Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THEORETICAL REVIEW: THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA

Shleina E.S. 1 Bolchanina L.V. 1
1 Novosibirsk State Pedagogical University
This article discusses the development of inclusive education in the Russian Federation. The processes of adaptation of children with disabilities to the educational process are described. Particular attention is directed to the consideration of the history of inclusion in Russia. The main trends in the development of inclusive education in Russia are identified. The article analyzes the special educational conditions in the Russian society for children with disabilities. In particular, the special educational conditions of children with various disabilities in schools and higher educational institutions are considered. The most common questions regarding the inclusion of children with disabilities in the general educational organization have been identified. As well as the difficulties that students and parents may encounter in the process of inclusive education. In conclusion, we come to the conclusion that the process of development of inclusive education in the Russian Federation should be carried out gradually and based on the planning and implementation of a system of consistent measures to ensure compliance with the requirements for the organization of this activity. It is necessary to create special educational conditions for the education of children with disabilities in an educational organization and create an educational process that meets the different needs of all students.
inclusion
people with disabilities
educational processes
environment

В ряде стран с 1970-х гг. идет разработка законодательства и политики по расширению образовательных возможностей для лиц с инвалидностью (Дено, 1970; Дайсон, 1999; Солсбери и др., 1993; Уилл, 1986). Политики, ученые и активисты гражданского общества обсуждают вопрос доступа уязвимых слоев населения к качественному среднему и высшему образованию. Такое обсуждение построено на основе критического подхода к политике инвалидности и социальной модели инвалидности (Оливер, 1990). Более десяти лет назад Верховная комиссия ООН по правам человека пришла к выводу, что «инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [1].

В большинстве стран происходило нарушение личных прав в отношении инвалидов. Это принимало форму дискриминации, включая создание и поддержание искусственных барьеров, не позволяющих инвалидам в полной мере пользоваться социальными, экономическими и политическими правами в своих странах. Еще некоторое время назад большинство стран не имели четкого понимания развития отношений к людям с инвалидностью. И думали, что данная группа людей должна ограничить себя от возможностей получения образования и комфортной социализации.

Российская история помощи людям с различными нарушениями включает следующие этапы: признание необходимости социальной заботы (X в.); открытие способностей к обучению глухих и слепых детей (XVIII в.); индивидуальное обучение и первое специальное образование (начало XIX в.); признание прав на образование «ненормальных» детей, создание учреждения специального образования (XX в.). Первые учреждения, где дети с ограниченными возможностями могли получить образование, были разработаны в XIX в. при поддержке церкви и благотворительности. Тогда появились учебные заведения для людей с различными нарушениями. Так, в 1806 г. в Павловске было открыто первое училище для 12 глухонемых детей, а уже в 1807 г. – учебно-воспитательное учреждение для слепых детей.

В Советском Союзе инклюзия не нашла четкого пути развития ни в системе массового, ни в системе специального образования. На тот момент система образования и воспитания развивалась при жесткой нехватке финансовых ресурсов. Была серьезная нехватка помещений для глухих, слепых и умственно отсталых детей. С начала XX в. и в течение 70 лет специалисты в области дефектологии занимались теорией и практикой образования детей со сложностями в обучении. Дефектология, создается как самостоятельная наука, которая в процессе своего существования разрабатывает идеи, которые многие специалисты используют до сих пор. Огромный вклад в развитие дефектологии внесли знаменитые ученые начала ХХ в., такие как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, В.Г. Россолимо и др. Советский психолог Л. С. Выготский создал теорию, где процесс развития ребенка с определенными нарушениями социально обусловлен. Это объясняет влияние среды, в которой находится ребенок, на его образование и развитие [2].

Во время экономического роста 1950–1960-х гг. в Советском Союзе были созданы специальные школы-интернаты. Специальное образование в позднесоветский период можно охарактеризовать следующим: дети были классифицированы как «способные и неспособные к обучению»; а статус «ребенок-инвалид» в СССР был впервые сформулирован Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 23 мая 1979 года № 469 «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства». В постсоветский период признаются термины «дети с особыми образовательными потребностями» и «дети с ограниченными возможностями», вместо дефектологии иногда используется термин «специальное образование» [3].

Сегодня в России специальное образование представляет собой сложную систему, состоящую из детских садов, школ, профессиональных колледжей и институтов. Это и детские сады для детей от 3 до 6 лет, специальные школы-интернаты с периодом обучения в 10 лет для детей в возрасте от 7 лет и выше, а также профессиональные университеты с периодом обучения в 4–5 лет.

Цель исследования – рассмотреть процесс развития инклюзивного образования в Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

Для рассмотрения данного вопроса была использована психолого-педагогическая и учебно-методическая литература, изучение нормативно-правовых документов в области инклюзивного образования в Российской Федерации, которые были рассмотрены путем теоретического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Сейчас система образования в России претерпевает глубокие изменения, и образовательные учреждения переживают трансформацию через государственные реформы. Эта статья посвящена историческим вопросам развития инклюзии и процессу включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс в современной России.

За последние 20 лет улучшилось качество жизни для лиц с инвалидностью. Появились такие группы, как НПО по защите интересов инвалидов и НПО по обслуживанию родителей детей-инвалидов, а также были одобрены новые федеральные и региональные законы об инвалидности. Законопроект Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» дает возможность детям-инвалидам учиться в обычных школах. Доклад Государственной коллегии России «Современная образовательная политика» (2001 г.) указывает на приоритет интегрированного (инклюзивного) образования для детей с ограниченными возможностями: «Дети с ограниченными возможностями должны быть обеспечены государственной медицинской, психологической поддержкой и особыми условиями обучения, преимущественно в общеобразовательных школах по месту жительства, исключение в школах-интернатах» [4]. Так, уже с 2001 г. у семей, имеющих «особого» ребенка, появляется больше возможностей для использования медицинской и психологической поддержки. С 2011 г. в РФ реализуется программа «Доступная среда». Сейчас происходит реализация второго этапа данной программы. Её цели: формирование безбарьерной среды в РФ путем повышения для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов; обеспечение трансляции телепрограмм с субтитрами для глухих и слабослышащих граждан; повышение качества жизни инвалидов качественными реабилитационными услугами [5].

В мае 2012 г. Россия ратифицирует «Конвенцию о правах инвалидов». Решение о присоединении к Конвенции в полном объеме соответствует содержащемуся в статье 7 Конституции Российской Федерации положению о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [3].

В настоящее время интегрированное образование может рассматривать как приоритет государственной образовательной политики в России. Переход к инклюзивному образованию в России происходит постепенно. Сегодня в российских городах можно встретить пандусы для инвалидных колясок, программы трудоустройства инвалидов запущены в некоторых городах России. Наконец, чиновники публично признают огромную проблему отсутствия материальной поддержки, оказываемой сообществу инвалидов. В Государственном докладе о детях в Российской Федерации за 2021 г. число детей-инвалидов в России составляет более 739 600 чел. [4]. Более 45 % детей-инвалидов в возрасте 8–14 лет [4]. Как результат дети-инвалиды, молодежь и их родители продолжают сталкиваться со значительными поведенческими, архитектурными и финансовыми барьерами на пути к равному образованию:

− во многих школах не созданы специальные условия для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

− родители детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, часто выступают против обучения детей-инвалидов со своими детьми;

− отсутствие квалификации у педагогов, а также тьюторов в образовательных учреждениях;

− ограниченный доступ общественного транспорта в малых городах России;

− стереотипы;

− несформированность у школьников с нормой развития вежливого отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Многие школьники не готовы видеть в своем классе детей данной категории.

В российском обществе до сих пор преобладают неправильные представления об инвалидах. Поэтому создание инклюзивной среды должно происходить с самого раннего возраста, то есть с детского сада. Дети с ранних лет будут приспособлены к общению с детьми разных нозологических категорий, будет формироваться толерантное отношение к особым детям. Таким образом, в школе инклюзия должна проходить в одном классе с нормально развивающимися сверстниками; со стороны педагога внимание непосредственно должно быть направлено на всех учащихся, с индивидуальным подходом к обучающимся с особенностями в развитии; в школе должны быть предприняты меры для создания специальной среды, основываясь на образовательных потребностях всех обучающихся; процесс образования следует направлять не только на его качественность, но и на его результативность для всех участников образовательного процесса; закладывать больше часов для обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Социализация при инклюзии должна включать в себя: создание специальных образовательных условий в образовательной организации, включение всех участников образовательного процесса; включение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь школы, класса, группы; проведение ежегодных собраний для родителей для разрешения споров и актуальных вопросов.

Государственная статистика показывает, что большинство детей-инвалидов в России в возрасте от 7 до 18 лет находятся в своих домах, специальных учебных заведениях или вообще не получают образования. Таким образом, получается, что инвалиды не готовы к полноценной жизни в обществе, не говоря уже о поступлении в университет или трудоустройстве после школы.

В техникумах, колледжах и университетах для развития инклюзивного образования активно идет процесс реализации безбарьерной среды для обучения. В результате происходит техническое переоборудование учебной среды учреждений.

− устанавливаются пандусы и поручни в учебных корпусах и в общежитиях;

− на полы и стены наносится специальная разметка;

− создаются специальные санитарно-гигиенические помещения для учащихся с ограничениями по здоровью;

− аудитории оборудуются специальными компьютерами, проекторами, усилительными устройствами, электронными интерактивными информационными панелями для глухих и слабослышащих людей;

− устанавливаются специальные подъемники для инвалидов.

Это очень важно, так как создание окружающей среды в процессе инклюзивного образования влияет на процесс обучения лиц с ОВЗ. Среда, в которой находится учащийся, помогает не испытывать ограничений в процессе обучения и общения, легче адаптироваться к образовательном процессу.

Сейчас для людей с ОВЗ проще протекают процессы социализации и реабилитации в высших учебных заведениях. Инклюзивное образование должно быть адаптировано к различным особенностям и физическим нарушениям. Поступление лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшее учебное заведение дает им возможность расширить не только круг знаний, но и круг общения. Ведь в процессе образования у человека появляются новые знакомства, выявляются новые интересы, возникают возможности для творчества и самореализации. У учащихся формируется самооценка, возникает дружественная связь с другими сверстниками, выстраивается мироощущение, и человек с инвалидностью проще адаптируется в социуме. Инклюзия должна основываться на создании специальной среды: техническое оснащение, педагогические технологии, программы обучения.

В одном из вузов Новосибирской области инклюзия реализуется с помощью специальных образовательно-реабилитационных программ. Это учебно-адаптационная программа довузовской подготовки, профориентационная программа, программа сопровождения интегрированного обучения учащихся с ОВЗ, программы информационно-технологического сопровождения, дистанционного обучения, социокультурной реабилитации содействия трудоустройству.

Каждый год примерно 27 000 выпускников заканчивают специальные, коррекционные школы и школы-интернаты. Лишь каждый пятый хочет получить профессиональное образование, и только каждый десятый получает работу. По данным 2020 г. на обучение программам высшего образования было принято 8882 чел. с особыми образовательными потребностями. А в 2021 г. количество поступающих возросло до 9798 чел. [6]. Но до сих пор большинство школ, колледжей и институтов не готовы к поступлению людей с инвалидностью.

На данный момент важна дистанционная форма обучения. Она, например, может быть применена к лицам с инвалидностью. В системе среднего общего образования такой формат работы получил широкое распространение. Но вот в высшем учебном заведении дистанционная форма обучения не может обеспечить полноценного обучения по всем программам. Это связано с недостатком технического и методического обеспечения, которое еще недостаточно ориентировано на методы, приемы и способы взаимодействия с данной категорией студентов.

Инклюзивное образование предъявляет высокие требования ко всем участникам образовательного процесса, включая самих педагогов. Обучение инвалидов учитывает использование особых специалистов – тьюторов, преподавателей, психологов. Для преодоления данных трудностей выделяются новые бюджетные места, расширяется база обучения. Это позволяет подготовить новые кадры, обеспечить продуктивную работу в образовательных учреждениях, развивать пути становления инклюзивного образования, специально адаптированных программ и индивидуальных планов.

Заключение

Таким образом, вопрос образования людей с инвалидностью был, есть и остается актуальным сегодня. Процесс становления инклюзивного образования должен происходить постепенно. Для достижения наибольшего результата необходимо, чтобы все структуры общества, такие как медицина, образование, политика, были не только заинтересованы, но и задействованы в этом. Система инклюзивного образования сможет развиваться и показывать положительную динамику только при включении всего общества. Для развития инклюзивного образования необходимо исключить такой вариант, как расформирование коррекционных образовательных организаций и учреждений, а также перевод детей с инвалидностью в учреждения массового типа без специально созданных образовательных условий. Данное решение отрицательно скажется как на детях с ограниченными возможностями здоровья, так и на лицах с нормой развития, что в свою очередь скажется на качестве не только инклюзивного образования, но и образования в целом. В связи с модернизацией системы педагогического образования необходимо готовить будущих педагогов, способных эффективно участвовать в реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС.