В современной начальной школе обучение русскому языку характеризуется четкой коммуникативно-речевой направленностью. При этом важным условием овладения коммуникативно-речевой культурой является взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника.
Научить ребенка выражать свои мысли является одной из главных задач начальной школы. Уже на начальном этапе обучения учитель должен формировать у ученика умения правильно, красиво, содержательно высказываться. Однако в настоящее время бороться с расплывчатой, неорганизованной и пустословной речью у детей достаточно трудно.
Современные дети зачастую увлечены детективами, боевиками, что влечет за собой распространение агрессивности, жестокости. В связи с этим особенно важно развивать интерес к родному языку, желание правильно говорить, слышать и писать.
Формирование коммуникативной культуры младших школьников является одной из важных задач современной начальной школы.
Большинство ученых считают, что коммуникативная культура является структурным компонентом общей культуры и подразумевает под собой совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих использовать свои психические, физические и личностные качества для решения коммуникативных целей.
В процессе формирования коммуникативной культуры личность подвергается внутренним и внешним изменениям, также изменяется ее сознание и деятельность.
Наиболее благоприятным периодом для формирования культуры речи является младший школьный возраст, в связи с тем что:
- у ребенка появляется новая социальная роль, новые обязанности, которые связанны с учебой, также начинают появляться предпосылки к теоритическому мышлению.
- у младшего школьника начинает преобладать мотив «я должен» над мотивом «я хочу». Ребенок контролирует свое поведение в соответствии нормами и правилами, принятыми в обществе [2, c. 143].
Также важно отметить условия, которые влияют на формирование коммуникативной культуры.
Организационно-педагогические условия:
1) целостное образовательное пространство, содержащие классные и внеклассные мероприятия;
2) подготовка учебно-материальной базы;
3) создание условий для личностного, коммуникативного и синергетического подходов.
Дидактические условия:
1) определение цели формирования коммуникативной культуры;
2) коррекция содержания учебно-воспитательной работы, ориентированная на формирование коммуникативной культуры;
3) использование диалоговых и дискуссионных методов обучения;
4) осуществление контроля и самоконтроля;
5) реализация личностного, коммуникативного и синергетического подходов;
6) организация ситуаций успеха.
Психологические условия:
1) позитивное отношение младших школьников к формированию коммуникативной культуры;
2) партнерские взаимоотношения к между учителем и учениками;
3) создание условий для психологического комфорта каждого ученика;
4) учет групповых особенностей [1].
Становление коммуникативной культуры является одним из ключевых моментов в развитии личности ребенка. Анализируя культуру речи можно выделить три наиболее важных ее компонента:
Информационно-интерпретационный компонент, т.е способность ребенка принять точку зрения другого человека, предугадать его поведение, эффективно решать проблемы которые возникают между людьми.
Эмоционально-личностный компонент, характеризуется умением выражать чувство эмпатии, чувствительности к другому человеку, сопереживать и проявлять сострадание к сверстникам.
Практико-коммуникативный компонент, включает в себя владение учеником определенными навыками и умениями, поведенческими реакциями, умением находить выход из конфликтных ситуаций.
Чтобы способствовать становлению коммуникативной культуры учащихся, важно активно развивать их мыслительные процессы и творческие способности.
Чтобы у школьника сформировалась активная речевая деятельность, важно, чтобы он постоянно рассказывал о своих чувствах, эмоциях, переживаниях, наблюдениях и т.д.
А это может произойти только тогда, когда жизнь детей всесторонне обогащена разнообразными событиями, интересами, впечатлениями. Таким образом, получается, что учить ребенка говорить – это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, – это значит расширять его жизненный опыт [3, c. 105].
Е.Н. Ильин, известный педагог, заметил: «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу».
Наиболее результативным методом формирования речевой культуры младших школьников на уроках русского языка является применение игровых ситуаций. Использование на уроке игры позволяет:
- во-первых, создать неформальную ситуацию, организовать активную работу на уроке.
- во-вторых, совершенствовать словарный запас, развивать грамматические, речевых умения и навыки, повышать интерес к предмету.
В связи с этим игра позволяет непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом, так же способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Кроме того, языковые игры способствуют улучшению фонематического слуха ребенка, развития орфографической зоркости.
Вот некоторые примеры игровых ситуаций:
Игра «Кто лучший редактор?»
Повар приготовил рыбий суп.
Он так мало знает! Какой он невежа!
Мама (Надела) одела красивое платье.
Гордиться сыном или гордиться за сына.
Когда я вернулся из школы, я сыто пообедал.
Саша очень хотел рассказать мне новую книжку.
Всей семьей мы начали составлять наше геологическое дерево.
Мишин папа пожарник.
Игра «Вам пришло sms- сообщение»:
«Привед. Как оно? Я в ажуре. Я в Аське» («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к интернет – пейджеру ICQ)
Игра «Составитель»
Ученикам дается орфографически трудное слово и за определенное время они должны из букв этого слова составить новые слова. Например:
ВИНЕГРЕТ – 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит).
Игра « Кто больше подберет?»
Ученикам дается задание подобрать как можно больше определений к существительному (кофе; день; ночь; машина), прилагательному (теплый; яркий и т.д.).
Игра «Какое слово лишнее?»
Ученикам дается задание отметить лишнее слово и объяснить почему.
1. Неизменный, соломенный, доменный (соломенный суффикс – енн-, в остальных словах –н-)
2. Резонный, сезонный, информационный (информационный –онн-, в остальных словах н-)
3. Пчелиный, синий, звериный (синий – нет суффикса -ин-)
Игра «Ответь правильно»
На задаваемые вопросы можно отвечать только словом, которое начинается на Б, например:
Где ты сегодня был? (На балете).
Что ты ел на обед? (Булочку).
Кто живет в зоопарке? (Бегемот).
Кем работает папа? (Бухгалтером).
Что можно подарить на день рождение? (Бинокль).
Летом я подружился с… (Борей).
Мама купила мне новые? (Ботинки). И т.д.
Игра « Расставь правильно ударение»
Ученикам дается задание правильно расставить ударение в словах: повторим, позвоним, осведомить, договоры, торты, одолжить, отворить, положить, принять и т.д.
«Рассказ – эстафета»
Соревнование проводится в двух командах, за определенное количество времени необходимо составить текст, при этом каждый участник команды может добавить только 1-2 предложения. Тема рассказа определяется учителем до начала урока.
Также для обогащения и формирования коммуникативной культуры на уроках русского языка можно использовать такие игры, как: «правильно определи слово», «Подбери синонимы», «Кроссворды», «Языковая сказка», «Языковой турнир»; «Квн»; «Защита иллюстраций» и т.д.
Важное место в формировании коммуникативной культуры на уроках русского языка отводится работе с художественными текстами, что помогает формировать речевую грамотность и диалектическое мировоззрение.
В процессе овладения культурой речи урок русского языка должен стать диалогом ученика с учителем, с другими учениками, с автором художественного текста. Этот диалог осуществляется чрез активное обсуждение языковых проблем, поиск, замысла который хотел отставить нам автор. Таким образом, ученики вовлечены в исследовательскую деятельность, так как ответы на вопросы, которые кроются, в художественных произведениях ученик ищет самостоятельно, у каждого ученика они могут быть свои [5, c. 23].
Именно в художественном тексте заключается внутренняя сила языка. С помощью языка мы познаем мир, учимся думать, совершенствуем себя.
Наиболее сложным для учеников начальных классов является умение использовать диалогическое общение, используя речевой этикет и четкую аргументацию. Здесь задачей учителя является формирование вежливого общения, делового общения, умения правильно подбирать слова к определенной ситуации. В процессе формирования этих умений ученики обогащают словарный и пассивный запас слов, соотносят такие понятия как «добро и зло», «хорошо и плохо». На таких уроках целесообразно применять такие виды речевой деятельности как: устная и письменная речь, коллективная речь, диалогическая речь. Эти умения также возможно развивать с помощью игр [6, c. 247].
Например, игра «Слово похоже на магнит».
Перед тем как дать задание учитель поясняет детям, что слова могут быть добрыми или злыми, затем ученикам предлагается произнести любое слово и определить какое оно доброе или злое? Далее дети представляют это слово в роли магнита и начинают называть слова, которые к нему притягиваются как к магниту, таким образом, образуется «магнитное поле слов», с помощью которых составляется текст.
К примеру, можно порассуждать на тему «Война». С детьми составляется ряд слов, связанных с войной: зло, потеря, плен, победа, поражение, фашист, Ленинград, блокада, радость, счастье, бомба, оружие, ужас, помощь, танки, батальон, голод, огонь, мама, и т.д. На основе этих слов предлагается составить и записать текст. По такому же принципу можно составить словесные ряды, а затем тексты и по другим темам.
Также можно попробовать разыграть с учениками ситуацию вежливого разговора, при этом предложить ученику самостоятельно выйти из затруднительного положения.
Кроме того, мы не должны забывать, что главным источником знаний о языке являются словари и справочники. Школьная программа дает детям элементарные знания о том, как пользоваться словарем и как справочным изданием, как источниками знаний о языке. Однако у учеников не формируется устойчивой потребности или привычки обращаться к этим пособиям. Поэтому, чтобы развивать культуру речи и желание правильно использовать средства языка, учителю необходимо систематически привлекать внимание учащихся к словарю, создавать на уроке русского языка такие ситуации, которые не возможно будет решить, не обратившись к словарю. Такие ситуации можно создать дополнять задания к упражнениям из учебника или подбирать свои.
Но с какими именно словарями должен быть знаком школьник? Конечно с Орфографическим, орфоэпическим, Толковый. Также, ребенку неплохо бы иметь этимологический, фразеологический, и словарь синонимов, антонимов, словарь сочетаемости слов русского языка, и словарь правильного словоупотребления.
Однако если такой поток важного и нужного обрушится на ребенка младшего школьного возраста , то малыш может просто утонуть в нем, но цель педагога научиться его плавать. Золотой серединой станет, если мы дадим ученику начальных классов не огромное множество словарей, а всего один. Но этот один словарь соединит функции различных видов лингвистических словарей русского языка.
С этой целью на уроках русского языка используются рабочие словарики. Эти мини-словари рассчитанные на 50–80 слов на каждую учебную книгу, в общей сложности в них около 300 слов. Это именно тот минимальный объем, который реально может быть освоен каждым учеником в течение четырех лет обучения.
Также работая со словарем целесообразно привлекать интерес и внимание школьников игровыми упражнениями. Например, на уроке русского языка ученикам можно предложить задания определить, что означают выражения: «Как рыба в воде»; «Как с гуся вода»; «Как пить дать»; «Много воды утекло»; Затем предложить обратиться к словарю и проверить свои предположения.
Также можно предложить детям задание списать текст вставляя пропущенные буквы, объяснить значение выделенных слов, затем проверить себя, используя Толковый словарь и подобрать к ним слова, близкие по значению [8, c. 26].
Волк ужасно раз..ярён –
С..есть ежа не может он.
Ёж, хотя он и с..едобен,
Для с..еденья неудобен:
С..ёжась, выставил иголки –
Об..егорил злого волка.
В. Лунин
Можно предложить упражнения следующего типа. Вместо пропусков вставь слоги из правой колонки так, чтобы получились слова.
Стай.., жмур.., |
-ка, -ник-, |
двор.., квар.. |
-тал-, -ки-, |
Кра..ва, лу..ка, |
-зяй-, -мо-, |
дре..та, хо..ка |
-жай-,-пи-. |
Запиши получившиеся слова, разделив на слоги. В выделенных словах поставь ударение. Проверь правильность постановки ударения по словарю.
Итак, коммуникативная культура способствует формированию языковой личности ученика, помогает ему успешно адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям. Однако чтобы выполнить эту задачу, учителю необходимо воспитывать у школьника сознательное отношение не только к своей речи, но и к речи окружающих его людей, умение воспринимать родной язык как общенациональную ценность и нести ответственность за каждое сказанное слово.
Библиографическая ссылка
Кирпичёва О.А., Шефер Н.И., Жесткова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 344-347;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9587 (дата обращения: 21.11.2024).