Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

MICROTECHNOLOGIES OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SELF-DEVELOPING TEACHERS

Ushakov A.A. 1 Sazhina N.M. 1 Okladnikova M.G. 1
1 Kuban State University
The modern digital transformation of the socio-economic sphere and educational systems determines the rapidly changing requirements for teachers who must be in the process of continuous professional self-development. Dynamic updating of requirements for educational systems is associated with the emergence of crisis situations, in connection with which teachers need to provide external socio-pedagogical support in the process of their own self-development. The relevance of the topic under consideration determines a practice-oriented research problem: what is the content and technological support of socio-pedagogical support for the process of professional self-development of a teacher? As a result of the research, a subject-integrative value-semantic technology has been developed, the purpose of which is to provide comprehensive socio-pedagogical support to teachers during periods of crises as points of professional growth in the changing conditions of the modern digital educational environment. This technology is a set of microtechnologies as a sequence of actions of socio-pedagogical support corresponding to the procedural components of professional self-development of a teacher: these are microtechnologies of initiating the process of self-development, goal-setting as a design, implementation of a self-development project, its reflection, as well as microtechnology of self-management, activation of self-organization and self-regulation of self-development. Microtechnologies of socio-pedagogical support for professional self-development of teachers are reproducible in specific educational organizations and are the basis for designing individual professional development trajectories. The results of the study allow us to variably solve the practice-oriented problem of content-technological support of the teacher’s self-development process in a digital educational environment on the basis of a subjective approach. The study was carried out with the financial support of the Kuban Science Foundation within the framework of the scientific project No. PPN-21.1/8.
professional self-development of a teacher
socio-pedagogical support
digital educational environment
subject-integrative value-semantic technology
microtechnologies of socio-pedagogical support

В настоящее время основополагающими ресурсами информационного развития общества в условиях цифровой образовательной среды становятся не только технические разработки, но прежде всего потенциал специалистов, человек с его смыслами, ценностями, стремлением к собственному саморазвитию. В теории профессионального саморазвития ведущие идеи принадлежат В.А. Сластенину, который определял данный процесс с позиции интеграции внешних условий и внутреннего движения личностного становления человека, проявляющегося в наличии потребностей в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий, целей, средств [1].

Проблема профессионального саморазвития современных педагогов имеет многоаспектный характер. В данном процессе ведущая роль принадлежит субъектной позиции педагога. Субъектность как свойство личности проявляется в способности к самодетерминации саморазвития, а также самоуправлению собственными ресурсами [2]. Субъектная позиция в профессиональном саморазвитии педагога – это ценностно-смысловая характеристика, на основе которой под влиянием синтеза индивидуальности и внешней цифровой образовательной среды активно и направленно осуществляется процесс собственного развития. Субъектная позиция представляет собой основу для включения в цифровую образовательную среду при условии, что педагог находится в процессе активного профессионального саморазвития и ориентируется на конечные результаты с учетом современных трендов [3]. Изменяющиеся образовательные условия и постоянное обновление цифровых образовательных ресурсов актуализируют необходимость непрерывного процесса совершенствования мастерства и оказания внешней помощи в периоды возникающих кризисов [4]. Именно профессиональные кризисы педагогов определяют необходимость оказания всесторонней социально-педагогической поддержки в целях повышения работоспособности и результативности процесса саморазвития, профилактики возникновения психического выгорания [5].

Таким образом, актуализируется практико-ориентированная исследовательская проблема: в чем заключается содержательно-технологическое обеспечение социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития педагога в кризисные периоды в современных средовых условиях?

Цель исследования – обосновать на теоретико-методологическом уровне и разработать субъектно-интегративную ценностно-смысловую технологию, включающую микротехнологии социально-педагогической поддержки на различных этапах профессионального саморазвития педагога.

Материалы и методы исследования

Методологической основой профессионального саморазвития педагога в цифровой образовательной среде является субъектный подход. В основе данного подхода находится идея о педагоге как центре субъектности, проявляющейся в потребности активного собственного развития как личности и профессионала. С позиций субъектного подхода профессиональное саморазвитие исследуется со стороны внутренней активной позиции педагога, при этом изучается и влияние факторов внешней цифровой образовательной среды.

Субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога основана на представлении о регулятивах:

− субъектно-смысловой регулятив определяет внутреннюю позицию педагога на основе ценностно-мотивационных ориентиров процесса собственного развития как потребности к движению и изменениям;

− субъектно-интегративный регулятив связан с оказанием внешней комплексной социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов, определяет степень необходимости такой поддержки.

В исследовании использовались методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, моделирование процесса профессионального саморазвития и его социально-педагогической поддержки и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология представляет собой совокупность микротехнологий как последовательности действий социально-педагогической поддержки, соответствующих процессуальным компонентам профессионального саморазвития педагога (рисунок).

Профессиональное саморазвитие – это субъектно-смысловой непрерывный процесс качественного поступательного изменения педагога как профессионала и личности в целях достижения высокого уровня профессионализма. Саморазвитие как автономный процесс имеет смыслообразующую природу, а смыслы являются движущей силой данного процесса. Профессиональное саморазвитие инициируется потребностями и мотивами и осуществляется в деятельности, направленной на достижение профессионально и личностно значимых целей.

Микротехнологии субъектно-интегративной ценностно-смысловой технологии социально-педагогической поддержки непрерывного процесса профессионального саморазвития педагогов неразрывно взаимосвязаны друг с другом в своей последовательности алгоритмических технологических действий.

missing image file

Субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога

1. Микротехнология инициирования процесса профессионального саморазвития.

Данная микротехнология соответствует мотивационному компоненту профессионального саморазвития, который включает смыслы, потребности и мотивы, инициирующие этот процесс. Потребности возникают на смыслообразующей основе саморазвития. Мотивационный компонент определяется готовностью педагога к сознательному профессиональному и личностному изменению, стремлению к постоянному самосовершенствованию как признаку творческой личности.

Социально-педагогическая поддержка педагога на данном этапе заключается в создании условий для инициирования профессионального саморазвития и включает следующую последовательность действий:

− индивидуальные собеседования с педагогами с целью выявления смыслов, потребностей и мотивов процесса саморазвития;

− определение исходного уровня профессионального саморазвития и наличия кризисов (тестирование, анкетирование, ранжирование и другие методы);

− анализ результатов диагностики профессионального саморазвития;

− актуализация профессионально-развивающего потенциала педагогов;

− проведение тренингов с целью развития мотивации к самосовершенствованию;

− обучение основам самоорганизации деятельности.

2. Микротехнология целеполагания как проектирования.

Микротехнология соответствует проектировочному компоненту процесса профессионального саморазвития. Проектировочный компонент заключается в постановке цели как субъективного образа желаемого результата саморазвития. Цель обусловлена мотивами и определяется самим педагогом, процесс целеполагания в данном случае понимается как проектирование. Основополагающее значение в проектировании как способности устанавливать цели (субъективные образы желаемых результатов) имеет самоорганизация педагога в процессе собственного саморазвития.

Социально-педагогическая поддержка педагога на данном этапе саморазвития заключается в оказании научно-методической помощи в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории. Последовательность социально-педагогической поддержки представляет собой обеспечение следующих действий:

− помощь в определении цели и задач саморазвития педагога в состоянии профессионального кризиса в условиях цифровой образовательной среды;

− оказание поддержки в выборе общей стратегии и проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории на основе вариативных средовых ресурсов;

− определение планируемых результатов профессионального саморазвития педагога, соотнесенных с поставленной целью и задачами;

− методическая помощь в оформлении программы реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории.

3. Микротехнология реализации проекта профессионального саморазвития.

Микротехнология соответствует деятельностно-практическому компоненту процесса профессионального саморазвития. Данный компонент включает действия педагога по достижению результата саморазвития на основе выбранных технологий (системы условий, форм, методов и средств решения поставленных задач). Успешность этого этапа саморазвития заключается в способности к самостоятельной реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории без постоянного внешнего контроля, а также самоорганизация в достижении поставленной цели и решении актуальных задач.

Социально-педагогическая поддержка саморазвивающегося педагога на данном этапе заключается в осуществлении методического сопровождения, координации деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечении доступности профессионально-развивающих ресурсов внешней цифровой образовательной среды. Последовательность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении следующих действий:

− поддержка в реализации проекта саморазвития педагога, его профессионально-развивающей траектории с учетом условий цифровой образовательной среды;

− рекомендации педагогам по выбору и использованию форм, методов и средств реализации проекта профессионального саморазвития;

− обеспечение участия в обучающих мастер-классах, тренингах, научно-практических конференциях, вебинарах;

− текущая диагностика и отслеживание результативности процесса профессионального саморазвития педагога, мониторинг предполагает фиксацию изменений в показателях саморазвития, выявление возникающих трудностей, при этом важно установление индивидуальной динамики основных показателей саморазвития;

− оперативная коррекция проекта профессионального саморазвития на основе полученных результатов мониторинга;

− получение обратной связи в процессе реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий.

4. Микротехнология рефлексии процесса профессионального саморазвития.

Микротехнология соответствует рефлексивному компоненту процесса профессионального саморазвития. Данный компонент включает оценку результатов саморазвития, осуществляемую как по внешним, так и по собственным (внутренним) критериям соответствия полученных результатов, соотнесенных с поставленными целью и задачами. Основополагающую роль в данном случае имеет самоорганизация в проведении оценки результатов саморазвития, осуществлении рефлексии процесса собственного развития.

Социально-педагогическая поддержка заключается в следующих последовательных действиях:

− проведение контрольной диагностики процесса профессионального саморазвития на основе самооценки качественных и количественных результатов, а также их независимой внешней экспертной оценки;

− анализ результатов саморазвития с позиций обеспечения педагогом качества образования и результативности деятельности всех участников образовательного процесса;

− системное осмысление результатов профессионального саморазвития;

− критическая рефлексия затруднений, возникших в процессе реализации проекта профессионального саморазвития;

− составление плана корректировочных действий на будущую деятельность, так как профессиональное саморазвитие – это непрерывный циклический процесс, осуществляемый по концентрическому принципу;

− обобщение результатов профессионального саморазвития в продуктах педагогического творчества, проведение мастер-классов для распространения положительного опыта саморазвития.

5. Микротехнология самоменеджмента, активизации самоорганизации и саморегуляции саморазвития.

Данная микротехнология соответствует эмоционально-волевому компоненту профессионального саморазвития, который включает саморегуляцию данного процесса и его результата. Важнейшую роль на данном этапе играет самоорганизация в управлении собственными эмоциями, мыслями и поведением на основе саморегуляции профессионального саморазвития в условиях цифровой образовательной среды. Компетенцией, обеспечивающей успешность эмоционально-волевого компонента, является способность управлять процессом саморазвития на основе самоконтроля деятельности, самостоятельно корректировать свои действия по результатам саморазвития.

Социально-педагогическая поддержка в данном случае заключается в научно-методическом обеспечении самоконтроля саморазвития педагога, обеспечении непрерывности этого процесса.

Для успешности реализации социально-педагогической поддержки необходимо обеспечение следующих последовательных действий:

− обучение приемам планирования и эффективной работы с информацией, рациональной организации профессионально-педагогической деятельности;

− формирование самомотивации как внутренней установки и способности сознательно мотивировать субъект на процесс профессионального саморазвития;

− обеспечение преемственности этапов профессионального саморазвития педагога.

Заключение

Таким образом, субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога представляет собой совокупность взаимосвязанных микротехнологий, объединенных последовательностью действий по эффективной реализации процесса профессионального саморазвития педагога. Эффективность реализации технологии достигается сочетанием субъектно-смысловой основы данного процесса с его внешней субъектно-интегративной поддержкой.