В ряде стран с 1970-х гг. идет разработка законодательства и политики по расширению образовательных возможностей для лиц с инвалидностью (Дено, 1970; Дайсон, 1999; Солсбери и др., 1993; Уилл, 1986). Политики, ученые и активисты гражданского общества обсуждают вопрос доступа уязвимых слоев населения к качественному среднему и высшему образованию. Такое обсуждение построено на основе критического подхода к политике инвалидности и социальной модели инвалидности (Оливер, 1990). Более десяти лет назад Верховная комиссия ООН по правам человека пришла к выводу, что «инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [1].
В большинстве стран происходило нарушение личных прав в отношении инвалидов. Это принимало форму дискриминации, включая создание и поддержание искусственных барьеров, не позволяющих инвалидам в полной мере пользоваться социальными, экономическими и политическими правами в своих странах. Еще некоторое время назад большинство стран не имели четкого понимания развития отношений к людям с инвалидностью. И думали, что данная группа людей должна ограничить себя от возможностей получения образования и комфортной социализации.
Российская история помощи людям с различными нарушениями включает следующие этапы: признание необходимости социальной заботы (X в.); открытие способностей к обучению глухих и слепых детей (XVIII в.); индивидуальное обучение и первое специальное образование (начало XIX в.); признание прав на образование «ненормальных» детей, создание учреждения специального образования (XX в.). Первые учреждения, где дети с ограниченными возможностями могли получить образование, были разработаны в XIX в. при поддержке церкви и благотворительности. Тогда появились учебные заведения для людей с различными нарушениями. Так, в 1806 г. в Павловске было открыто первое училище для 12 глухонемых детей, а уже в 1807 г. – учебно-воспитательное учреждение для слепых детей.
В Советском Союзе инклюзия не нашла четкого пути развития ни в системе массового, ни в системе специального образования. На тот момент система образования и воспитания развивалась при жесткой нехватке финансовых ресурсов. Была серьезная нехватка помещений для глухих, слепых и умственно отсталых детей. С начала XX в. и в течение 70 лет специалисты в области дефектологии занимались теорией и практикой образования детей со сложностями в обучении. Дефектология, создается как самостоятельная наука, которая в процессе своего существования разрабатывает идеи, которые многие специалисты используют до сих пор. Огромный вклад в развитие дефектологии внесли знаменитые ученые начала ХХ в., такие как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, В.Г. Россолимо и др. Советский психолог Л. С. Выготский создал теорию, где процесс развития ребенка с определенными нарушениями социально обусловлен. Это объясняет влияние среды, в которой находится ребенок, на его образование и развитие [2].
Во время экономического роста 1950–1960-х гг. в Советском Союзе были созданы специальные школы-интернаты. Специальное образование в позднесоветский период можно охарактеризовать следующим: дети были классифицированы как «способные и неспособные к обучению»; а статус «ребенок-инвалид» в СССР был впервые сформулирован Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 23 мая 1979 года № 469 «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства». В постсоветский период признаются термины «дети с особыми образовательными потребностями» и «дети с ограниченными возможностями», вместо дефектологии иногда используется термин «специальное образование» [3].
Сегодня в России специальное образование представляет собой сложную систему, состоящую из детских садов, школ, профессиональных колледжей и институтов. Это и детские сады для детей от 3 до 6 лет, специальные школы-интернаты с периодом обучения в 10 лет для детей в возрасте от 7 лет и выше, а также профессиональные университеты с периодом обучения в 4–5 лет.
Цель исследования – рассмотреть процесс развития инклюзивного образования в Российской Федерации.
Материалы и методы исследования
Для рассмотрения данного вопроса была использована психолого-педагогическая и учебно-методическая литература, изучение нормативно-правовых документов в области инклюзивного образования в Российской Федерации, которые были рассмотрены путем теоретического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Сейчас система образования в России претерпевает глубокие изменения, и образовательные учреждения переживают трансформацию через государственные реформы. Эта статья посвящена историческим вопросам развития инклюзии и процессу включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс в современной России.
За последние 20 лет улучшилось качество жизни для лиц с инвалидностью. Появились такие группы, как НПО по защите интересов инвалидов и НПО по обслуживанию родителей детей-инвалидов, а также были одобрены новые федеральные и региональные законы об инвалидности. Законопроект Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» дает возможность детям-инвалидам учиться в обычных школах. Доклад Государственной коллегии России «Современная образовательная политика» (2001 г.) указывает на приоритет интегрированного (инклюзивного) образования для детей с ограниченными возможностями: «Дети с ограниченными возможностями должны быть обеспечены государственной медицинской, психологической поддержкой и особыми условиями обучения, преимущественно в общеобразовательных школах по месту жительства, исключение в школах-интернатах» [4]. Так, уже с 2001 г. у семей, имеющих «особого» ребенка, появляется больше возможностей для использования медицинской и психологической поддержки. С 2011 г. в РФ реализуется программа «Доступная среда». Сейчас происходит реализация второго этапа данной программы. Её цели: формирование безбарьерной среды в РФ путем повышения для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов; обеспечение трансляции телепрограмм с субтитрами для глухих и слабослышащих граждан; повышение качества жизни инвалидов качественными реабилитационными услугами [5].
В мае 2012 г. Россия ратифицирует «Конвенцию о правах инвалидов». Решение о присоединении к Конвенции в полном объеме соответствует содержащемуся в статье 7 Конституции Российской Федерации положению о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [3].
В настоящее время интегрированное образование может рассматривать как приоритет государственной образовательной политики в России. Переход к инклюзивному образованию в России происходит постепенно. Сегодня в российских городах можно встретить пандусы для инвалидных колясок, программы трудоустройства инвалидов запущены в некоторых городах России. Наконец, чиновники публично признают огромную проблему отсутствия материальной поддержки, оказываемой сообществу инвалидов. В Государственном докладе о детях в Российской Федерации за 2021 г. число детей-инвалидов в России составляет более 739 600 чел. [4]. Более 45 % детей-инвалидов в возрасте 8–14 лет [4]. Как результат дети-инвалиды, молодежь и их родители продолжают сталкиваться со значительными поведенческими, архитектурными и финансовыми барьерами на пути к равному образованию:
− во многих школах не созданы специальные условия для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
− родители детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, часто выступают против обучения детей-инвалидов со своими детьми;
− отсутствие квалификации у педагогов, а также тьюторов в образовательных учреждениях;
− ограниченный доступ общественного транспорта в малых городах России;
− стереотипы;
− несформированность у школьников с нормой развития вежливого отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Многие школьники не готовы видеть в своем классе детей данной категории.
В российском обществе до сих пор преобладают неправильные представления об инвалидах. Поэтому создание инклюзивной среды должно происходить с самого раннего возраста, то есть с детского сада. Дети с ранних лет будут приспособлены к общению с детьми разных нозологических категорий, будет формироваться толерантное отношение к особым детям. Таким образом, в школе инклюзия должна проходить в одном классе с нормально развивающимися сверстниками; со стороны педагога внимание непосредственно должно быть направлено на всех учащихся, с индивидуальным подходом к обучающимся с особенностями в развитии; в школе должны быть предприняты меры для создания специальной среды, основываясь на образовательных потребностях всех обучающихся; процесс образования следует направлять не только на его качественность, но и на его результативность для всех участников образовательного процесса; закладывать больше часов для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Социализация при инклюзии должна включать в себя: создание специальных образовательных условий в образовательной организации, включение всех участников образовательного процесса; включение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь школы, класса, группы; проведение ежегодных собраний для родителей для разрешения споров и актуальных вопросов.
Государственная статистика показывает, что большинство детей-инвалидов в России в возрасте от 7 до 18 лет находятся в своих домах, специальных учебных заведениях или вообще не получают образования. Таким образом, получается, что инвалиды не готовы к полноценной жизни в обществе, не говоря уже о поступлении в университет или трудоустройстве после школы.
В техникумах, колледжах и университетах для развития инклюзивного образования активно идет процесс реализации безбарьерной среды для обучения. В результате происходит техническое переоборудование учебной среды учреждений.
− устанавливаются пандусы и поручни в учебных корпусах и в общежитиях;
− на полы и стены наносится специальная разметка;
− создаются специальные санитарно-гигиенические помещения для учащихся с ограничениями по здоровью;
− аудитории оборудуются специальными компьютерами, проекторами, усилительными устройствами, электронными интерактивными информационными панелями для глухих и слабослышащих людей;
− устанавливаются специальные подъемники для инвалидов.
Это очень важно, так как создание окружающей среды в процессе инклюзивного образования влияет на процесс обучения лиц с ОВЗ. Среда, в которой находится учащийся, помогает не испытывать ограничений в процессе обучения и общения, легче адаптироваться к образовательном процессу.
Сейчас для людей с ОВЗ проще протекают процессы социализации и реабилитации в высших учебных заведениях. Инклюзивное образование должно быть адаптировано к различным особенностям и физическим нарушениям. Поступление лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшее учебное заведение дает им возможность расширить не только круг знаний, но и круг общения. Ведь в процессе образования у человека появляются новые знакомства, выявляются новые интересы, возникают возможности для творчества и самореализации. У учащихся формируется самооценка, возникает дружественная связь с другими сверстниками, выстраивается мироощущение, и человек с инвалидностью проще адаптируется в социуме. Инклюзия должна основываться на создании специальной среды: техническое оснащение, педагогические технологии, программы обучения.
В одном из вузов Новосибирской области инклюзия реализуется с помощью специальных образовательно-реабилитационных программ. Это учебно-адаптационная программа довузовской подготовки, профориентационная программа, программа сопровождения интегрированного обучения учащихся с ОВЗ, программы информационно-технологического сопровождения, дистанционного обучения, социокультурной реабилитации содействия трудоустройству.
Каждый год примерно 27 000 выпускников заканчивают специальные, коррекционные школы и школы-интернаты. Лишь каждый пятый хочет получить профессиональное образование, и только каждый десятый получает работу. По данным 2020 г. на обучение программам высшего образования было принято 8882 чел. с особыми образовательными потребностями. А в 2021 г. количество поступающих возросло до 9798 чел. [6]. Но до сих пор большинство школ, колледжей и институтов не готовы к поступлению людей с инвалидностью.
На данный момент важна дистанционная форма обучения. Она, например, может быть применена к лицам с инвалидностью. В системе среднего общего образования такой формат работы получил широкое распространение. Но вот в высшем учебном заведении дистанционная форма обучения не может обеспечить полноценного обучения по всем программам. Это связано с недостатком технического и методического обеспечения, которое еще недостаточно ориентировано на методы, приемы и способы взаимодействия с данной категорией студентов.
Инклюзивное образование предъявляет высокие требования ко всем участникам образовательного процесса, включая самих педагогов. Обучение инвалидов учитывает использование особых специалистов – тьюторов, преподавателей, психологов. Для преодоления данных трудностей выделяются новые бюджетные места, расширяется база обучения. Это позволяет подготовить новые кадры, обеспечить продуктивную работу в образовательных учреждениях, развивать пути становления инклюзивного образования, специально адаптированных программ и индивидуальных планов.
Заключение
Таким образом, вопрос образования людей с инвалидностью был, есть и остается актуальным сегодня. Процесс становления инклюзивного образования должен происходить постепенно. Для достижения наибольшего результата необходимо, чтобы все структуры общества, такие как медицина, образование, политика, были не только заинтересованы, но и задействованы в этом. Система инклюзивного образования сможет развиваться и показывать положительную динамику только при включении всего общества. Для развития инклюзивного образования необходимо исключить такой вариант, как расформирование коррекционных образовательных организаций и учреждений, а также перевод детей с инвалидностью в учреждения массового типа без специально созданных образовательных условий. Данное решение отрицательно скажется как на детях с ограниченными возможностями здоровья, так и на лицах с нормой развития, что в свою очередь скажется на качестве не только инклюзивного образования, но и образования в целом. В связи с модернизацией системы педагогического образования необходимо готовить будущих педагогов, способных эффективно участвовать в реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Библиографическая ссылка
Шлеина Е.С., Большанина Л.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 1. – С. 27-31;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12117 (дата обращения: 22.12.2024).