В настоящее время основополагающими ресурсами информационного развития общества в условиях цифровой образовательной среды становятся не только технические разработки, но прежде всего потенциал специалистов, человек с его смыслами, ценностями, стремлением к собственному саморазвитию. В теории профессионального саморазвития ведущие идеи принадлежат В.А. Сластенину, который определял данный процесс с позиции интеграции внешних условий и внутреннего движения личностного становления человека, проявляющегося в наличии потребностей в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий, целей, средств [1].
Проблема профессионального саморазвития современных педагогов имеет многоаспектный характер. В данном процессе ведущая роль принадлежит субъектной позиции педагога. Субъектность как свойство личности проявляется в способности к самодетерминации саморазвития, а также самоуправлению собственными ресурсами [2]. Субъектная позиция в профессиональном саморазвитии педагога – это ценностно-смысловая характеристика, на основе которой под влиянием синтеза индивидуальности и внешней цифровой образовательной среды активно и направленно осуществляется процесс собственного развития. Субъектная позиция представляет собой основу для включения в цифровую образовательную среду при условии, что педагог находится в процессе активного профессионального саморазвития и ориентируется на конечные результаты с учетом современных трендов [3]. Изменяющиеся образовательные условия и постоянное обновление цифровых образовательных ресурсов актуализируют необходимость непрерывного процесса совершенствования мастерства и оказания внешней помощи в периоды возникающих кризисов [4]. Именно профессиональные кризисы педагогов определяют необходимость оказания всесторонней социально-педагогической поддержки в целях повышения работоспособности и результативности процесса саморазвития, профилактики возникновения психического выгорания [5].
Таким образом, актуализируется практико-ориентированная исследовательская проблема: в чем заключается содержательно-технологическое обеспечение социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития педагога в кризисные периоды в современных средовых условиях?
Цель исследования – обосновать на теоретико-методологическом уровне и разработать субъектно-интегративную ценностно-смысловую технологию, включающую микротехнологии социально-педагогической поддержки на различных этапах профессионального саморазвития педагога.
Материалы и методы исследования
Методологической основой профессионального саморазвития педагога в цифровой образовательной среде является субъектный подход. В основе данного подхода находится идея о педагоге как центре субъектности, проявляющейся в потребности активного собственного развития как личности и профессионала. С позиций субъектного подхода профессиональное саморазвитие исследуется со стороны внутренней активной позиции педагога, при этом изучается и влияние факторов внешней цифровой образовательной среды.
Субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога основана на представлении о регулятивах:
− субъектно-смысловой регулятив определяет внутреннюю позицию педагога на основе ценностно-мотивационных ориентиров процесса собственного развития как потребности к движению и изменениям;
− субъектно-интегративный регулятив связан с оказанием внешней комплексной социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов, определяет степень необходимости такой поддержки.
В исследовании использовались методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, моделирование процесса профессионального саморазвития и его социально-педагогической поддержки и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология представляет собой совокупность микротехнологий как последовательности действий социально-педагогической поддержки, соответствующих процессуальным компонентам профессионального саморазвития педагога (рисунок).
Профессиональное саморазвитие – это субъектно-смысловой непрерывный процесс качественного поступательного изменения педагога как профессионала и личности в целях достижения высокого уровня профессионализма. Саморазвитие как автономный процесс имеет смыслообразующую природу, а смыслы являются движущей силой данного процесса. Профессиональное саморазвитие инициируется потребностями и мотивами и осуществляется в деятельности, направленной на достижение профессионально и личностно значимых целей.
Микротехнологии субъектно-интегративной ценностно-смысловой технологии социально-педагогической поддержки непрерывного процесса профессионального саморазвития педагогов неразрывно взаимосвязаны друг с другом в своей последовательности алгоритмических технологических действий.
Субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога
1. Микротехнология инициирования процесса профессионального саморазвития.
Данная микротехнология соответствует мотивационному компоненту профессионального саморазвития, который включает смыслы, потребности и мотивы, инициирующие этот процесс. Потребности возникают на смыслообразующей основе саморазвития. Мотивационный компонент определяется готовностью педагога к сознательному профессиональному и личностному изменению, стремлению к постоянному самосовершенствованию как признаку творческой личности.
Социально-педагогическая поддержка педагога на данном этапе заключается в создании условий для инициирования профессионального саморазвития и включает следующую последовательность действий:
− индивидуальные собеседования с педагогами с целью выявления смыслов, потребностей и мотивов процесса саморазвития;
− определение исходного уровня профессионального саморазвития и наличия кризисов (тестирование, анкетирование, ранжирование и другие методы);
− анализ результатов диагностики профессионального саморазвития;
− актуализация профессионально-развивающего потенциала педагогов;
− проведение тренингов с целью развития мотивации к самосовершенствованию;
− обучение основам самоорганизации деятельности.
2. Микротехнология целеполагания как проектирования.
Микротехнология соответствует проектировочному компоненту процесса профессионального саморазвития. Проектировочный компонент заключается в постановке цели как субъективного образа желаемого результата саморазвития. Цель обусловлена мотивами и определяется самим педагогом, процесс целеполагания в данном случае понимается как проектирование. Основополагающее значение в проектировании как способности устанавливать цели (субъективные образы желаемых результатов) имеет самоорганизация педагога в процессе собственного саморазвития.
Социально-педагогическая поддержка педагога на данном этапе саморазвития заключается в оказании научно-методической помощи в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории. Последовательность социально-педагогической поддержки представляет собой обеспечение следующих действий:
− помощь в определении цели и задач саморазвития педагога в состоянии профессионального кризиса в условиях цифровой образовательной среды;
− оказание поддержки в выборе общей стратегии и проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории на основе вариативных средовых ресурсов;
− определение планируемых результатов профессионального саморазвития педагога, соотнесенных с поставленной целью и задачами;
− методическая помощь в оформлении программы реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории.
3. Микротехнология реализации проекта профессионального саморазвития.
Микротехнология соответствует деятельностно-практическому компоненту процесса профессионального саморазвития. Данный компонент включает действия педагога по достижению результата саморазвития на основе выбранных технологий (системы условий, форм, методов и средств решения поставленных задач). Успешность этого этапа саморазвития заключается в способности к самостоятельной реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории без постоянного внешнего контроля, а также самоорганизация в достижении поставленной цели и решении актуальных задач.
Социально-педагогическая поддержка саморазвивающегося педагога на данном этапе заключается в осуществлении методического сопровождения, координации деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечении доступности профессионально-развивающих ресурсов внешней цифровой образовательной среды. Последовательность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении следующих действий:
− поддержка в реализации проекта саморазвития педагога, его профессионально-развивающей траектории с учетом условий цифровой образовательной среды;
− рекомендации педагогам по выбору и использованию форм, методов и средств реализации проекта профессионального саморазвития;
− обеспечение участия в обучающих мастер-классах, тренингах, научно-практических конференциях, вебинарах;
− текущая диагностика и отслеживание результативности процесса профессионального саморазвития педагога, мониторинг предполагает фиксацию изменений в показателях саморазвития, выявление возникающих трудностей, при этом важно установление индивидуальной динамики основных показателей саморазвития;
− оперативная коррекция проекта профессионального саморазвития на основе полученных результатов мониторинга;
− получение обратной связи в процессе реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий.
4. Микротехнология рефлексии процесса профессионального саморазвития.
Микротехнология соответствует рефлексивному компоненту процесса профессионального саморазвития. Данный компонент включает оценку результатов саморазвития, осуществляемую как по внешним, так и по собственным (внутренним) критериям соответствия полученных результатов, соотнесенных с поставленными целью и задачами. Основополагающую роль в данном случае имеет самоорганизация в проведении оценки результатов саморазвития, осуществлении рефлексии процесса собственного развития.
Социально-педагогическая поддержка заключается в следующих последовательных действиях:
− проведение контрольной диагностики процесса профессионального саморазвития на основе самооценки качественных и количественных результатов, а также их независимой внешней экспертной оценки;
− анализ результатов саморазвития с позиций обеспечения педагогом качества образования и результативности деятельности всех участников образовательного процесса;
− системное осмысление результатов профессионального саморазвития;
− критическая рефлексия затруднений, возникших в процессе реализации проекта профессионального саморазвития;
− составление плана корректировочных действий на будущую деятельность, так как профессиональное саморазвитие – это непрерывный циклический процесс, осуществляемый по концентрическому принципу;
− обобщение результатов профессионального саморазвития в продуктах педагогического творчества, проведение мастер-классов для распространения положительного опыта саморазвития.
5. Микротехнология самоменеджмента, активизации самоорганизации и саморегуляции саморазвития.
Данная микротехнология соответствует эмоционально-волевому компоненту профессионального саморазвития, который включает саморегуляцию данного процесса и его результата. Важнейшую роль на данном этапе играет самоорганизация в управлении собственными эмоциями, мыслями и поведением на основе саморегуляции профессионального саморазвития в условиях цифровой образовательной среды. Компетенцией, обеспечивающей успешность эмоционально-волевого компонента, является способность управлять процессом саморазвития на основе самоконтроля деятельности, самостоятельно корректировать свои действия по результатам саморазвития.
Социально-педагогическая поддержка в данном случае заключается в научно-методическом обеспечении самоконтроля саморазвития педагога, обеспечении непрерывности этого процесса.
Для успешности реализации социально-педагогической поддержки необходимо обеспечение следующих последовательных действий:
− обучение приемам планирования и эффективной работы с информацией, рациональной организации профессионально-педагогической деятельности;
− формирование самомотивации как внутренней установки и способности сознательно мотивировать субъект на процесс профессионального саморазвития;
− обеспечение преемственности этапов профессионального саморазвития педагога.
Заключение
Таким образом, субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога представляет собой совокупность взаимосвязанных микротехнологий, объединенных последовательностью действий по эффективной реализации процесса профессионального саморазвития педагога. Эффективность реализации технологии достигается сочетанием субъектно-смысловой основы данного процесса с его внешней субъектно-интегративной поддержкой.