Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Кирпичёва О.А. 1 Шефер Н.И. 1 Жесткова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет» (Арзамасский филиал)
Статья посвящена формированию коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка. Определены условия, которые влияют на формирования коммуникативной культуры; возможности формирования коммуникативной культуры средствами русского языка в процессе создания игровых ситуаций. Представлены конкретные примеры использования языковых игр, которые способны решать задачи воспитания и образования младших школьников. Также представлены возможности привлечения детей в работу с различными словарями. Такие задания способствуют формированию языковой личности ученика, а конкретно: обогащают словарный запас, повышают речевую культуру, развивают умение нести ответственность за каждое сказанное слово, активизируют творческую деятельность учащихся, а так же формируют сознательное отношение не только к своей речи, но и к речи окружающих людей.
младший школьник
начальная школа
русский язык
коммуникативная культура
формирование коммуникативной культуры
1. Александрова О. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку. URL: http://moy-bereg.ru/kultura-russkoy-rechi/kultura-russkoy-rechi.problema-vospitaniya-rechevoy-kommunikativnoy-kulturyi--3.html (дата обращения: 03.01.16).
2. Горячев М.Д., Горячева Р.Н. Особенности учебных интересов и мотивов учения школьников // Вестник Самарского государственного университета. – 2001. – № 1. – С. 141–146.
3. Жесткова Е.А. Пословицы и поговорки как лингводидактический материал на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / Е.А. Жесткова, В.В. Казакова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/129-22008 (дата обращения: 20.11.2015).
4. Жесткова Е.А. Устаревшая лексика сказок А.С. Пушкина в системе лексической работы в начальной школе/ Е.А. Жесткова, О.К. Малышева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/129-22110 (дата обращения: 20.11.2015).
5. Жесткова Е.А. Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как условие формирования коммуникативной компетенции младших школьников / Е.А. Жесткова, А.С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 7 – С. 333–335.
6. Зайцева К.П. Особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников / К.П. Зайцева, Т.В. Кружшшиа // Гуманизация образования в России: сборник материалов региональной научной интерактивной конференции / под peд. В.А. Беликова, З.М. Умелбаева. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – С. 104–106.
7. Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии. Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Омск, 2015. – С. 149–158.
8. Лучина Т.И. Роль преподавателя в развитии коммуникативной культуры студентов // Гуманитарии в ХХI веке. Министерство образования и науки РФ, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Факультет социальных наук, Нижегородское региональное отделение Межрегиональной общественной организации «Академия гуманитарных наук»; Под общей редакцией З.Х. Саралиевой. – Нижний Новгород, 2013. – С. 49–55.

В современной начальной школе обучение русскому языку характеризуется четкой коммуникативно-речевой направленностью. При этом важным условием овладения коммуникативно-речевой культурой является взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника.

Научить ребенка выражать свои мысли является одной из главных задач начальной школы. Уже на начальном этапе обучения учитель должен формировать у ученика умения правильно, красиво, содержательно высказываться. Однако в настоящее время бороться с расплывчатой, неорганизованной и пустословной речью у детей достаточно трудно.

Современные дети зачастую увлечены детективами, боевиками, что влечет за собой распространение агрессивности, жестокости. В связи с этим особенно важно развивать интерес к родному языку, желание правильно говорить, слышать и писать.

Формирование коммуникативной культуры младших школьников является одной из важных задач современной начальной школы.

Большинство ученых считают, что коммуникативная культура является структурным компонентом общей культуры и подразумевает под собой совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих использовать свои психические, физические и личностные качества для решения коммуникативных целей.

В процессе формирования коммуникативной культуры личность подвергается внутренним и внешним изменениям, также изменяется ее сознание и деятельность.

Наиболее благоприятным периодом для формирования культуры речи является младший школьный возраст, в связи с тем что:

- у ребенка появляется новая социальная роль, новые обязанности, которые связанны с учебой, также начинают появляться предпосылки к теоритическому мышлению.

- у младшего школьника начинает преобладать мотив «я должен» над мотивом «я хочу». Ребенок контролирует свое поведение в соответствии нормами и правилами, принятыми в обществе [2, c. 143].

Также важно отметить условия, которые влияют на формирование коммуникативной культуры.

Организационно-педагогические условия:

1) целостное образовательное пространство, содержащие классные и внеклассные мероприятия;

2) подготовка учебно-материальной базы;

3) создание условий для личностного, коммуникативного и синергетического подходов.

Дидактические условия:

1) определение цели формирования коммуникативной культуры;

2) коррекция содержания учебно-воспитательной работы, ориентированная на формирование коммуникативной культуры;

3) использование диалоговых и дискуссионных методов обучения;

4) осуществление контроля и самоконтроля;

5) реализация личностного, коммуникативного и синергетического подходов;

6) организация ситуаций успеха.

Психологические условия:

1) позитивное отношение младших школьников к формированию коммуникативной культуры;

2) партнерские взаимоотношения к между учителем и учениками;

3) создание условий для психологического комфорта каждого ученика;

4) учет групповых особенностей [1].

Становление коммуникативной культуры является одним из ключевых моментов в развитии личности ребенка. Анализируя культуру речи можно выделить три наиболее важных ее компонента:

Информационно-интерпретационный компонент, т.е способность ребенка принять точку зрения другого человека, предугадать его поведение, эффективно решать проблемы которые возникают между людьми.

Эмоционально-личностный компонент, характеризуется умением выражать чувство эмпатии, чувствительности к другому человеку, сопереживать и проявлять сострадание к сверстникам.

Практико-коммуникативный компонент, включает в себя владение учеником определенными навыками и умениями, поведенческими реакциями, умением находить выход из конфликтных ситуаций.

Чтобы способствовать становлению коммуникативной культуры учащихся, важно активно развивать их мыслительные процессы и творческие способности.

Чтобы у школьника сформировалась активная речевая деятельность, важно, чтобы он постоянно рассказывал о своих чувствах, эмоциях, переживаниях, наблюдениях и т.д.

А это может произойти только тогда, когда жизнь детей всесторонне обогащена разнообразными событиями, интересами, впечатлениями. Таким образом, получается, что учить ребенка говорить – это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, – это значит расширять его жизненный опыт [3, c. 105].

Е.Н. Ильин, известный педагог, заметил: «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу».

Наиболее результативным методом формирования речевой культуры младших школьников на уроках русского языка является применение игровых ситуаций. Использование на уроке игры позволяет:

- во-первых, создать неформальную ситуацию, организовать активную работу на уроке.

- во-вторых, совершенствовать словарный запас, развивать грамматические, речевых умения и навыки, повышать интерес к предмету.

В связи с этим игра позволяет непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом, так же способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Кроме того, языковые игры способствуют улучшению фонематического слуха ребенка, развития орфографической зоркости.

Вот некоторые примеры игровых ситуаций:

Игра «Кто лучший редактор?»

Повар приготовил рыбий суп.

Он так мало знает! Какой он невежа!

Мама (Надела) одела красивое платье.

Гордиться сыном или гордиться за сына.

Когда я вернулся из школы, я сыто пообедал.

Саша очень хотел рассказать мне новую книжку.

Всей семьей мы начали составлять наше геологическое дерево.

Мишин папа пожарник.

Игра «Вам пришло sms- сообщение»:

«Привед. Как оно? Я в ажуре. Я в Аське» («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к интернет – пейджеру ICQ)

Игра «Составитель»

Ученикам дается орфографически трудное слово и за определенное время они должны из букв этого слова составить новые слова. Например:

ВИНЕГРЕТ – 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит).

Игра « Кто больше подберет?»

Ученикам дается задание подобрать как можно больше определений к существительному (кофе; день; ночь; машина), прилагательному (теплый; яркий и т.д.).

Игра «Какое слово лишнее?»

Ученикам дается задание отметить лишнее слово и объяснить почему.

1. Неизменный, соломенный, доменный (соломенный суффикс – енн-, в остальных словах –н-)

2. Резонный, сезонный, информационный (информационный –онн-, в остальных словах н-)

3. Пчелиный, синий, звериный (синий – нет суффикса -ин-)

Игра «Ответь правильно»

На задаваемые вопросы можно отвечать только словом, которое начинается на Б, например:

Где ты сегодня был? (На балете).

Что ты ел на обед? (Булочку).

Кто живет в зоопарке? (Бегемот).

Кем работает папа? (Бухгалтером).

Что можно подарить на день рождение? (Бинокль).

Летом я подружился с… (Борей).

Мама купила мне новые? (Ботинки). И т.д.

Игра « Расставь правильно ударение»

Ученикам дается задание правильно расставить ударение в словах: повторим, позвоним, осведомить, договоры, торты, одолжить, отворить, положить, принять и т.д.

«Рассказ – эстафета»

Соревнование проводится в двух командах, за определенное количество времени необходимо составить текст, при этом каждый участник команды может добавить только 1-2 предложения. Тема рассказа определяется учителем до начала урока.

Также для обогащения и формирования коммуникативной культуры на уроках русского языка можно использовать такие игры, как: «правильно определи слово», «Подбери синонимы», «Кроссворды», «Языковая сказка», «Языковой турнир»; «Квн»; «Защита иллюстраций» и т.д.

Важное место в формировании коммуникативной культуры на уроках русского языка отводится работе с художественными текстами, что помогает формировать речевую грамотность и диалектическое мировоззрение.

В процессе овладения культурой речи урок русского языка должен стать диалогом ученика с учителем, с другими учениками, с автором художественного текста. Этот диалог осуществляется чрез активное обсуждение языковых проблем, поиск, замысла который хотел отставить нам автор. Таким образом, ученики вовлечены в исследовательскую деятельность, так как ответы на вопросы, которые кроются, в художественных произведениях ученик ищет самостоятельно, у каждого ученика они могут быть свои [5, c. 23].

Именно в художественном тексте заключается внутренняя сила языка. С помощью языка мы познаем мир, учимся думать, совершенствуем себя.

Наиболее сложным для учеников начальных классов является умение использовать диалогическое общение, используя речевой этикет и четкую аргументацию. Здесь задачей учителя является формирование вежливого общения, делового общения, умения правильно подбирать слова к определенной ситуации. В процессе формирования этих умений ученики обогащают словарный и пассивный запас слов, соотносят такие понятия как «добро и зло», «хорошо и плохо». На таких уроках целесообразно применять такие виды речевой деятельности как: устная и письменная речь, коллективная речь, диалогическая речь. Эти умения также возможно развивать с помощью игр [6, c. 247].

Например, игра «Слово похоже на магнит».

Перед тем как дать задание учитель поясняет детям, что слова могут быть добрыми или злыми, затем ученикам предлагается произнести любое слово и определить какое оно доброе или злое? Далее дети представляют это слово в роли магнита и начинают называть слова, которые к нему притягиваются как к магниту, таким образом, образуется «магнитное поле слов», с помощью которых составляется текст.

К примеру, можно порассуждать на тему «Война». С детьми составляется ряд слов, связанных с войной: зло, потеря, плен, победа, поражение, фашист, Ленинград, блокада, радость, счастье, бомба, оружие, ужас, помощь, танки, батальон, голод, огонь, мама, и т.д. На основе этих слов предлагается составить и записать текст. По такому же принципу можно составить словесные ряды, а затем тексты и по другим темам.

Также можно попробовать разыграть с учениками ситуацию вежливого разговора, при этом предложить ученику самостоятельно выйти из затруднительного положения.

Кроме того, мы не должны забывать, что главным источником знаний о языке являются словари и справочники. Школьная программа дает детям элементарные знания о том, как пользоваться словарем и как справочным изданием, как источниками знаний о языке. Однако у учеников не формируется устойчивой потребности или привычки обращаться к этим пособиям. Поэтому, чтобы развивать культуру речи и желание правильно использовать средства языка, учителю необходимо систематически привлекать внимание учащихся к словарю, создавать на уроке русского языка такие ситуации, которые не возможно будет решить, не обратившись к словарю. Такие ситуации можно создать дополнять задания к упражнениям из учебника или подбирать свои.

Но с какими именно словарями должен быть знаком школьник? Конечно с Орфографическим, орфоэпическим, Толковый. Также, ребенку неплохо бы иметь этимологический, фразеологический, и словарь синонимов, антонимов, словарь сочетаемости слов русского языка, и словарь правильного словоупотребления.

Однако если такой поток важного и нужного обрушится на ребенка младшего школьного возраста , то малыш может просто утонуть в нем, но цель педагога научиться его плавать. Золотой серединой станет, если мы дадим ученику начальных классов не огромное множество словарей, а всего один. Но этот один словарь соединит функции различных видов лингвистических словарей русского языка.

С этой целью на уроках русского языка используются рабочие словарики. Эти мини-словари рассчитанные на 50–80 слов на каждую учебную книгу, в общей сложности в них около 300 слов. Это именно тот минимальный объем, который реально может быть освоен каждым учеником в течение четырех лет обучения.

Также работая со словарем целесообразно привлекать интерес и внимание школьников игровыми упражнениями. Например, на уроке русского языка ученикам можно предложить задания определить, что означают выражения: «Как рыба в воде»; «Как с гуся вода»; «Как пить дать»; «Много воды утекло»; Затем предложить обратиться к словарю и проверить свои предположения.

Также можно предложить детям задание списать текст вставляя пропущенные буквы, объяснить значение выделенных слов, затем проверить себя, используя Толковый словарь и подобрать к ним слова, близкие по значению [8, c. 26].

Волк ужасно раз..ярён –

С..есть ежа не может он.

Ёж, хотя он и с..едобен,

Для с..еденья неудобен:

С..ёжась, выставил иголки –

Об..егорил злого волка.

В. Лунин

Можно предложить упражнения следующего типа. Вместо пропусков вставь слоги из правой колонки так, чтобы получились слова.

Стай.., жмур..,

-ка, -ник-,

двор.., квар..

-тал-, -ки-,

Кра..ва, лу..ка,

-зяй-, -мо-,

дре..та, хо..ка

-жай-,-пи-.

Запиши получившиеся слова, разделив на слоги. В выделенных словах поставь ударение. Проверь правильность постановки ударения по словарю.

Итак, коммуникативная культура способствует формированию языковой личности ученика, помогает ему успешно адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям. Однако чтобы выполнить эту задачу, учителю необходимо воспитывать у школьника сознательное отношение не только к своей речи, но и к речи окружающих его людей, умение воспринимать родной язык как общенациональную ценность и нести ответственность за каждое сказанное слово.


Библиографическая ссылка

Кирпичёва О.А., Шефер Н.И., Жесткова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 344-347;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9587 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674