Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,827

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ПРОЕКТОВ

Серых Л.В. 1 Лапина В.Ю. 1 Мирошниченко М.А. 2
1 ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»
2 МБДОУ Детский сад № 14 «Центр развития ребенка «Золотой ключик», Белгород
В контексте текущих преобразований дошкольное образование трансформируется, чтобы одновременно беречь уникальность и значимость дошкольного этапа развития и обеспечить более раннюю готовность детей к школе и новой социальной роли ученика. Будучи первой ступенью непрерывного образования, оно гармонирует с общей стратегией модернизации российского образования, где конечной целью является не просто приобретение знаний, умений и навыков, а развитие ключевых социальных компетенций. В дошкольном возрасте важной является физкультурно-оздоровительная компетентность, которая объединяет мотивацию, знания о здоровье и физической культуре, умения и навыки в области физической активности, а также опыт эдоровьесберегающего поведения. Проводимое авторами исследование посвящено изучению влияния игровых проектов на развитие социальной компетентности дошкольников через физкультурно-оздоровительную деятельность. Использовались следующие методы: наблюдение, деление на группы, тестирование и анкетирование, анализ детских работ. После завершения педагогического эксперимента авторы констатировали ряд позитивных изменений: возросла мотивация к совместной деятельности, улучшились навыки командной работы, наблюдалось развитие эмоциональной устойчивости и самоконтроля, улучшились показатели выносливости, силы и координации. Авторы предлагают проект, где сосредоточились на развитии социальной компетентности дошкольников, используя для этого игровые проекты в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности. Этот подход продемонстрировал значительный положительный эффект, способствуя улучшению физического здоровья, повышению уровня социальной зрелости и стимулируя всестороннее личностное развитие детей, что, в свою очередь, закладывает основу для их успешной интеграции в общество в дальнейшем.
социализация
компетентность
физкультурно-оздоровительная деятельность
дошкольный возраст
игра
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 20.06.2025).
2. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705290022 (дата обращения: 20.06.2025).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 25.06.2025).
4. Николаева А.В. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017034623 (дата обращения: 26.06.2025).
5. Морозова Н.А., Реуцкая Н.А. К проблеме реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов международной научно-практической конференции. 2014. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-realizatsii-kompetentnostnogo-podhoda-v-doshkolnom-obrazovanii (дата обращения: 23.06.2025).
6. Штольц Ю.М., Клименко И.В. Компетентностный подход в контексте здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 1 (49). С. 97–101. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-kontekste-zdoroviesberezheniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.06.2025).
7. Кудаланова Л.П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. 2013. № 1–3. С. 623–627. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30998 (дата обращения: 25.06.2025).
8. Романова Е.В., Пронина Н.А. Формирование компетентности педагогов в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни // Концепт. 2022. № 3. URL: http://e-koncept.ru/2022/221014.htm. (дата обращения: 23.06.2025). DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11014.
9. Ахаев А.В., Стеблецова И.С., Ахаева Н.В. Внедрение игровых технологий как одно из условий создания предметно-развивающей среды для образования детей дошкольного возраста // Балканско научно обозрение. 2020. № 1 (7). С. 5–8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-igrovyh-tehnologiy-kak-odno-iz-usloviy-sozdaniya-predmetno-razvivayuschey-sredy-dlya-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.06.2025).
10. Заломская Е.А., Якоб С.А. Теоретические основы формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018005289»>https://scienceforum.ru/2018/article/2018005289 (дата обращения: 26.06.2025).
11. Айзман Р.И., Мельникова М.М., Косованова Л.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании. М.: Юрайт, 2025. 283 с. ISBN: 978-5-534-07354-6.
12. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3980-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403236631/ (дата обращения: 25.06.2025).
13. Лукьянова Л.М., Малахова А.Р. Использование инновационных технологий физической культуры и спорта в дошкольных образовательных учреждениях // Наука-2020. 2022. № 3 (57). 122–127. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-innovatsionnyh-tehnologiy-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniya (дата обращения: 26.06.2025).
14. Волосникова Т.В. Управление здоровьем детей в системе физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. № 3 (61). С. 26–29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-zdoroviem-detey-v-sisteme-fizkulturno-ozdorovitelnoy-deyatelnosti-doshkolnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 23.06.2025).
15. Габеркорн И.И. Теоретико-методологические аспекты формирования здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85–2. С. 85–97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskieaspekty-formirovaniya-zdoroviesberegayuschey-sredy-vdoshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения:
26.06.2025).

Введение

Дошкольное образование ориентировано на то, чтобы, не лишая детей радостей детства и сохраняя ценность этого периода, плавно подготовить их к школе, к новой социальной роли ученика, постепенно вовлекая в учебный процесс. Следовательно, дошкольный возраст становится критически важным для формирования базовых навыков социальной зрелости и компетентности, которые в дальнейшем определяют траекторию развития ребенка и его успешную адаптацию в школе [1, 2].

Дошкольное образование, выступая в качестве отправной точки образовательного процесса, закладывая фундамент всего образовательного пути человека, претерпевает изменения в рамках российского образования. Суть этой модернизации заключается в том, что результатом работы дошкольных образовательных организаций становится не столько багаж знаний, сколько развитые у ребенка ключевые компетенции [3, 4].

В исследованиях Н.А. Морозовой и Н.А. Реуцкой прослеживается корреляция между применением компетентностного подхода и уровнем качества дошкольного образования. Авторы обоснованно утверждают, что комплексная оценка современного дошкольного образования невозможна без учета показателей здоровья детей [5]. Данное положение находится в прямой зависимости от эффективности реализации компетентностного подхода в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности, ориентированной на формирование у детей доступных им здравых форм поведения. Эту мысль поддерживает и Ю.М. Штольц, отмечая значимость компетентностного подхода к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации [6].

Физкультурно-оздоровительная компетентность в дошкольном возрасте, по мнению Л.П. Кудалановой, представляет собой интегративное личностное образование, включающее мотивационно-потребностную сферу, когнитивный компонент (знания о здоровье и физической культуре); операциональный компонент (умения и навыки в области физической активности) и опыт здоровьесберегающей деятельности [7]. По мнению Е.В. Романовой, Н.А. Прониной, она проявляется в способности ребенка адекватно оценивать ситуацию, связанную с его физическим состоянием, и принимать обоснованные решения для достижения конкретных результатов в укреплении и развитии здоровья. Компетентность в физкультурно-оздоровительной деятельности, приобретенная в дошкольном возрасте, играет важную профилактическую роль [8, 9]. Компетентность, как отмечают Е.А. Заломская, С.А. Якоб, способствует формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и привычки заботиться о нем, что в будущем поможет преодолеть распространенное пренебрежение к здоровому образу жизни [10].

Р.И. Айзман рассматривает здоровье как целостную систему, объединяющую физическое, психическое и духовное благополучие человека, находящуюся в тесной взаимосвязи с окружающей средой и социальными условиями. В своих исследованиях он разработал методологию и методику оценки здоровья, а также создал компьютерную программу для мониторинга здоровья участников образовательного процесса [11]. Эта программа отличается простотой использования, доступностью и возможностью формирования электронных паспортов здоровья для различных групп населения [12, 13].

Т.В. Волосникова, изучая управление факторами, влияющими на здоровье детей в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду, исследовала регуляторы управления здоровьем дошкольников. Она подчеркивает важность четкой и понятной формулировки целей оздоровления для родителей, что способствует их мотивации к участию в этом процессе [14]. И.И. Габеркорн отмечает, что осознанное сохранение здоровья ребенка требует от родителей не только времени и ресурсов, но и понимания современных принципов организации здоровьесберегающей среды для ребенка, которые должны способствовать навыку самостоятельной ответственности за свое здоровье. Состояние здоровья молодого организма в значительной степени детерминировано характеристиками среды его развития. Здоровьесберегающая среда образовательной организации представляет собой динамическую систему условий, обеспечивающих все компоненты здоровья и способствующих формированию ценностного отношения к нему. Несмотря на это, процесс укрепления здоровья детей часто характеризуется бессистемностью и формальным подходом. Эффективное решение данной проблемы требует разработки и внедрения в дошкольных образовательных организациях системной модели, ориентированной на создание оптимальных педагогических условий для удовлетворения потребностей детей в формировании и укреплении здоровья и социальной компетентности [15].

Обеспечение здоровья детей требует переориентации на формирование у них навыков личной ответственности за собственное самочувствие. Данная задача предполагает существенные трансформации в организации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных организациях.

Цель исследования – изучить эффективность применения игровых проектов как инструмента формирования социальной компетентности дошкольников в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности.

Материалы и методы исследования

Исследование было реализовано на базе МБДОУ Детский сад № 14 «Центр развития ребенка «Золотой ключик» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 80 воспитанников старшего дошкольного возраста. В рамках исследования авторами были использованы разнообразные методы:

1. Наблюдение и фиксация результатов наблюдения. Проводилось систематическое наблюдение за поведением детей в ходе физкультурно-игровых мероприятий, фиксировались показатели активности, сотрудничества и лидерских качеств.

2. Экспериментальные группы. Были сформированы две экспериментальные группы: контрольная группа (без внедрения игровой проектной деятельности) и экспериментальная группа (включающая игровое проектирование).

3. Тестирование и анкетирование. Оценивались изменения в уровне физической подготовки и социально-коммуникативной компетенции участников эксперимента.

4. Анализ продуктов детской деятельности. Изучались рисунки, поделки и другие творческие продукты, созданные детьми в процессе участия в игровых проектах.

Контрольная группа проходила традиционную программу физкультурно-оздоровительной деятельности, тогда как экспериментальная группа активно участвовала в специально разработанных игровых проектах, направленных на повышение социальной вовлеченности и физической активности.

Результаты исследования и их обсуждение

Представлены количественные данные (рис. 1), отражающие распределение дошкольников по уровням сформированности социальной компетентности (высокий, средний и низкий) в области физкультурно-оздоровительной деятельности, реализуемых в формате игровых проектов. Данные получены эмпирическим путем с использованием методов систематического наблюдения, тестирования, анализа продуктов творческой деятельности и полуструктурированного интервью.

Анализ данных позволяет сделать вывод, что уровень социальной компетентности значительно вырос у детей экспериментальной группы, использовавших игровые проекты, по сравнению с контрольной группой. Процент детей со средним уровнем снизился незначительно, однако общий баланс сместился в сторону повышения высоких уровней. Количество детей с низким уровнем сократилось почти вдвое в экспериментальной группе, что свидетельствует о позитивных изменениях.

missing image file

Рис. 1. Результаты оценки (%) уровней социальной компетентности дошкольников в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, полученные в ходе реализации игровых проектов Источник: составлено авторами по результатам данного исследования

После завершения эксперимента авторы констатировали ряд позитивных изменений в экспериментальной группе. В частности, значительно возросла мотивация к совместной деятельности, что выразилось в повышенном интересе к спортивным мероприятиям и командным играм. Участники продемонстрировали улучшенные навыки командной работы, проявляя лидерские качества, способность к координации и конструктивному разрешению конфликтов. Также наблюдалось развитие эмоциональной устойчивости и самоконтроля, особенно в стрессовых ситуациях. Физическое развитие участников экспериментальной группы также превзошло показатели контрольной группы, что подтверждается улучшением выносливости, силы и координации. Наконец, участники стали более самостоятельными и уверенными в себе, успешно принимая решения и выполняя задачи.

Исследование подтверждает важность игровых методов в дошкольном образовании для развития социальных навыков и здоровья детей. В центре внимания – разработка и внедрение социально-игровых проектов, удовлетворяющих ключевые потребности ребенка. В представленном проекте были разработаны игровые программы, призванные способствовать развитию у детей дошкольного возраста социальной компетентности, связанной с физической культурой и заботой о здоровье. Основная цель проекта заключается в создании, теоретическом обосновании, практическом тестировании и последующей оценке эффективности этих игровых проектов. Ожидается, что они помогут сформировать у дошкольников необходимую социальную компетентность, подготовить их к школе с точки зрения физического развития и привить им основы здорового образа жизни. Для достижения поставленной цели определены четыре ключевые задачи, которые наглядно представлены на рис. 2.

missing image file

Рис. 2. Проектные задачи по развитию социальной компетентности дошкольников в области физкультурно-оздоровительной деятельности Источник: определены авторами на основе проведенного исследования

missing image file

Рис. 3. Практические мероприятия, необходимые для исследования мотивации к занятиям физкультурой и оздоровлением у детей, педагогов и родителей Источник: определены авторами на основе проведенного исследования

Общий план реализации проекта включает в себя три этапа.

Этап 1 – теоретическая подготовка. В рамках данного этапа была проведена работа по созданию концепции проекта и подготовке материалов для участия в региональной научно-практической конференции «Социализация растущего человека в современном образовательном пространстве». Ключевым достижением этапа стала публикация статьи «Проблемы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста» в издании, включенном в перечень ВАК.

Этап 2 – эмпирическое исследование. На втором этапе проводилось исследование мотивации к занятиям физкультурой и оздоровлением у детей, педагогов и родителей. Также оценивалась результативность образовательного процесса в формировании социальной компетентности, связанной с укреплением здоровья. Этот этап осуществлялся через реализацию определенных мероприятий, представленных на рис. 3.

Этап 3 – практическая реализация и обобщение результатов. Заключительный этап включал завершение научно-экспериментальной работы по созданию и внедрению социально-игровых проектов, направленных на развитие физкультурно-оздоровительной деятельности. Результаты исследования были систематизированы, представлены в научно-педагогических публикациях и оформлены в виде отчетов.

Имеющийся у коллектива научный задел по проекту (указываются полученные результаты, разработанные программы и методы, экспериментальное оборудование, материалы и информационные ресурсы, имеющиеся в распоряжении коллектива для реализации проекта). Реализация игровых проектов, ориентированных на развитие социальной компетентности дошкольников в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности, невозможна без активного и квалифицированного участия педагогического коллектива.

Проект направлен на комплексное развитие социальной компетенции дошкольников посредством активной интеграции подвижных игр и традиционных русских дворовых игр в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций Белгородской области. Важнейшими результатами внедрения проекта являются следующие ключевые достижения: улучшение физического здоровья благодаря регулярному участию в активных играх и соревнованиях; социально-коммуникативное развитие, поскольку участники учатся договариваться друг с другом, решать конфликты мирным путем, проявлять терпение и уважение к партнерам по игре; эмоционально-психологическое благополучие через снижение тревожности и стресса у детей благодаря радостным впечатлениям от совместных игр и достижений.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание играет ключевую роль в формировании здоровья детей дошкольного возраста. Важнейшим элементом является развитие социальной компетентности, то есть способности эффективно взаимодействовать с окружающим миром, решать социальные задачи и заботиться о своем здоровье. Исследования показывают, что у значительной части белгородских детей наблюдается отставание в двигательном развитии и недостаточная сформированность компетентности в области физкультуры и здоровья. Для решения этой проблемы авторы разработали проект, в котором особое внимание уделяется подвижным играм с правилами. Эти игры позволяют детям не только развивать физические навыки, но и приобретать социальный опыт, осваивая правила и нормы поведения. Данный проект демонстрирует значительное положительное влияние на физическое здоровье, социальную зрелость и личностное развитие дошкольников, обеспечивая им прочную основу для успешной социализации в будущем.


Библиографическая ссылка

Серых Л.В., Лапина В.Ю., Мирошниченко М.А. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ПРОЕКТОВ // Международный журнал экспериментального образования. 2025. № 3. С. 23-28;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12205 (дата обращения: 21.08.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/mjeo.12205