Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ТИПОМ ПОВЕДЕНИЯ

Кокоева Р.Т. 1
1 ФГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. Коста Хетагурова»
Структура ценностных ориентаций как важнейший компонент формирования личности, своеобразное интегральное качество индивида демонстрирует его готовность к сознательному вхождению в пространственно-временную и социальную среду для выбора типа поведения и направление жизнедеятельности. Степень сформированности иерархии ценностных ориентаций свидетельствует об уровне развития личности. В современных условиях среди подростков качественно наблюдается изменения в системе ценностных ориентаций касательно достижения социальной успешности личности с помощью качественного высшего образования, упорного труда и высокооплачиваемой престижной работы. Особую группу подростков составляет так называемые девианты, ребята с отклоняющимся от нормы типом поведения. Девиантное поведение личности выстраивается на содержательной системе ценностных ориентаций. Подростки с девиантным типом поведения демонстрируют свои личностные особенности, ценностные предпочтения, отличающиеся от ребят с нормативным типом поведения.
подросток
девиантное поведение
структура ценностных ориентаций
выбор
смыслообразующая система
общество
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
2. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Вопросы психологии. – 2009. – №5. – С.38-44.
3. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
4. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме / Ю.М. Жуков // Психологические проблемы регуляции поведения. – М.: Просвещение, 2009. – 277 с.
5. Кокоева Р.Т. Развитие нравственного сознания молодежи средствами этнокультуры. – Владикавказ, СОИГСИ, 2010. – С. 23-24.
6. Харченко И.И. Ориентация и предпочтения учащейся молодежи в профессионально-трудовой сфере / И.И. Харченко // Экономика. – 2000. – №2. – С.13-21.
7. Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь / В.Н. Шубкин // Вопросы философии. – 2009. – №5. – С.15-19.
8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – М., 2007. – 256 с.

Целью данной статьи является теоретический и практический анализ, интерпретация смыслообразующих ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

Методы исследования представлены методикой М. Рокича «Ценностные ориентации».

Одна из фундаментальных черт современности – радикальный пересмотр системы ценностей: сегодня большинство людей отказывается от достижения долгосрочных целей и задач в силу утраты веры в возможность их достижения. Ценностная система личности представляет собой сложную многофункциональную категорию, имеющую индивидуальную расстановку предпочтений [4]. Ценности как сложный социально-психологический феномен, характеризуется направленностью и содержанием активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий отношение человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Для молодого человека выбора ценностных ориентаций проявляется как фактор формирования нравственного сознания подростков [5]. Современный подросток в свою очередь одновременно недосоциализирован, поскольку общество уже не предлагает ему никакой неоспоримой формулы жизни, и сверх-социализирован, поскольку любую приписанную ему идентичность нужно в актуальной реальности постоянно приспосабливать и конструировать без всякой надежды на окончательность. Особую группу подростков составляет так называемые девианты, ребята с отклоняющимся от нормы типом поведения. А девиантное поведение личности выстраивается на содержательной системе ценностных ориентаций. Учитывая, что девианты в современных научных работах имеют свою классификацию, в данном исследовании под девиантами мы подразумеваем подростков с агрессивным типом поведения, прогуливающих занятия, участвующие в драках, вследствие чего у подростков проявляется общая озлобленность и заниженная самооценка.

Система ценностей выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью. Важно отметить тесную взаимосвязь ценностей с мотивационной сферой личности. Основа личности заключается в функции выбора. Выбор допускает преимущество одного мотива над всеми другими. Но для этого должны быть основы, и такими основами является ценность, поскольку ценность – единственная мера сравнения мотивов. Человеческое поведение становится мотивированным или немотивированным в зависимости от таких факторов как потребность, мотив, цель, стимул, субъективные установки, субъективная значимость для человека различных целей, среди которых первостепенную роль играют ценности личности. Следовательно, ценности личности несут регуляторную функцию в двух аспектах: с одной стороны, это формирование норм и правил, с другой – формирование мотивационно – потребностной сферы личности в целом.

Ценностные ориентации в широком смысле играют главную роль в регуляции социального поведения человека, включая диспозицию личности [8], ее установки, мотивы [1], интересы [3].

Практические ценностные ориентации как личностнообразующая система, складывается лишь к подростковому этапу онтогенеза, однако мотивы для формирования структуры ценностных ориентаций формируются у личности, начиная с дошкольного возраста. Дошкольники получают базисные гуманистические ориентации, складывающиеся из понятий о добре и зле, о честности и лжи, щедрости, чуткости. Данные ориентации рассматриваются ребенком в определенных жизненных ситуациях, в процессе ролевой игры, они как будто пассивны – не обобщаются и не проецируются на других людей. Особый смысл система ценностных ориентаций приобретает в подростковый период, когда идет становление человека как личности.

Бубнова С.С. подчеркивает, что иерархия ценностных ориентаций в подростковой среде располагается достаточно традиционно для российского общества, а именно: терминальные ценности – здоровье, любимая интересная работа, трудолюбие, дружба, семья [2]. Несмотря на это исследовательское обстоятельство, Харченко И.И. утверждает, что в современных условиях среди подростков качественно наблюдается изменения в системе ценностных ориентаций касательно достижения социальной успешности личности с помощью качественного высшего образования, упорного труда и высокооплачиваемой престижной работы [6]. Эти профессиональные качества составляющие рынок конкуренции подтверждается высокой ориентацией на частный бизнес, местожительство в мегаполисе и вообще свободное передвижение по миру. Для достижения успешности подростки здесь рассматривают такие ценности как целеустремленность, инициативность, коммуникация. В настоящее время, как считает Шубкин В.Н., наблюдается тенденция роста притязаний подростковой молодежи к уровню и качеству образования, к содержанию труда и возможностям социального продвижения, которые представляет выбранная профессия [7]. Важной мотивацией в профессиональном выборе подростки связывают с мотивом успешной самодостаточной личности. В тоже время значительно возросла неопределенность профессионального выбора подростков.

Терминальные ценности являются более устойчивыми в ценностной структуре личности. Они определяют значимые цели, к которым стремится индивид.

Для ребят с девиантным типом поведения доминирующими ценностями являются: уверенность в себе, свобода, общественное признание, любовь, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость. Выбор такой ценности как уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий сомнений) даёт подростку уверенность в себе, способствует самореализации подростка. Далее. Выбор такой ценности как свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), свидетельствует о том, что подросток стремиться к независимости, освобождения от опеки взрослых, возможность делать всё так, как угодно им, при этом подростки не хотят быть взрослыми, ведь проступки детей уголовно ненаказуемы. Более того, у подростков экспериментальной группы потребность социального престижа теряет свою направленность, перерастая в низшую форму самоутверждения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей. Подростку свойственна гипертрофированная потребность в свободе, независимости: ему уже в 12-13 лет невыносима ситуация, когда он должен получать разрешение от других на каждый свой поступок. Девианты выделяют такую ценность как общественное признание (уважение окружающих) и ставят ее в доминирующий ранг Общественное признание – это для подростка, прежде всего самоутверждение и уважение в своей социальной группе сверстников; власть престиж – это желание влиять, командовать всеми, подчинять себе окружающих, желание не быть такими как все.

Таблица 1

Терминальные ценности

Девиантная группа

1

Активная деятельная жизнь

Уверенность в себе

2

Жизненная мудрость

Свобода

3

Здоровье

Общественное признание

4

Итресесная работа

Любовь

5

Красота природы и искусства

Наличие хороших и верных друзей

6

Любовь

Жизненная мудрость

7

Материально обеспеченная жизнь

Познание

8

Наличие хороших и верных друзей

Интересная работа

9

Общественное признание

Продуктивная жизнь

10

Познание

Развитие

11

Продуктивная жизнь

Творчество

12

Развитие

Счастливая семейная жизнь

13

Развлечения

Активная деятельная жизнь

14

Свобода

Развлечения

15

Счастливая семейная жизнь

Материально обеспеченная жизнь

16

Счастье других

Здоровье

17

Творчество

Счастье других

18

Уверенность в себе

Красота природы и искусства

Выбор такой ценностной ориентации как любовь свидетельствует о том, что здесь формируется идеальное представление об отношениях. Ребята экспериментальной группы более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний, ощущают потребность в любви, внимании со стороны окружающих. Подростковая мечта о любви выражает, прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости. Наряду с наивной влюбленностью у студентов колледжа появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве, а также сексуальных влечениях. Кроме того, в результате беседы с ребятами о характере их отношений с родителями было выяснено, что чаще всего преобладают отношения взаимной автономности и непоследовательности, т.е. фактически равнодушие. В целом, позитивно относясь к этому (в глазах подростков отсутствие тотального контроля со стороны взрослых, уже большое благо), подростки все же ощущают, по-видимому, дефицит теплых детско-родительских отношений, присущих благополучному внутрисемейному климату не всегда получая этого опыта и в тоже время, испытывая выраженную потребность в нем (как уже говорилось выше, жестокость современного общества повышает у людей потребность в защите, безусловном принятии психологической безопасности), подростки высоко оценивают значимость любви так таковой.

Такие ценности как наличие хороших и верных друзей, экспериментальная группа выделяет в числе первых. Учитывая то, что для подростков девиантного поведения наиболее значимой является группа, в которой он сосуществует, то такой выбор достаточно объясним. Подростки испытывают большую потребность в общении со сверстниками значимой для них социальной группы, именно асоциальное групповое сообщество становится для ребенка главным «режиссером» его поведенческих проявлений.

Среди непопулярных ценностей у девиантов выделены такие как материально обеспеченная жизнь, здоровье, счастье других, красота природы и искусства. В этой связи можно утверждать, что в своей жизнедеятельности у ребят, как правило, еще не сформирована материальная выгода и поэтому потребительский расчет ценностных ориентаций для них не мотивирует их деятельность и они вообще не ориентируются на эти ценности. Показательно, что в своей мотивационной деятельности эмоциональная составляющая иерархии ценностных ориентаций подростков зачастую превалирует над рациональной, следовательно, ребята могут поступиться социально значимой ценностной ориентацией и совершить противоречивый ей поступок. Нередко ребята готовы добиваться результативности в каком-либо деле, во что бы то ни стало, даже если так называемый результат не несет социальной пользы и порой ведет к нарушению законов.

Что касается инструментальных ценностей, свидетельствующих о приоритетности для индивида определённых типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей, то у девиантов они представлены следующим образом.

Таблица 2

Инструментальные ценности

Девиантная группа

1

Аккуратность

Чуткость

2

Воспитанность

Терпимость

3

Высокие запросы

Честность

4

Жизнерадостность

Эффективность в делах

5

Исполнительность

Широта взглядов

6

Независимость

Исполнительность

7

Непримиримость к недостаткам в себе и другим

Ответственность

8

Образованность

Воспитанность

9

Ответственность

Непримиримость к недостаткам в себе и другим

10

Рационализм

Самоконтроль

11

Самоконтроль

Самоконтроль

12

Смелость в отстаивании своего мнения

Рационализм

13

Твердая воля

Смелость в отстаивании своего мнения

14

Терпимость

Жизнерадостность

15

Широта взглядов

Аккуратность

16

Честность

Твердая воля

17

Эффективность в делах

Независимость

18

Чуткость

Высокие запросы

Девиантная группа по инструментальным ценностям значимыми выделила – чуткость, терпимость, честность, эффективность в делах, широта взглядов, т.е. наблюдается высокая значимость принятия других. Это связано с тем, что у подростков с девиантным поведением имеет место быть искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете, скрыть свое девиантное поведение. Они отмечают в себе больше хорошего, отрицая «неодобряемое» поведение. Поэтому, можно отметить парадоксальность в том, что подростки с девиантным поведением – более честны, чутки, терпимы, считают себя людьми, соблюдающими моральные нормы и стандарты. Возможно, что данную их особенность определяет сниженная критичность мышления. Девиантным подросткам свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний. Незначимыми для девиантов оказались такие ценности как жизнерадостность, аккуратность, твердая воля, независимость, высокие запросы.


Библиографическая ссылка

Кокоева Р.Т. ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ТИПОМ ПОВЕДЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-1. – С. 24-27;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9901 (дата обращения: 25.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074