Целью данной статьи является теоретический и практический анализ, интерпретация смыслообразующих ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Методы исследования представлены методикой М. Рокича «Ценностные ориентации».
Одна из фундаментальных черт современности – радикальный пересмотр системы ценностей: сегодня большинство людей отказывается от достижения долгосрочных целей и задач в силу утраты веры в возможность их достижения. Ценностная система личности представляет собой сложную многофункциональную категорию, имеющую индивидуальную расстановку предпочтений [4]. Ценности как сложный социально-психологический феномен, характеризуется направленностью и содержанием активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий отношение человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Для молодого человека выбора ценностных ориентаций проявляется как фактор формирования нравственного сознания подростков [5]. Современный подросток в свою очередь одновременно недосоциализирован, поскольку общество уже не предлагает ему никакой неоспоримой формулы жизни, и сверх-социализирован, поскольку любую приписанную ему идентичность нужно в актуальной реальности постоянно приспосабливать и конструировать без всякой надежды на окончательность. Особую группу подростков составляет так называемые девианты, ребята с отклоняющимся от нормы типом поведения. А девиантное поведение личности выстраивается на содержательной системе ценностных ориентаций. Учитывая, что девианты в современных научных работах имеют свою классификацию, в данном исследовании под девиантами мы подразумеваем подростков с агрессивным типом поведения, прогуливающих занятия, участвующие в драках, вследствие чего у подростков проявляется общая озлобленность и заниженная самооценка.
Система ценностей выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью. Важно отметить тесную взаимосвязь ценностей с мотивационной сферой личности. Основа личности заключается в функции выбора. Выбор допускает преимущество одного мотива над всеми другими. Но для этого должны быть основы, и такими основами является ценность, поскольку ценность – единственная мера сравнения мотивов. Человеческое поведение становится мотивированным или немотивированным в зависимости от таких факторов как потребность, мотив, цель, стимул, субъективные установки, субъективная значимость для человека различных целей, среди которых первостепенную роль играют ценности личности. Следовательно, ценности личности несут регуляторную функцию в двух аспектах: с одной стороны, это формирование норм и правил, с другой – формирование мотивационно – потребностной сферы личности в целом.
Ценностные ориентации в широком смысле играют главную роль в регуляции социального поведения человека, включая диспозицию личности [8], ее установки, мотивы [1], интересы [3].
Практические ценностные ориентации как личностнообразующая система, складывается лишь к подростковому этапу онтогенеза, однако мотивы для формирования структуры ценностных ориентаций формируются у личности, начиная с дошкольного возраста. Дошкольники получают базисные гуманистические ориентации, складывающиеся из понятий о добре и зле, о честности и лжи, щедрости, чуткости. Данные ориентации рассматриваются ребенком в определенных жизненных ситуациях, в процессе ролевой игры, они как будто пассивны – не обобщаются и не проецируются на других людей. Особый смысл система ценностных ориентаций приобретает в подростковый период, когда идет становление человека как личности.
Бубнова С.С. подчеркивает, что иерархия ценностных ориентаций в подростковой среде располагается достаточно традиционно для российского общества, а именно: терминальные ценности – здоровье, любимая интересная работа, трудолюбие, дружба, семья [2]. Несмотря на это исследовательское обстоятельство, Харченко И.И. утверждает, что в современных условиях среди подростков качественно наблюдается изменения в системе ценностных ориентаций касательно достижения социальной успешности личности с помощью качественного высшего образования, упорного труда и высокооплачиваемой престижной работы [6]. Эти профессиональные качества составляющие рынок конкуренции подтверждается высокой ориентацией на частный бизнес, местожительство в мегаполисе и вообще свободное передвижение по миру. Для достижения успешности подростки здесь рассматривают такие ценности как целеустремленность, инициативность, коммуникация. В настоящее время, как считает Шубкин В.Н., наблюдается тенденция роста притязаний подростковой молодежи к уровню и качеству образования, к содержанию труда и возможностям социального продвижения, которые представляет выбранная профессия [7]. Важной мотивацией в профессиональном выборе подростки связывают с мотивом успешной самодостаточной личности. В тоже время значительно возросла неопределенность профессионального выбора подростков.
Терминальные ценности являются более устойчивыми в ценностной структуре личности. Они определяют значимые цели, к которым стремится индивид.
Для ребят с девиантным типом поведения доминирующими ценностями являются: уверенность в себе, свобода, общественное признание, любовь, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость. Выбор такой ценности как уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий сомнений) даёт подростку уверенность в себе, способствует самореализации подростка. Далее. Выбор такой ценности как свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), свидетельствует о том, что подросток стремиться к независимости, освобождения от опеки взрослых, возможность делать всё так, как угодно им, при этом подростки не хотят быть взрослыми, ведь проступки детей уголовно ненаказуемы. Более того, у подростков экспериментальной группы потребность социального престижа теряет свою направленность, перерастая в низшую форму самоутверждения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей. Подростку свойственна гипертрофированная потребность в свободе, независимости: ему уже в 12-13 лет невыносима ситуация, когда он должен получать разрешение от других на каждый свой поступок. Девианты выделяют такую ценность как общественное признание (уважение окружающих) и ставят ее в доминирующий ранг Общественное признание – это для подростка, прежде всего самоутверждение и уважение в своей социальной группе сверстников; власть престиж – это желание влиять, командовать всеми, подчинять себе окружающих, желание не быть такими как все.
Таблица 1
№ |
Терминальные ценности |
Девиантная группа |
1 |
Активная деятельная жизнь |
Уверенность в себе |
2 |
Жизненная мудрость |
Свобода |
3 |
Здоровье |
Общественное признание |
4 |
Итресесная работа |
Любовь |
5 |
Красота природы и искусства |
Наличие хороших и верных друзей |
6 |
Любовь |
Жизненная мудрость |
7 |
Материально обеспеченная жизнь |
Познание |
8 |
Наличие хороших и верных друзей |
Интересная работа |
9 |
Общественное признание |
Продуктивная жизнь |
10 |
Познание |
Развитие |
11 |
Продуктивная жизнь |
Творчество |
12 |
Развитие |
Счастливая семейная жизнь |
13 |
Развлечения |
Активная деятельная жизнь |
14 |
Свобода |
Развлечения |
15 |
Счастливая семейная жизнь |
Материально обеспеченная жизнь |
16 |
Счастье других |
Здоровье |
17 |
Творчество |
Счастье других |
18 |
Уверенность в себе |
Красота природы и искусства |
Выбор такой ценностной ориентации как любовь свидетельствует о том, что здесь формируется идеальное представление об отношениях. Ребята экспериментальной группы более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний, ощущают потребность в любви, внимании со стороны окружающих. Подростковая мечта о любви выражает, прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости. Наряду с наивной влюбленностью у студентов колледжа появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве, а также сексуальных влечениях. Кроме того, в результате беседы с ребятами о характере их отношений с родителями было выяснено, что чаще всего преобладают отношения взаимной автономности и непоследовательности, т.е. фактически равнодушие. В целом, позитивно относясь к этому (в глазах подростков отсутствие тотального контроля со стороны взрослых, уже большое благо), подростки все же ощущают, по-видимому, дефицит теплых детско-родительских отношений, присущих благополучному внутрисемейному климату не всегда получая этого опыта и в тоже время, испытывая выраженную потребность в нем (как уже говорилось выше, жестокость современного общества повышает у людей потребность в защите, безусловном принятии психологической безопасности), подростки высоко оценивают значимость любви так таковой.
Такие ценности как наличие хороших и верных друзей, экспериментальная группа выделяет в числе первых. Учитывая то, что для подростков девиантного поведения наиболее значимой является группа, в которой он сосуществует, то такой выбор достаточно объясним. Подростки испытывают большую потребность в общении со сверстниками значимой для них социальной группы, именно асоциальное групповое сообщество становится для ребенка главным «режиссером» его поведенческих проявлений.
Среди непопулярных ценностей у девиантов выделены такие как материально обеспеченная жизнь, здоровье, счастье других, красота природы и искусства. В этой связи можно утверждать, что в своей жизнедеятельности у ребят, как правило, еще не сформирована материальная выгода и поэтому потребительский расчет ценностных ориентаций для них не мотивирует их деятельность и они вообще не ориентируются на эти ценности. Показательно, что в своей мотивационной деятельности эмоциональная составляющая иерархии ценностных ориентаций подростков зачастую превалирует над рациональной, следовательно, ребята могут поступиться социально значимой ценностной ориентацией и совершить противоречивый ей поступок. Нередко ребята готовы добиваться результативности в каком-либо деле, во что бы то ни стало, даже если так называемый результат не несет социальной пользы и порой ведет к нарушению законов.
Что касается инструментальных ценностей, свидетельствующих о приоритетности для индивида определённых типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей, то у девиантов они представлены следующим образом.
Таблица 2
№ |
Инструментальные ценности |
Девиантная группа |
1 |
Аккуратность |
Чуткость |
2 |
Воспитанность |
Терпимость |
3 |
Высокие запросы |
Честность |
4 |
Жизнерадостность |
Эффективность в делах |
5 |
Исполнительность |
Широта взглядов |
6 |
Независимость |
Исполнительность |
7 |
Непримиримость к недостаткам в себе и другим |
Ответственность |
8 |
Образованность |
Воспитанность |
9 |
Ответственность |
Непримиримость к недостаткам в себе и другим |
10 |
Рационализм |
Самоконтроль |
11 |
Самоконтроль |
Самоконтроль |
12 |
Смелость в отстаивании своего мнения |
Рационализм |
13 |
Твердая воля |
Смелость в отстаивании своего мнения |
14 |
Терпимость |
Жизнерадостность |
15 |
Широта взглядов |
Аккуратность |
16 |
Честность |
Твердая воля |
17 |
Эффективность в делах |
Независимость |
18 |
Чуткость |
Высокие запросы |
Девиантная группа по инструментальным ценностям значимыми выделила – чуткость, терпимость, честность, эффективность в делах, широта взглядов, т.е. наблюдается высокая значимость принятия других. Это связано с тем, что у подростков с девиантным поведением имеет место быть искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете, скрыть свое девиантное поведение. Они отмечают в себе больше хорошего, отрицая «неодобряемое» поведение. Поэтому, можно отметить парадоксальность в том, что подростки с девиантным поведением – более честны, чутки, терпимы, считают себя людьми, соблюдающими моральные нормы и стандарты. Возможно, что данную их особенность определяет сниженная критичность мышления. Девиантным подросткам свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний. Незначимыми для девиантов оказались такие ценности как жизнерадостность, аккуратность, твердая воля, независимость, высокие запросы.
Библиографическая ссылка
Кокоева Р.Т. ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ТИПОМ ПОВЕДЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-1. – С. 24-27;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9901 (дата обращения: 30.12.2024).