Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МИКРОТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ

Ушаков А.А. 1 Сажина Н.М. 1 Окладникова М.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Современная цифровая трансформация социально-экономической сферы и образовательных систем определяет стремительно изменяющиеся требования к педагогам, которые должны находиться в процессе непрерывного профессионального саморазвития. Динамичное обновление требований к образовательным системам сопряжено с возникновением кризисных ситуаций, в связи с чем педагогам необходимо оказание внешней социально-педагогической поддержки в процессе их собственного саморазвития. Актуальность рассматриваемой темы обусловливает практико-ориентированную исследовательскую проблему: в чем заключается содержательно-технологическое обеспечение социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития педагога? В результате исследования разработана субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология, целью которой является оказание всесторонней социально-педагогической поддержки педагогам в периоды возникновения кризисов как точек профессионального роста в изменяющихся условиях современной цифровой образовательной среды. Данная технология представляет собой совокупность микротехнологий как последовательности действий социально-педагогической поддержки, соответствующих процессуальным компонентам профессионального саморазвития педагога: это микротехнологии инициирования процесса саморазвития, целеполагания как проектирования, реализации проекта саморазвития, его рефлексии, а также микротехнология самоменеджмента, активизации самоорганизации и саморегуляции саморазвития. Микротехнологии социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагогов воспроизводимы в конкретных образовательных организациях и являются основой для проектирования индивидуальных профессионально-развивающих траекторий. Результаты исследования позволяют на основе субъектного подхода вариативно решать практико-ориентированную проблему содержательно-технологического обеспечения процесса саморазвития педагога в условиях цифровой образовательной среды. Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/8.
профессиональное саморазвитие педагога
социально-педагогическая поддержка
цифровая образовательная среда
микротехнологии социально-педагогической поддержки
субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
2. Борытко Н.М., Сергеев Н.К., Моцкайлова О.А. Субъектность как гуманитарный ориентир профессионального воспитания студента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 1. С. 19–24.
3. Яковлева О.В., Куликова С.С. Субъектная позиция как предиктор интеграции будущих педагогов в среду цифрового образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 138–154.
4. Краснов С.И. Теоретико-методологические основания саморазвития педагогом профессиональной позиции в гуманитарном проектировании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 76–85.
5. Капина Е.В. Социально-педагогическая поддержка педагогов с синдромом эмоционального выгорания // Прорывные научные исследования: проблемы, пределы и возможности: материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, 03 апреля 2020 г.). Уфа: Агентство международных исследований, 2020. С. 15–17.

В настоящее время основополагающими ресурсами информационного развития общества в условиях цифровой образовательной среды становятся не только технические разработки, но прежде всего потенциал специалистов, человек с его смыслами, ценностями, стремлением к собственному саморазвитию. В теории профессионального саморазвития ведущие идеи принадлежат В.А. Сластенину, который определял данный процесс с позиции интеграции внешних условий и внутреннего движения личностного становления человека, проявляющегося в наличии потребностей в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий, целей, средств [1].

Проблема профессионального саморазвития современных педагогов имеет многоаспектный характер. В данном процессе ведущая роль принадлежит субъектной позиции педагога. Субъектность как свойство личности проявляется в способности к самодетерминации саморазвития, а также самоуправлению собственными ресурсами [2]. Субъектная позиция в профессиональном саморазвитии педагога – это ценностно-смысловая характеристика, на основе которой под влиянием синтеза индивидуальности и внешней цифровой образовательной среды активно и направленно осуществляется процесс собственного развития. Субъектная позиция представляет собой основу для включения в цифровую образовательную среду при условии, что педагог находится в процессе активного профессионального саморазвития и ориентируется на конечные результаты с учетом современных трендов [3]. Изменяющиеся образовательные условия и постоянное обновление цифровых образовательных ресурсов актуализируют необходимость непрерывного процесса совершенствования мастерства и оказания внешней помощи в периоды возникающих кризисов [4]. Именно профессиональные кризисы педагогов определяют необходимость оказания всесторонней социально-педагогической поддержки в целях повышения работоспособности и результативности процесса саморазвития, профилактики возникновения психического выгорания [5].

Таким образом, актуализируется практико-ориентированная исследовательская проблема: в чем заключается содержательно-технологическое обеспечение социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития педагога в кризисные периоды в современных средовых условиях?

Цель исследования – обосновать на теоретико-методологическом уровне и разработать субъектно-интегративную ценностно-смысловую технологию, включающую микротехнологии социально-педагогической поддержки на различных этапах профессионального саморазвития педагога.

Материалы и методы исследования

Методологической основой профессионального саморазвития педагога в цифровой образовательной среде является субъектный подход. В основе данного подхода находится идея о педагоге как центре субъектности, проявляющейся в потребности активного собственного развития как личности и профессионала. С позиций субъектного подхода профессиональное саморазвитие исследуется со стороны внутренней активной позиции педагога, при этом изучается и влияние факторов внешней цифровой образовательной среды.

Субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога основана на представлении о регулятивах:

− субъектно-смысловой регулятив определяет внутреннюю позицию педагога на основе ценностно-мотивационных ориентиров процесса собственного развития как потребности к движению и изменениям;

− субъектно-интегративный регулятив связан с оказанием внешней комплексной социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов, определяет степень необходимости такой поддержки.

В исследовании использовались методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, моделирование процесса профессионального саморазвития и его социально-педагогической поддержки и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология представляет собой совокупность микротехнологий как последовательности действий социально-педагогической поддержки, соответствующих процессуальным компонентам профессионального саморазвития педагога (рисунок).

Профессиональное саморазвитие – это субъектно-смысловой непрерывный процесс качественного поступательного изменения педагога как профессионала и личности в целях достижения высокого уровня профессионализма. Саморазвитие как автономный процесс имеет смыслообразующую природу, а смыслы являются движущей силой данного процесса. Профессиональное саморазвитие инициируется потребностями и мотивами и осуществляется в деятельности, направленной на достижение профессионально и личностно значимых целей.

Микротехнологии субъектно-интегративной ценностно-смысловой технологии социально-педагогической поддержки непрерывного процесса профессионального саморазвития педагогов неразрывно взаимосвязаны друг с другом в своей последовательности алгоритмических технологических действий.

missing image file

Субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога

1. Микротехнология инициирования процесса профессионального саморазвития.

Данная микротехнология соответствует мотивационному компоненту профессионального саморазвития, который включает смыслы, потребности и мотивы, инициирующие этот процесс. Потребности возникают на смыслообразующей основе саморазвития. Мотивационный компонент определяется готовностью педагога к сознательному профессиональному и личностному изменению, стремлению к постоянному самосовершенствованию как признаку творческой личности.

Социально-педагогическая поддержка педагога на данном этапе заключается в создании условий для инициирования профессионального саморазвития и включает следующую последовательность действий:

− индивидуальные собеседования с педагогами с целью выявления смыслов, потребностей и мотивов процесса саморазвития;

− определение исходного уровня профессионального саморазвития и наличия кризисов (тестирование, анкетирование, ранжирование и другие методы);

− анализ результатов диагностики профессионального саморазвития;

− актуализация профессионально-развивающего потенциала педагогов;

− проведение тренингов с целью развития мотивации к самосовершенствованию;

− обучение основам самоорганизации деятельности.

2. Микротехнология целеполагания как проектирования.

Микротехнология соответствует проектировочному компоненту процесса профессионального саморазвития. Проектировочный компонент заключается в постановке цели как субъективного образа желаемого результата саморазвития. Цель обусловлена мотивами и определяется самим педагогом, процесс целеполагания в данном случае понимается как проектирование. Основополагающее значение в проектировании как способности устанавливать цели (субъективные образы желаемых результатов) имеет самоорганизация педагога в процессе собственного саморазвития.

Социально-педагогическая поддержка педагога на данном этапе саморазвития заключается в оказании научно-методической помощи в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории. Последовательность социально-педагогической поддержки представляет собой обеспечение следующих действий:

− помощь в определении цели и задач саморазвития педагога в состоянии профессионального кризиса в условиях цифровой образовательной среды;

− оказание поддержки в выборе общей стратегии и проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории на основе вариативных средовых ресурсов;

− определение планируемых результатов профессионального саморазвития педагога, соотнесенных с поставленной целью и задачами;

− методическая помощь в оформлении программы реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории.

3. Микротехнология реализации проекта профессионального саморазвития.

Микротехнология соответствует деятельностно-практическому компоненту процесса профессионального саморазвития. Данный компонент включает действия педагога по достижению результата саморазвития на основе выбранных технологий (системы условий, форм, методов и средств решения поставленных задач). Успешность этого этапа саморазвития заключается в способности к самостоятельной реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории без постоянного внешнего контроля, а также самоорганизация в достижении поставленной цели и решении актуальных задач.

Социально-педагогическая поддержка саморазвивающегося педагога на данном этапе заключается в осуществлении методического сопровождения, координации деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечении доступности профессионально-развивающих ресурсов внешней цифровой образовательной среды. Последовательность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении следующих действий:

− поддержка в реализации проекта саморазвития педагога, его профессионально-развивающей траектории с учетом условий цифровой образовательной среды;

− рекомендации педагогам по выбору и использованию форм, методов и средств реализации проекта профессионального саморазвития;

− обеспечение участия в обучающих мастер-классах, тренингах, научно-практических конференциях, вебинарах;

− текущая диагностика и отслеживание результативности процесса профессионального саморазвития педагога, мониторинг предполагает фиксацию изменений в показателях саморазвития, выявление возникающих трудностей, при этом важно установление индивидуальной динамики основных показателей саморазвития;

− оперативная коррекция проекта профессионального саморазвития на основе полученных результатов мониторинга;

− получение обратной связи в процессе реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий.

4. Микротехнология рефлексии процесса профессионального саморазвития.

Микротехнология соответствует рефлексивному компоненту процесса профессионального саморазвития. Данный компонент включает оценку результатов саморазвития, осуществляемую как по внешним, так и по собственным (внутренним) критериям соответствия полученных результатов, соотнесенных с поставленными целью и задачами. Основополагающую роль в данном случае имеет самоорганизация в проведении оценки результатов саморазвития, осуществлении рефлексии процесса собственного развития.

Социально-педагогическая поддержка заключается в следующих последовательных действиях:

− проведение контрольной диагностики процесса профессионального саморазвития на основе самооценки качественных и количественных результатов, а также их независимой внешней экспертной оценки;

− анализ результатов саморазвития с позиций обеспечения педагогом качества образования и результативности деятельности всех участников образовательного процесса;

− системное осмысление результатов профессионального саморазвития;

− критическая рефлексия затруднений, возникших в процессе реализации проекта профессионального саморазвития;

− составление плана корректировочных действий на будущую деятельность, так как профессиональное саморазвитие – это непрерывный циклический процесс, осуществляемый по концентрическому принципу;

− обобщение результатов профессионального саморазвития в продуктах педагогического творчества, проведение мастер-классов для распространения положительного опыта саморазвития.

5. Микротехнология самоменеджмента, активизации самоорганизации и саморегуляции саморазвития.

Данная микротехнология соответствует эмоционально-волевому компоненту профессионального саморазвития, который включает саморегуляцию данного процесса и его результата. Важнейшую роль на данном этапе играет самоорганизация в управлении собственными эмоциями, мыслями и поведением на основе саморегуляции профессионального саморазвития в условиях цифровой образовательной среды. Компетенцией, обеспечивающей успешность эмоционально-волевого компонента, является способность управлять процессом саморазвития на основе самоконтроля деятельности, самостоятельно корректировать свои действия по результатам саморазвития.

Социально-педагогическая поддержка в данном случае заключается в научно-методическом обеспечении самоконтроля саморазвития педагога, обеспечении непрерывности этого процесса.

Для успешности реализации социально-педагогической поддержки необходимо обеспечение следующих последовательных действий:

− обучение приемам планирования и эффективной работы с информацией, рациональной организации профессионально-педагогической деятельности;

− формирование самомотивации как внутренней установки и способности сознательно мотивировать субъект на процесс профессионального саморазвития;

− обеспечение преемственности этапов профессионального саморазвития педагога.

Заключение

Таким образом, субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога представляет собой совокупность взаимосвязанных микротехнологий, объединенных последовательностью действий по эффективной реализации процесса профессионального саморазвития педагога. Эффективность реализации технологии достигается сочетанием субъектно-смысловой основы данного процесса с его внешней субъектно-интегративной поддержкой.


Библиографическая ссылка

Ушаков А.А., Сажина Н.М., Окладникова М.Г. МИКРОТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 4. – С. 27-31;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12154 (дата обращения: 28.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674