую актуальность на современном этапе приобретает оценка условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Востребованность мониторинга условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) обусловлена изменениями в нормативном обеспечении дошкольного образования, изменениями подходов к реализации ООП ДО. Кроме того, большинство современных разработок связано с идеями внедрения в образовательные учреждения системы электронного документооборота. Эффективность такого мониторинга определятся полнотой отчетной документации, четкостью критериев оценивания и хорошей структурированностью информации.

В мониторинге условий реализации ООП ДО, должно учитываться все многообразие получаемой информации, а также отражаться специфика развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время сформирован повышенный спрос на разнообразную, актуальную информацию об образовании, в том числе и для принятия управленческих решений. Это обусловлено тем, что:

– произошло значительное расширение круга заинтересованных сторон (социальные партнеры, родители и пр.);

– значительное повышение уровня информационной компетентности общества, соответственно, повышение информационной культуры управления, что определяется возрастанием количества запросов на данные об образовании;

– все возрастающий интерес общества к системе образования, что провоцирует увеличение потребностей в различной информации о ней [2].

Образовательная деятельность дошкольной организации регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), который устанавливает требования к:

– структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;

– условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

– результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Требования ФГОС к условиям реализации ООП ДО включает в себя: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а так же к развивающей предметно-пространственной среде.

Согласно п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей» [7].

В связи с этим, возникает необходимость разработки технологии мониторинга условий реализации ООП ДО, отражающей специфику дошкольной образовательной организации. Проведение мониторинга позволит решить задачи:

– определить общие для системы слабые места в деятельности;

– зафиксировать большие разрывы в данных отдельных подразделений и тем самым выделить эффективные и малоэффективные структуры;

– одинаковые или близкие данные по объекту (возможно, средние) позволят констатировать, устанавливать закономерности в деятельности системы;

– способствовать выявлению характера образовательных потребностей участников образовательного процесса.

Дополнительными ориентирами при разработки технологии мониторинга качества условий реализации ООП ДО в конкретном детском саду является еще два нормативных акта. Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013 года № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией». В документе отмечается, что «в процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса,… качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а так же анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральными органом исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [8].

Содержание мониторинга тесно связано и с образовательными программами. Многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга системы образования. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования. Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с обязательной информацией о системе образования, подлежащей мониторингу (сведения о реализации дошкольного образования):

– уровень доступности дошкольного образования и численности населения, получающего дошкольное образование;

– содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;

– кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;

– материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;

– условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

– состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;

– изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность);

– финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;

– создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Для мониторинга условий реализации ООП ДО мы определили следующие блоки:

– кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации;

– материально-техническое и информационное обеспечение.

– финансово-экономическая деятельность дошкольной образовательной организации.

Данные блоки соответствуют перечню обязательной информации о системе дошкольного образования, подлежащей мониторингу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

По каждому из перечисленных блоков информации были составлены технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения. Для оценки результатов мониторинга мы предлагаем пятибалльную шкалу:

Высокий уровень: требования выполняются полностью и системно, в основе лежат оригинальные решения, авторский подход, что позволяет в максимальной степени использовать возможности дошкольной образовательной организации и достигать высоких результатов – 5 баллов.

Оптимальный уровень: требования выполняются полностью и системно, являются наилучшим вариантом в конкретных условиях. Деятельность по направлению организуется рационально и динамично – 4 балла.

Достаточный уровень: требования выполняются постоянно, на основе традиционных подходов, допускаются лишь небольшие отступления, что существенно не влияет на общее состояние. Отсутствуют элементы творчества. Не использованы все возможности для совершенствования и рациональной организации– 3 балла.

Допустимый уровень: требования в основном выполняются, но ярко проявляются недостатки, признаки формализма, внешнего эффекта требования. Отсутствует ориентация на рациональное использование ресурсов – 2 балла.

Критический уровень: требования не выполняются или проявляется только формальное их выполнение, что приводит к недостаткам – 1 балл.

Для мониторинга условий реализации ООП ДО, нами были разработаны технологические карты:

– Анализ развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (заполняют педагоги и старший воспитатель)

– Требования к кадровым условиям реализации ООП ДО: образование, возраст, стаж (заполняет старший воспитатель в соответствии со штатным расписанием).

– Требования к материально-техническим условиям реализации ООП ДО: требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы) (заполняет старший воспитатель).

– Требования к финансовым условиям реализации ООП ДО: обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования; обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования (заполняет руководитель).

В ходе проведения мониторинга мы предлагаем использовать следующие методы:

– наблюдение;

– беседы;

– опросы участников образовательного процесса;

– анкетирование;

– тестирование педагогов;

– посещение занятий и открытых мероприятий;

– анализ педагогической и управленческой документации.

Технология мониторинга условий реализации ООП ДО требует слаженной работы всех членов административной команды и четко скоординированной работы всех специалистов дошкольной образовательной организации. Для качественного проведения мониторинга каждый участник должен четко знать и понимать цели его проведения.

Разрабатывая карты мониторинга, мы учитывали многоуровневость системы управления. К руководителю приходят обобщенные данные по учреждению, что позволяет ему на основе данных мониторинга принимать управленческие решения.

Точность, своевременность, объективность, полнота, структурированность – требования, без которых мониторинг не может быть эффективным. Внедрение в управленческую деятельность технологических карт мониторинга на основе уровневого подхода позволяет получать объективную информацию для анализа работы дошкольной организации, принимать своевременные управленческие решения, а главное – целенаправленно осуществлять работу по совершенствованию условий для более эффективной реализации ООП ДО.

Таким образом, в результате внедрения в работу дошкольной образовательной организации мониторинга условий реализации ООП ДО повысится уровень профессиональной компетентности в области управления всех членов педагогического коллектива. Кроме того, мониторинг выступит инструментом для принятия управленческих решений на основе объективной информации; информационным ресурсом для определения тенденций развития образовательной организации, ее перспектив; механизмом выявления степени соответствия условий реализации ООП ДО нормативным документам в сфере дошкольного образования; инструментом качественной оценки системы условий реализации ООП ДО.


Библиографическая ссылка

Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. МОНИТОРИНГ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 263-267;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9569 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674