Проблема детства была и остается одной из актуальных проблем современности. Особую остроту разработка данной проблематики приобрела в последние 20–30 лет, что связано с все более обостряющимися демографическими проблемами, типичными не только для России, но и для многих стран на уровне мирового сообщества. При этом одной из причин демографических проблем современные ученые (работы С.П. Акутиной, Е.М. Гурко, А.Г. Вишневского, С.В. Захарова, Н.В. Кисельниковой, Р.В. Овчаровой и т.д.) называют наблюдающуюся (особенно у молодого поколения) тенденцию смещения системы ценностей с духовного и нравственного на материальное, сугубо прагматическое. Объективным следствием данных деформаций становится стремление современных людей к карьерному росту, профессиональной самореализации и обеспечению материального достатка, а не ценность родительства и объективно связанная с ней потребность в эффективной реализации всего спектра своих родительских обязанностей.
Неслучайно современные ученые, обращаясь к проблеме родительства, активно исследуют вопросы, связанные с целенаправленным формированием, особенно у молодого поколения, осознанного родительства и психологической готовности не только к вступлению в брак, но и к рождению детей.
В качестве частной проблемы, привлекающей внимание ученых, выделяется проблема ответственного не только материнства, но и отцовства (исследования Э. Бандитер, Н.К. Белогай, Н.В. Богачевой, А.Я. Варга, И.C. Кона, М. Мид, В.С. Мухиной, Р.В. Овчаровой, Е.О. Смирновой, Г.Г. Филипповой, И.Ю. Хамитовой, О.Б. Чирковой и т.д.), а также эффективного выполнения как женщинами, так и мужчинами своей социальной роли «родитель».
Работая в ДОО и систематически взаимодействуя с родителями наших воспитанников (в том числе в процессе оказания им консультативной помощи по разным вопросам, касающимся оптимизации процесса воспитания их детей в условиях семьи), мы пришли к выводу, что наибольший интерес к вопросам воспитания детей проявляют матери. Вместе с тем именно отцы, их активное включение в процесс воспитания в дошкольном возрасте имеет определяющее значение для полноценного всестороннего развития ребенка (результаты исследований А. Адлера, К. Витакера, М. Лэм, Й. Лангмейера, З. Матейчека, Э. Фромма, К.Г. Юнга; Т.П. Авдуловой, Т.В. Архиреевой, К.Н. Белогай, Ю.Б. Борисенко, М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаровой, У.Ю. Севастьяновой, А.С. Спиваковской, Ю.А. Токаревой, О.К. Трухачевой и т.д.). Опираясь на результаты исследований данных ученых, целью своего исследования мы определяем изучение специфики представлений о родительстве у отцов наших воспитанников, а также их отношения к выполнению социальной роли «родитель».
Материалы и методы исследования
Исходя из целевых ориентиров, в структуре своего исследования мы определили 2 взаимосвязанных этапа.
Первым этапом нашего исследования стал этап теоретического осмысления заинтересовавшей нас проблемы ответственного отцовства, но и в целом современного состояния проблемы родительства.
Опираясь на детальный анализ современных исследований области проблемы родительства (работы С.П. Акутиной, А.И. Антоновой, Е.Н. Ачильдиевой, В.А. Борисовой, В.В. Бойко Ю.Ф. Лахвич, Л.И. Науменко, И.В. Павлова, Г.Г. Филипповой и т.д.) и понимая под данным феноменом системное личностное образование, включающее в себя не только целый спектр позитивно окрашенных эмоций и чувств по отношению к своим детям (при этом как основное чувство мы выделяем любовь родителей к собственным детям), но и систему представлений о специфике социальной роли «родитель» [1], мы склонны, опираясь на точку зрения И.С. Кона [2], говорить о родительстве как феномене, систематически подвергающемся множественным историческим и социокультурным трансформациям.
При этом в качестве одного из важнейших изменений, произошедших с родительством, в том числе – как с социальной ролью, исторически и традиционно реализуемой человеком, – стали, по мнению ученых, изменения гендерных и индивидуальных стереотипов не только в отношении самого феномена «родитель», но и по отношению к материнству и отцовству (результаты исследования С.Ю. Девятых, Н.А. Демчук, Н.А. Зелевской, Р.А. Лопина, Р.В. Овчаровой, В.А. Рамих др.). Так, Н.А. Зелевская [3], проанализировав современную социокультурную ситуацию развития семьи, обращает внимание на тот факт, что современные женщины, вынуждены присваивать себе такие традиционно мужские качества, как твердость, стремление к карьерному росту, к лидерству, стали активно реализовывать себя в сфере профессиональной деятельности, как следствие, властность женщины переносится в семейные отношения, и в итоге приводит к доминированию авторитета женщины, а не мужчины в семье. Более того, занятая на работе, а нередко и погруженная в рабочие проблемы и дома, женщина вынужденно уделяет меньше внимания семье и детям. Отец же, как весьма, с нашей точки зрения, справедливо отмечают в своем исследовании Л.Э. Семенова [4] и Ю.Е. Гарахина [4], не готов психологически, да и не может по своей биологической природе, заменить ребенку мать.
Результат данных изменений культурной парадигмы современного общества и традиционных стереотипов маскулинности и феминности – значительное ослабление родительского внимания к детям и, как следствие, – «дефицит родительской любви». Неслучайно пристальное внимание современных исследователей приковано к разработке не только готовности к родительству в целом, но и к таким его частным проявлениям, как материнство и отцовство. При этом если материнство традиционно привлекало ученых, то к проблемам отцовства исследователи обратились сравнительно недавно. При этом, как отмечает Ю.В. Борисенко [5], многие исследователи в настоящее время к данной проблематике проявляют пристальный интерес, разрабатывая как экспериментальные теоретические модели отцовства как социокультурного феномена, так и осуществляя прикладные исследования, ориентированные на разработку мониторингового инструментария, ориентированного на его изучение.
Также важным мы считаем отметить тот факт, что проблема отцовства исследуется в логике обращения к проблемам личностного становления, а также факторов, объективно обусловливающих развитие личности на всех уровнях онтогенеза.
В рамках нашего исследования акцент мы будем делать в первую очередь на влиянии отца на личностное развитие его ребенка.
Несмотря на то, что результаты исследований Т.В. Архиреевой [6], Ю.В. Борисенко [5], И.С. Кона [7], Л.Э. Семеновой [8] и некоторых других ученых показывают, что «значимость роли отца в жизни и развитии ребенка получила признание в психологической науке относительно недавно» [8, с. 165], важность включения отца в процесс воспитания детей подчеркивают многие как зарубежные, так и отечественные ученые. Например:
– Д. Блэнкенхорн [9] отцовство предлагает трактовать как социальный феномен, выступающий важным общественным фактором, обусловливающим благосостояние детей. По мнению автора, отец не только обеспечивает защиту ребенку в физическом плане. Он передает ему культурные традиции и нормативы поведения в обществе, а также обеспечивает финансовое благополучие;
– согласно позиции А. Адлера [10] роль отца заключается в воспитании ребенка. При этом под воспитанием данный исследователь предлагает понимать поощрение активности ребенка и создание оптимальных условий для развития его социальной компетентности,
– как дисциплинатор, кормилец, пример для подражания и наставник в общественно-трудовой деятельности выступает отец в трудах И.С. Кона [7],
– американский философ, психолог, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из предшественников символического интеракционизма Джордж Герберт, анализируя роль отца в воспитании детей, отмечал, что «один отец значит больше, чем сто учителей»,
– а наш выдающийся соотечественник, русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор А.С. Грибоедов писал в своем выдающемся произведении «Горе от ума»: «Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца!»
Весьма интересный, с нашей точки зрения, подход к трактовке отцовства предлагает К. Кенфилд [11], рассматривая его как нравственную составляющую поведения мужчины относительно своего ребенка. Более того, исследователь конкретизировал характеристики отцовства, выделив в качестве основополагающих:
– «участие» – отражает удовлетворение потребности отца в совместной с детьми деятельности;
– «постоянство», предполагающее способность отца реализовывать в процессе взаимодействия с ребенком принятые в семье методы воспитания;
– «осведомленность» – предполагающая определенные знания отца и понимание им потребностей ребенка;
– «забота», реализуемая через любовь и нежность отца по отношению к ребенку, проявление заинтересованности в общении и взаимодействии с ребенком, а также признание им значимости этого взаимодействия для полноценного развития ребенка.
Аналогичный структурированный подход к характеристике отцовства как сложного феномена мы обнаружили в исследовании Ю.В. Борисенко [5], выделившей в качестве структурных компонентов отцовства:
– потребностно-эмоциональный, отражающий как эмоции, чувства и переживания отца по отношению к своему ребенку, так и его потребность в контакте и эмоциональной близости с ребенком;
– операциональный, предполагающий действия, умение, навыки и даже непосредственную практику ухода и общения с ребенком;
– ценностно-смысловой, отражающий значимость ребенка для его отца, его отношение и переживания при взаимодействии с ребенком;
– оценочный, раскрывающий как оценку и принятие мужчины себя как отца, а также отношение к оценке его со стороны окружающих, что проявляется в принятии социальных стереотипов, требований и предписаний по реализации отцом социальной роли «родитель».
Результаты исследования и их обсуждение
Обобщив результаты исследований ученых в по проблемам родительства и отцовства, как одной из значимых форм его выражения, и утвердившись в своих мыслях о значимости активного включения отца в процесс воспитания детей, мы перешли ко второму этапу нашего исследования – экспериментальному.
Активно участвуя в оказании консультативной помощи родителям по вопросам, связанным с оптимизацией процесса воспитания их детей в условиях семьи, мы пришли к выводу, что абсолютное большинство составили мамы (или бабушки). Из 498 родителей, обратившихся к нам за консультацией, количество пап составило лишь 3 %.
С целью активизации пап, а именно – привлечения их внимания к своим собственным детям, нами была разработана авторская анкета «Я и мой ребенок», в которой папам предлагалось ответить на 25 вопросов, условно разделенных нами на 3 содержательных блока:
1 блок – вопросы, ответы на которые позволят нам составить общее представление о данной семье. В эту категорию вошли вопросы типа «Кем Вы приходитесь ребенку?», «Ваш возраст?», «Ваше образование?», «Сфера Вашей профессиональной деятельности?», «Сколько в Вашей семье детей?» и т.д.
2 блок – вопросы, ориентированные нами на изучение общей осведомленности пап в области проблемы ответственного родительства. В этот блок вошли вопросы, типа «Какой смысл Вы вкладываете в понятие “родитель”?», «Кого, по Вашему мнению, можно считать успешным родителем?», «Что Вы понимаете под “ответственным родительством”?» и т.д.
3 блок составили вопросы, позволяющие, как мы считаем, оценить, не только то, как часто папы включаются в процесс воспитания своих детей, но и проанализировать содержание их приоритетов в плане организуемой с детьми деятельности. Приводим некоторые варианты вопросов из данной категории: «Придя с работы домой, какую деятельность Вы считаете предпочтительнее для Вас?», «Как часто Вы играете со своим ребенком, придя с работы?», «Какой смысл Вы вкладываете в понятие «эффективное общение с ребенком»?», «Сколько времени Вы уделяете ребенку, находясь дома в выходные или праздничные дни?» и т.д.
Мы считаем, что данные, полученные нами с помощью обобщенного анализа ответов на все вопросы анкеты, позволят объективно проанализировать не только позицию пап в отношении их социальной роли «родитель», но и покажут их отношение к отцовству и детям. В дальнейшем, опираясь на результаты анкеты, мы сможем спроектировать систему психолого-педагогического сопровождения работы с папами по становлению у них ответственного отцовства.
В целях уточнения и конкретизации данных, полученных посредством использования анкеты, также папам предлагалась система диагностических методик. В предлагаемый нами комплекс диагностических методик мы посчитали целесообразным включить:
1) методику М. Рокича «Ценностные ориентации» [12], позволяющую нам выявить основу жизненных концепций личности, сформированность и направленность системы ценностей отцов, принявших участие в нашем исследовании (в том числе ориентации на семью, родительство и, конкретно, на детей и их воспитание);
2) методику «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой и Ю.А. Дегтяревой [9], ориентированную на изучение специфики представлений мужчин об «идеальном родителе»;
3) методики «Социальные семейные роли» (вариант «Мои будущие родительские роли» Е.Н. Васильевой [13],) и «Социальные роли ребенка» (вариант «Роли моего будущего ребенка» Е.Н. Васильевой [13]), обеспечивающие возможность выявить отношения респондентов к своим будущим родительским ролям и к ролям своего будущего ребенка;
4) методику PARI (parental attitude research instrument) Е.С. Шефер и Р.К. Белл в адаптации Т.В. Нещерет [12], с помощью которой мы сможем исследовать эмоциональный аспект отношения папы, как родителя, к своему ребенку (в частности, значимость детей в жизни респондентов и характер эмоциональных контактов между ними).
Мы считаем, что реализация данной системы диагностических методик позволит достаточно подробно изучить характер и направленность отношения пап к своим детям.
Выводы
Осуществленное нами теоретическое изучение проблемы отцовства, как одного из аспектов проявления феномена родительство, подтвердило актуальность разработки данной проблематики. При этом мы делаем вывод, что особо остро стоит задача разработки и экспериментального внедрения в практику работы с родителями системы объективного мониторинга, ориентированного на всестороннее исследование отцовства как личностного образования, а также системы работы по психолого-педагогическому сопровождению процесса становления у пап осознанного и ответственного родительства.
Данные целевые ориентиры мы определяем как перспективы нашей дальнейшей деятельности по разработке интересующей нас проблематики.
Библиографическая ссылка
Серебрякова Т.А., Дворянцева С.В., Шибалкина С.Ю., Анисимова Е.А. ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТЦОВСТВО КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 102-106;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11935 (дата обращения: 24.01.2025).