Обеспечение высокого качества образовательного процесса – одно из главных условий успешного функционирования и развития системы дошкольной образовательной организации. Важно организовать эффективную процедуру оценки качества, которая позволила бы быстро и эффективно фиксировать каждый случай сбоя системы, оперативно корректировать ее деятельность, чтобы не допускать в будущем сбоев.
Сложившаяся ситуация в образовании указывает на отсутствие единого и действенного механизма, обеспечивающего диагностику состояния качества образования. Эффективным решением в сложившейся проблемной ситуации может быть система мониторинга. Однако, нами фиксируется ситуация отсутствия единого концептуального подхода к характеристике мониторинга в образовании. На сегодняшний день, мониторинг широко используется как для фиксации и определения сложившейся образовательной ситуации, а также как прогностическая функция, которая обеспечивает процедуру выявления наиболее общих тенденций в образовании.
Историко-педагогический анализ показывает, что изменения в понимании понятия «мониторинг» происходит достаточно часто и значительное влияние на него оказывают процессы модернизации, которые непрерывно реализуются в образовании [10]. Необходимость конкретизации понятия возникла достаточно давно и обусловлена тем, что мониторинг в образовании рассматривают – как процесс, систему, результат, технологию, что само уже указывает на противоречивость данной категории.
Наиболее корректным и полным, на наш взгляд, является определение, данное А.Н. Майоровым, который рассматривает образовательный мониторинг как систему «организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» [6].
Также не однозначны подходы исследователей к процедуре образовательного мониторинга. Обобщив работы Волковой В.А., Левшиной Н.И., Рыбаловой И.Л., Санниковой Л.Н., Соколовой Н.Б. [1, 3, 4, 5], для проведения мониторинга качества образования в дошкольной организации предлагаем следующий алгоритм действий:
– определение объекта мониторинга;
– выбор соответствующих методов мониторинга;
– разработка технологических карт;
– систематизация, структурирование полученных данных;
– оценка и интерпретация полученных данных;
– соотнесение с предшествующими данными мониторинга;
– принятие управленческих решений, коррекция.
Реализация данных этапов будет протекать эффективнее, если будут соблюдены следующие условия в дошкольной образовательной организации:
– комплексность и всесторонность в выделении объектов мониторинга качества, в организации деятельности всех субъектов мониторинга;
– унифицированность форм предоставления информации;
– непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора и предоставления информации;
– оптимальность количества объектов мониторинга;
– надежность предоставленных данных;
– обеспечение быстрой обратной связи [9].
Особую актуальность на современном этапе приобретает оценка условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Востребованность мониторинга условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) обусловлена изменениями в нормативном обеспечении дошкольного образования, изменениями подходов к реализации ООП ДО. Кроме того, большинство современных разработок связано с идеями внедрения в образовательные учреждения системы электронного документооборота. Эффективность такого мониторинга определятся полнотой отчетной документации, четкостью критериев оценивания и хорошей структурированностью информации.
В мониторинге условий реализации ООП ДО, должно учитываться все многообразие получаемой информации, а также отражаться специфика развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время сформирован повышенный спрос на разнообразную, актуальную информацию об образовании, в том числе и для принятия управленческих решений. Это обусловлено тем, что:
– произошло значительное расширение круга заинтересованных сторон (социальные партнеры, родители и пр.);
– значительное повышение уровня информационной компетентности общества, соответственно, повышение информационной культуры управления, что определяется возрастанием количества запросов на данные об образовании;
– все возрастающий интерес общества к системе образования, что провоцирует увеличение потребностей в различной информации о ней [2].
Образовательная деятельность дошкольной организации регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС), который устанавливает требования к:
– структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
– условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
– результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Требования ФГОС к условиям реализации ООП ДО включает в себя: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а так же к развивающей предметно-пространственной среде.
Согласно п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей» [7].
В связи с этим, возникает необходимость разработки технологии мониторинга условий реализации ООП ДО, отражающей специфику дошкольной образовательной организации. Проведение мониторинга позволит решить задачи:
– определить общие для системы слабые места в деятельности;
– зафиксировать большие разрывы в данных отдельных подразделений и тем самым выделить эффективные и малоэффективные структуры;
– одинаковые или близкие данные по объекту (возможно, средние) позволят констатировать, устанавливать закономерности в деятельности системы;
– способствовать выявлению характера образовательных потребностей участников образовательного процесса.
Дополнительными ориентирами при разработки технологии мониторинга качества условий реализации ООП ДО в конкретном детском саду является еще два нормативных акта. Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013 года № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией». В документе отмечается, что «в процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса,… качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а так же анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральными органом исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [8].
Содержание мониторинга тесно связано и с образовательными программами. Многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга системы образования. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования. Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с обязательной информацией о системе образования, подлежащей мониторингу (сведения о реализации дошкольного образования):
– уровень доступности дошкольного образования и численности населения, получающего дошкольное образование;
– содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;
– кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
– материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;
– условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
– состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
– изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность);
– финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;
– создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Для мониторинга условий реализации ООП ДО мы определили следующие блоки:
– кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации;
– материально-техническое и информационное обеспечение.
– финансово-экономическая деятельность дошкольной образовательной организации.
Данные блоки соответствуют перечню обязательной информации о системе дошкольного образования, подлежащей мониторингу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
По каждому из перечисленных блоков информации были составлены технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения. Для оценки результатов мониторинга мы предлагаем пятибалльную шкалу:
Высокий уровень: требования выполняются полностью и системно, в основе лежат оригинальные решения, авторский подход, что позволяет в максимальной степени использовать возможности дошкольной образовательной организации и достигать высоких результатов – 5 баллов.
Оптимальный уровень: требования выполняются полностью и системно, являются наилучшим вариантом в конкретных условиях. Деятельность по направлению организуется рационально и динамично – 4 балла.
Достаточный уровень: требования выполняются постоянно, на основе традиционных подходов, допускаются лишь небольшие отступления, что существенно не влияет на общее состояние. Отсутствуют элементы творчества. Не использованы все возможности для совершенствования и рациональной организации– 3 балла.
Допустимый уровень: требования в основном выполняются, но ярко проявляются недостатки, признаки формализма, внешнего эффекта требования. Отсутствует ориентация на рациональное использование ресурсов – 2 балла.
Критический уровень: требования не выполняются или проявляется только формальное их выполнение, что приводит к недостаткам – 1 балл.
Для мониторинга условий реализации ООП ДО, нами были разработаны технологические карты:
– Анализ развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (заполняют педагоги и старший воспитатель)
– Требования к кадровым условиям реализации ООП ДО: образование, возраст, стаж (заполняет старший воспитатель в соответствии со штатным расписанием).
– Требования к материально-техническим условиям реализации ООП ДО: требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы) (заполняет старший воспитатель).
– Требования к финансовым условиям реализации ООП ДО: обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования; обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования (заполняет руководитель).
В ходе проведения мониторинга мы предлагаем использовать следующие методы:
– наблюдение;
– беседы;
– опросы участников образовательного процесса;
– анкетирование;
– тестирование педагогов;
– посещение занятий и открытых мероприятий;
– анализ педагогической и управленческой документации.
Технология мониторинга условий реализации ООП ДО требует слаженной работы всех членов административной команды и четко скоординированной работы всех специалистов дошкольной образовательной организации. Для качественного проведения мониторинга каждый участник должен четко знать и понимать цели его проведения.
Разрабатывая карты мониторинга, мы учитывали многоуровневость системы управления. К руководителю приходят обобщенные данные по учреждению, что позволяет ему на основе данных мониторинга принимать управленческие решения.
Точность, своевременность, объективность, полнота, структурированность – требования, без которых мониторинг не может быть эффективным. Внедрение в управленческую деятельность технологических карт мониторинга на основе уровневого подхода позволяет получать объективную информацию для анализа работы дошкольной организации, принимать своевременные управленческие решения, а главное – целенаправленно осуществлять работу по совершенствованию условий для более эффективной реализации ООП ДО.
Таким образом, в результате внедрения в работу дошкольной образовательной организации мониторинга условий реализации ООП ДО повысится уровень профессиональной компетентности в области управления всех членов педагогического коллектива. Кроме того, мониторинг выступит инструментом для принятия управленческих решений на основе объективной информации; информационным ресурсом для определения тенденций развития образовательной организации, ее перспектив; механизмом выявления степени соответствия условий реализации ООП ДО нормативным документам в сфере дошкольного образования; инструментом качественной оценки системы условий реализации ООП ДО.
Библиографическая ссылка
Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. МОНИТОРИНГ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 263-267;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9569 (дата обращения: 03.12.2024).